Сколько стоит углерод в арктических странах?

Экология
Луиза Бродт
1 Января, 2021 | 05:53
Сколько стоит углерод в арктических странах?
Фото: Вадим Штрик, GeoPhoto

 

Изменение климата и его проявления в Арктике

Вопросы климатических изменений уже давно вышли за рамки исключительно экологической проблемы; теперь они обсуждаются не только климатологами и специалистами в области естественных наук, но всё больше политиками, дипломатами и экономистами.

Сегодня изменение климата, так или иначе, касается всех. Где-то оно проявляется в виде учащения штормов и наводнений, где-то обостряет продовольственную проблему и даже служит причиной миграции населения.

В арктическом регионе основными климатическими рисками становятся таяние многолетней мерзлоты, на которой располагаются дома, объекты ЖКХ и промышленная инфраструктура; уменьшение ледяного покрова арктических морей, что усиливает разрушительное воздействие штормов на береговую зону, создавая угрозу жизни проживающих там людей.

Арктику причисляют к наиболее уязвимым к климатическим изменениям регионам (наряду с малыми островными государствами, Африкой и мегадельтами африканских и азиатских рек). Изменение климата здесь происходит в два раза более интенсивно. Из-за видовой бедности и повышенной скорости этих изменений арктическая флора и фауна просто не успевают к ним адаптироваться. Причём специфика реакции арктических экосистем на климатические изменения лишь усиливает их течение во всём остальном мире. Например, протаивание мерзлоты ведёт к высвобождению парникового газа метана, повышение концентрации которого в атмосфере дополнительно ускоряет рост температуры Земли.

 

Источник: thepmr.org

 

Экономика изменения климата и цена на углерод

Климатические изменения напрямую связаны с процессами социально-экономического развития стран и поэтому рассматриваются целым рядом социальных наук, включая экономику. В области экономической политики основным способом замедления климатических изменений является снижение выбросов парниковых газов, которые их вызывают. Доступных способов сокращения выбросов много. Это и повышение эффективности процессов производства (например, через модернизацию промышленного оборудования), и совершенствование процессов потребления энергии (например, снижение теплопотерь в зданиях), и переход на возобновляемые источники энергии. 

Но выбрать наиболее доступные и дешёвые способы сокращения выбросов из этого множества «в ручном режиме», как правило, нелегко – для этого нужно собрать информацию о всех возможных источниках и способах сокращения выбросов. С точки зрения экономической теории, преодолеть эту проблему можно, создав общую для всей экономики систему экономических сигналов, создающих стимулы для компаний к сокращению выбросов.

Именно эту функцию и выполняет цена на углерод, которая устанавливается на едином для всех уровне. Дальше – каждый эмитент сам решает, платить цену или сокращать выбросы, если это для него выгоднее. Другими словами, введение цены на углерод задействует наиболее дешёвые способы сокращения выбросов, чего невозможно добиться, используя неэкономические инструменты политики.

По мере обострения проблемы глобального изменения климата возросла и необходимость в проактивной климатической политике и наиболее эффективных инструментах сокращения выбросов, таких как цена на углерод, чем и обусловлена её растущая популярность. Сейчас в виде углеродного налога (Carbon Tax) или системы торговли выбросами (Emissions Trading System) цена на углерод уже введена в 60 регионах и странах мира (рис. 1). Не исключением являются и многие арктические страны, ощущающие на себе проблему изменения климата, как никто другой.

Цена на углерод в том или ином виде действует на территории Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии и Дании.

    

Рис.1. Цены на углерод в странах в 2020 г., долл.США/т CO2-экв. Источник: Институт экономики климата I4CE

 

Цена на углерод в Северной Европе

Первой страной в мире, которая ввела углеродный налог ещё в 1990 г., стала Финляндия. Тогда его ставка составила около 1 долл. США за тонну CO2-эквивалента, на сегодня она составляет 68 долл. США за тонну CO2-экв. для сжигания транспортного топлива и 70 долл. США за тонну CO2-экв. – для других видов ископаемого топлива.

Дания, Швеция и Норвегия также были в числе первых стран, начавших использование углеродных налогов ещё в начале 1990-х гг. Сейчас углеродный налог на выбросы парниковых газов от сжигания ископаемого топлива в Дании составляет 26 долл. США за тонну CO2-экв., в Норвегии – 58 долл. США за тонну CO2-экв.

Наивысший уровень цены на углерод – в Швеции, где она достигает 123 долл. США за тонну CO2-экв. Исландия ввела углеродный налог лишь в 2010 г. и в данный момент его ставка составляет 30 долл. США за тонну CO2-экв.

Параллельно с углеродными налогами в странах Северной Европы с 2005 года действует общеевропейская система торговли выбросами ЕСТВ (EU Emissions Trading System). Она представляет собой рынок, где компании-эмитенты могут торговать разрешениями на выбросы: продавать в случае избытка и докупать в случае, если не могут уложиться в установленные общеевропейским регулятором ограничения по выбросам. Система охватывает сектор теплоэлектрогенерации, энергоёмкое производство, включая нефтепереработку, металлургию, цементную и химическую отрасли, деревопереработку, стекольную и керамическую промышленности, а также распространяется на сектор коммерческой авиации.

Динамика цены на ЕСТВ во многом определяется макроэкономической конъюнктурой (см. рис. 2), что особенно заметно в период кризисов. Так, например, вследствие финансового кризиса 2008-2009 гг. цена на европейском углеродом рынке опускалась с относительно высоких значений в 25-30 евро за тонну до уровня в 9 евро за тонну (c 36 до 11 долл. США за тонну CO2-экв.).

В связи с пандемией COVID-19 цена на рынке в марте 2020 г. упала с 26 до 16 евро за тонну (c 30 до 20 долл. США за тонну CO2-экв.), но к настоящему моменту вернулась на прежний уровень. 

 апро.png

Рис.2. Динамика цены на углерод в Европейской системе торговли квотами с 2008 по 2020 гг., евро/т CO2-экв. Источник: Ember

 

Цена на углерод в Канаде

В 2019 г. Канада объявила о внедрении панканадского подхода к ценообразованию на выбросы углерода. Данный подход состоит из двух компонентов: топливного сбора, который эквивалентен углеродному налогу, применяемому к потребителям, и системы OBPS (Output-Based Pricing System) для производств с высоким углеродным следом, цена на углерод которых устанавливается на основе информации об их конечном выпуске.

Каждой провинции и территории был предоставлен выбор – принять федеральную систему углеродного ценообразования, либо разработать свою собственную. При этом самостоятельно разработанные подходы провинций должны соответствовать федеральным стандартам: минимальная ставка углеродного налога должна быть не ниже 20 канадских долл. на тонну СО2-экв. и должна повышаться ежегодно на 10 канадских долл. до достижения 50 долл. к 2022 г., также налоговые поступления должны перераспределяться внутри провинции для инвестирования зелёных проектов и помощи уязвимым отраслям.

В некоторых провинциях Канады – в Британской Колумбии и Альберте с 2008 г., в Квебеке с 2013-го – уже действовали собственные инициативы по углеродному ценообразованию. Сегодня в Британской Колумбии налог установлен на уровне 40 канадских долл. за тонну CO2-экв (31 долл. США за тонну CO2-экв.), в Альберте – 30 канадских долл. за тонну CO2-экв. (23 долл. США за тонну CO2-экв.), а в Квебеке действует система торговли выбросами с ценой 21 канадский долл. за тонну CO2-экв. (17 долл. США за тонну CO2-экв.). Эти системы отвечают федеральным стандартам, поэтому были одобрены правительством.

Северо-Западные территории, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия и Остров Принца Эдуарда разработали свои инициативы по углеродному ценообразованию, которые также были признаны, как соответствующие федеральным стандартам. С 2020 г. в них действует налог на уровне 20 канадских долл. на тонну СО2-экв. (15 долл. США за тонну CO2-экв.).

Территории Юкон и Нунавут выбрали федеральную систему углеродного ценообразования. В силу целого ряда особенностей этих арктических территорий в них разработана система скидок и компенсаций при сборе углеродного налога на топливо.

Инициативы же провинций Манитоба, Нью-Брансуик, Онтарио и Саскачеван были признаны не соответствующими критериям, поэтому к этим провинциям планируется применение федеральной системы. Все четыре провинции сейчас оспаривают данное решение Правительства в верховном суде.

 

Будет ли цена на углерод в России?

Возможности введения цены на углерод обсуждаются и в России. Проект федерального закона об обязательной углеродной отчётности и введении системы регулирования выбросов в России находится на рассмотрении в Правительстве. Вопрос о том, когда и в какой форме (в виде углеродного налога или СТВ) цена на углерод может быть введена на общероссийском уровне пока остается открытым. Недавно стало известно об инициативе запуска системы регулирования выбросов на Сахалине, где прорабатывается возможность углеродного регулирования с использованием элементов цены на углерод уже в 2021г.

 

***

Луиза Бродт, Новосибирский Государственный Университет,
Илья Степанов, НИУ Высшая школа экономики,
специально для GoArctic

далее в рубрике