Северный завоз: необходимость долгосрочных закупочных контрактов и тестовое подключение Якутии к новой информационной системе
Об этом шла речь на «Транспортной неделе», которая проходит в Москве с 15 по 20 ноября
Источник: arctic.s-kon.ru
Новости северного завоза: Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Северный завоз» в тестовом режиме начала работу в Республике Саха (Якутия), а заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило заявил о необходимости пересмотра закупочных процедур для северного завоза «с точки зрения транспортного плеча» – чтобы не везти, к примеру, авиационный керосин в Магадан из Ярославской области только потому, что так прошли биржевые торги. Об этом шла речь в ходе мероприятий «Транспортной недели» – главного события в области транспорта, логистики и инфраструктуры, которое проходит в Москве с 15 по 20 ноября, сообщает ИАА «ПортНьюс».
Статс-секретарь – заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский рассказал на «Транспортной неделе», что тестовый запуск единой информационной платформы для северного завоза выполнен в Якутии – как самом большом регионе, где он осуществляется. Планируется, что в этом году и другие регионы в тестовом режиме смогут присоединиться к системе и начать формировать в ней планы работ по северному завозу на 2026 год. Завершение создания ФГИС «Северный завоз» намечено на 2027-й. ФГИС будет интегрирована с единой информационной системой в сфере закупок, государственной информационной системой электронных перевозочных документов, единой системой мониторинга перевалки грузов в морских портах, системой государственного портового контроля и рядом других цифровых платформ – чтобы стать ключевым элементом управления северным завозом. ФГИС «Северный завоз» должна повысить прозрачность планирования, обеспечить контроль процессов закупки и доставки грузов жизнеобеспечения, мониторинг движения грузов и недопущение сбоев поставок.
Об оптимизации процессов закупок говорил на «Транспортной неделе» и заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило: закупочные процедуры для северного завоза необходимо пересмотреть с точки зрения рациональности перевозок. Не должно быть быстрых и случайных биржевых сделок, в результате которых необходимые грузы потом приходится везти через всю страну – им на смену должны прийти долгосрочные контракты, позитивно влияющие на логистику, несущие меньше рисков и больше экономической выгоды. В северном завозе часть перевозок выполняется частными компаниями, которые в стоимость доставки товаров закладывают свои издержки. Изменить ситуацию можно, установив контроль за всеми элементами транспортной цепочки, регулируя тарифы при необходимости, предусмотрев систему субсидирования. Дополнительно снижать стоимость перевозок можно через повышение качества планирования, укрупнение партий поставок.
По словам Алексея Шило, важной составляющей успешного обеспечения северного завоза с точки зрения планирования является информационный обмен между всеми участниками процесса – Минтрансом, Минвостокразвития, РЖД, «Росатомом» и другими. Уже в этом году будут выполнены тестовые перевозки в ходе настройки ФГИС «Северный завоз» и ее симбиоза с другими информационными системами. Все процедуры будут транслироваться в онлайн-режиме.
На «Транспортной неделе»-2025 18-20 ноября работают XIX Международный форум и выставка «Транспорт России». В ходе форума состоялась рабочая встреча министра транспорта РФ Андрея Никитина с главой Республики Саха (Якутии) Айсеном Николаевым, на которой обсуждалось развитие транспортной отрасли в регионе, в частности, – создание мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» и строительство Ленского моста.