Сейчас в Архангельске

04:14 5 ˚С Погода
18+

Снегоходы для арктической бригады

Снегоход для мотострелка, пограничника или спецназовца — незаменимый транспорт. Особенно в условиях Крайнего Севера, далеких от автобанов. Снежные поля и ледяные торосы не так просто преодолеть.

Вооруженные силы Арктическая мотострелковая бригада Впк
Владимир Ераносян
25 ноября, 2021 | 11:11

Снегоходы для арктической бригады
Фото: Минобороны РФ


Арктический патруль на «Беркутах» 

Снегоход для мотострелка, пограничника или спецназовца — незаменимый транспорт. Особенно в условиях Крайнего Севера, далеких от автобанов. Снежные поля и ледяные торосы не так просто преодолеть. Без специализированной техники сделать это практически невозможно. 

Вот почему отечественные разработчики давно ломали голову над облегченными средствами доставки на плацдарм групп реагирования и боевого патрулирования специальных подразделений. Так появился снегоход «Беркут». Название словно подчеркивает аксиому — от зоркого глаза российских военных враг не спрячется, невзирая на огромные расстояния арктического шельфа. 

Комплектующие только российского производства придают нашим снегоходам «Беркут-2» уникальные качества, главными из которых является надежность и проходимость. Однако, это не только средство передвижения. Установка в закабинной части на турели 7,62-мм пулемета «Печенег», разработанного на основе пулемета Калашникова-М, дает возможность поражать не только живую силу противника, его огневые и транспортные средства, но и воздушные цели. На месте водителя расположен прибор ночного видения.  На крыше установлена фара-прожектор.

Нельзя не отметить и бросающийся в глаза изящный дизайн этой машины, которая весьма понравилась зрителям Парада Победы 2018 года в Москве, где она впервые была продемонстрирована широкой общественности. Строгость линий и лаконичная красота  подчеркивалась белоснежной маскировочной расцветкой. Белые снегоходы российского производства, безусловно, достойны любого голливудского боевика, где экшен и погоня превалируют над тонкостями драматической линии.   

Однако, у наших пограничников и мотострелков к этим машинам вполне прагматичное отношение. Они используются в ежедневной боевой работе. Патрулирование 80-ой отдельной мотострелковой бригады (арктической) без «Беркутов» не обходится.



Снегоход ТТМ-1901-40 «Беркут» на Параде Победы в 2018 году. Фото: Минобороны РФ


В кабине всегда тепло

Задачей отдельной арктической бригады, входящей в состав 14-го армейского корпуса Объединенного  стратегического командования «Северный флот», является контроль территорий от Мурманска до Новосибирских островов. Мотострелки,  несущие боевое дежурство в оперативном взаимодействии с частями ВДВ и морской пехоты СФ, регулярно задействуются на проходящих учениях на российских арктических островах и на Таймыре. 

Эти совместные маневры показали, что снегоход «Беркут-2», получивший новую пластиковую кабину с открывающимися на 180° и фиксируемыми вдоль бортов дверями, весьма удобен в эксплуатации. Стабильность управления машиной обеспечена виброакустической изоляцией кабины от моторно-трансмиссионного агрегата. Для этого используются сайлент-блоки.

Благодаря изоляции серьёзно уменьшен шум в салоне. На снегоходе установлен гидроусилитель рулевого управления от Шевроле-Нивы. Улучшенная система отопления в кабине позволяет  сохранять +18 °C даже при −50 °C за бортом. Этот температурный режим поддерживается благодаря двум печкам.  

Машина может перевозиться на большие расстояния в кузове грузовика. Заезд осуществляется по импровизированному трапу. 

Помимо снегоходов «Беркут» с отапливаемой кабиной, основу транспортной техники арктической бригады составляют также гусеничные тягачи, в том числе двузвенные, полноприводные грузовики Урал и КАМАЗ, адаптированные к экстремально низким температурам (до −52°С) и снегоходы А-1.  



Снегоход А1. Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-NC-ND 4.0


Буксировка отделения мотострелков 

Об этих армейских снегоходах высокой проходимости стоит рассказать отдельно. В отдельной арктической мотострелковой бригаде Северного флота снегоходы А-1 применяются при ведении разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций. Стоящие на вооружении разведывательных подразделений бригады, данные снегоходы не раз участвовали в экспериментальных маршах, в том числе протяжённостью около 500 километров. 

 Базой для создания армейского снегохода А1, проявившего себя в условиях вечной мерзлоты как надежная машина, послужила уже хорошо зарекомендовавшая себя модель «Тайга Патруль 551 СВТ» с двухтактным двухцилиндровым двигателем РМЗ-551. Его мощность составляет 65 лошадиных сил. Армейское наполнение включает в себя крепление для установки двух пар лыж, гранатомета, автомата АК-74 и винтовки СВД.  Бензобак снегохода А-1 имеет  самозатягивающееся покрытие. 

Снегоход имеет увеличенный багажник для установки двух металлических канистр емкостью 20 литров каждая. Двигатель снабжен системой предпускового подогревателя.  Для комфорта есть подогреватели рукояток пассажира. Тяговитость позволяет снегоходу осуществлять буксировку целого отделения лыжников, снегоход способен перемещать сцепки из нескольких саней-волокуш с полезным грузом. Приборная панель имеет расширенные функции. 



Фото: Минобороны РФ


Арктическая кухня — вкусная новинка

В управлении машина ничем не отличается от своих гражданских аналогов. В 2020 году соединения армейского корпуса Северного флота, по сообщению военного ведомства, получили не менее 20 новейших образцов вооружения, военной и специальной техники. Речь, кстати, не только о транспорте высокой проходимости. Условия жизни арктических мотострелков весьма улучшили арктические кухни КА-250/30ПМ, хлебопекарни ХПА-500/30ПМ, а также цистерны для подвоза воды и мобильные комплексы радиосвязи. 

Обо всех этих новинках говорилось в сообщении Северного флота, где указывалось, что  все поступившие новые образцы вооружения успешно прошли проверку суровыми условиями Крайнего Севера, где были задействованы в тактических учениях. 

В современных условиях ведения войны роль мобильных групп, способных минимальным числом произвести максимальный ущерб врагу,  возрастает с каждым годом. При выполнении противодиверсионных задач важна не только скорость передвижения к объекту, но и быстрота отхода на исходную позицию. Снегоход А1 и мотовездеход АМ1 хорошо приспособлены именно для таких целей. Они предназначены для поражения живой силы противника мобильными экипажами до двух человек на скорости до 80 км/ч. 

Обладающий большой мощностью и высокой проходимостью, а главное —способностью автономного передвижения на большие расстояния, снегоход становится для мотострелка важнейшим фактором мобильности. Эта техника усилиями отечественных разработчиков может одинаково хорошо функционировать как в условиях северных широт, так и во время плюсовой температуры, что в сезон для Северного Края уже не редкость. 

Простота повседневной эксплуатации и неприхотливость в обслуживании — огромное преимущество в суровых условиях Крайнего Севера. Снегоход не заглохнет и в южных широтах — эффективная система жидкостного охлаждения и система раздельной смазки двигателя дают возможность эксплуатации снегохода при плюсовых температурах на малых скоростях. 

Однако на то он и снегоход, чтобы бороздить снежные просторы. И его там не занесет. Скромный работяга не заносчив. Он помогает в силу свих ТТХ доставлять наших бойцов в нужное время в нужную локацию для выполнения поставленной боевой задачи. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике