Скоро в Арктике «Пурга»

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
7 Февраля, 2021 | 06:23
Скоро в Арктике «Пурга»
Официальная модель пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак») с заводским номером 235. Фото: Curious / forums.airbase.ru

Под шифром «Ермак»

Заложенный 25 июля 2020 года на Выборгском судостроительном заводе в Ленинградской области для погранслужбы ФСБ России патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак») должен пополнить состав Береговой охраны ПС ФСБ в 2024 году.

Церемония закладки киля «Пурги», корабля с полным водоизмещением 8500 тонн, способного преодолевать лёд толщиной 1, 7 метров, состоялась в присутствии прессы. Представителям СМИ  было озвучено, что два патрульных корабля проекта 23550, предназначенные для Погранслужбы ФСБ, будут обладать такими же характеристиками по внешнему облику, параметрам и тоннажу, что и корабли под шифром «Арктика» для ВМФ России. Но будут и отличия, которые заключаются в наборе вооружений.

Контракт на два патрульных ледокола для ФСБ стоимостью 18 млрд рублей со сроком сдачи конец 2024 года и конец 2025 года знаменует новую веху в истории Береговой охраны Погранслужбы – «Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в её составе.

Известно, что постройка головного корабля этого класса в интересах ВМФ России осуществлялась АО «Адмиралтейские верфи». 25 октября 2019 года патрульный ледокол «Иван Папанин», оснащённый тактическим ударным вооружением (ракетный комплекс «Калибр» и комплекс «Уран» с противокорабельными дозвуковыми ракетами Х-35У)  и имеющий авиационную группу в составе корабельного противолодочного вертолёта K-27 и БПЛА в палубном ангаре, был спущен на воду. Заложенный 19 апреля 2017 года, он достраивается на плаву, готовится к швартовным и заводским ходовым испытаниям. Передача флоту после государственных испытаний запланирована на конец 2023 года.


Фото: Curious / forums.airbase.ru


Дальность плавания на 2000 миль больше

Строительство «Пурги» займёт четыре года. Совершение дальних походов для этой военно-морской платформы обусловлено необходимостью погранконтроля арктического шельфа на всей протяжённости. В задачи будет входить также содействие досмотру грузов, перемещаемых по Северному морскому пути. Именно поэтому отличается дальность плавания кораблей, предназначенных для двух силовых ведомств.

При автономности 70 суток дальность плавания для ВМФ составляет 10 000 миль, а для ФСБ – 12 000 миль (22 000 км). При этом экипаж в количестве 60 человек может быть увеличен за счёт дополнительно размещаемого контингента в 50 человек. Это могут быть специалисты различных категорий и воинских специальностей.

Исходя из основной задачи – защиты государственных границ РФ в Арктике и охраны экономических ресурсов региона – патрульный ледокол существенно укрепит безопасность Заполярья. Помимо современного вооружения и навигационного и радиоэлектронного оборудования, корабль будет оснащен специальным оборудованием, которое представляет собой буксирную лебёдку тягой около 80 тонн, и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъёмностью 28 тонн каждая. Это означает, что возможности буксировки так же предусмотрены, то есть корабль способен выполнять и поисково-спасательные функции.

Повышенное внимание ряда иностранных государств, обладающих, в том числе, ледокольным флотом (речь о США и Норвегии) к арктической зоне России, а также принятие Пентагоном новой стратегии для ВМС США, в которой особое место уделяется береговой охране, требует наращивания корабельной группировки для гарантированного решения задач пограничной безопасности.

Проникновение в территориальные воды России любых несанкционированных заходов, в том числе под предлогом «свободы судоходства» в исторических водах России будет пресекаться обладающими для этого всеми возможностями кораблями береговой охраны Погранслужбы.


Фото: topwar.ru


Оружие соответствует решаемым задачам

При необходимости ФСБ коррелирует свои действия с командованием Северного флота, ведь на судне-нарушителе могут быть и вооруженные диверсанты. Учитывая упор НАТО на подготовку Сил спецопераций на Аляске и в странах Скандинавии, такие сценарии исключать нельзя. Вот почему на корабле проекта 23550 размещена артустановка АК-176МА калибром 76,2 мм, изготовленная по геометрии «стелс» с целью снижения радиолокационной заметности.

Этот образец ударного вооружения превосходит прошлые модификации по кучности стрельбы, плотности огня и скорости горизонтального и вертикального наведения. Артиллерийская установка АК-176МА оснащена цифровой системой управления и новой оптико-электронной станцией, которая позволяет обнаруживать и поражать цели, в том числе бронированные объекты, в любую погоду на большой дальности.

Кроме того, на борту размещаются две тридцатимиллиметровые корабельные артустановки АК-630 М  и четыре крупнокалиберных пулемёта «Корд» – надёжном заслоне от пиратов и диверсантов.  Переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» и «Верба» предназначены для борьбы с атакой с воздуха.

При этом, предположительно, двух контейнерных пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-К» по четыре крылатых ракеты или двух контейнерных пусковых установок по четыре противокорабельных ракеты «Уран» Х-35У на патрульных ледоколах для береговой охраны не будет.

Зато на кораблях проекта 23550 с шифром «Ермак» предусмотрено размещение вертолётов, БПЛА и двух патрульных катеров «Раптор».

 В настоящее время в составе флота ФСБ выполняют задачи патрульные корабли ледового класса проекта 22120 и проекта 22100 водоизмещением 1,16 тыс. т и 2,7 тыс. т соответственно. «Пурга» гораздо тяжелее этих платформ, длина новейшего патрульного ледокола— более 100 м, а ширина — около 20 м. При этом скорость составляет до 16 узлов.


Фото: topwar.ru


Почему ФСБ выбирает Выборг

Специализирующийся на производстве гражданских судов Выборгский судостроительный завод, получив столь крупный заказ от ФСБ, приобретает благодаря постройке двух патрульных ледоколов для береговой охраны Погранслужбы ФСБ России новый опыт.

Этот заказ позволит предприятию не только укрепить технологический и производственный потенциал, но и встать в один ряд с ведущими кораблестроительными компаниями страны, освоить новые рубежи, которые будут способствовать защите бескрайних морских пространств Заполярья.

Всего за четыре года с  2015-ого по 2019 гг. Выборг передал Федеральному агентству морского и речного транспорта дизель-электрические ледоколы проекта 21900М «Новороссийск» и «Мурманск», а ПАО «Газпром нефть» получило два многофункциональных ледокольных судна «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Кроме того,  в состав ФГУП «Атомфлот» из Выборга поступил портовый ледокол «Обь». Так что «ледокольная тема» для предприятия не нова. Да и заказчики также были весьма серьезные.

Безусловно, универсальный  патрульный корабль, выполняющий функции буксира, ледокола и к тому же оснащенный современным вооружением – задача не самая простая. Корабль для ФСБ, разработанный в Санкт-Петербурге в стенах ЦМКБ «Алмаз» по проекту 23550 – шифр «Ермак» – имеет ряд специфических характеристик. Но заводчане уверены, что с задачей справятся в срок и воодушевленно смотрят в ближайшее будущее.

2024-ый год не за горами, и на горизонте вот-вот появится новый силуэт корабля, в приоритет которого войдёт защита государственных рубежей РФ в Арктике, охрана экономических ресурсов и доставка грузов на необорудованное побережье Заполярья.


***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic
далее в рубрике