Сейчас в Мурманске

09:09 -4 ˚С Погода
18+

Станет ли реальностью Белкомур?

Арктическая зона Арктика Транспортная сеть Белкомур Инфраструктура
10 января, 2018 | 00:00

Станет ли реальностью Белкомур?

Знаменитый «заполярный Транссиб» - железнодорожная трасса «Белое море – Коми – Урал», кажется, всё-таки переходит из области мечтаний в разряд проектов. О перспективах строительства в конце декабря 2017 года рассказал на пресс-конференции губернатор Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов.

Архангельск – одна из важнейших точек, к которой стремится Белкомур; сама эта магистраль резко повышает своё значение при условии строительства глубоководного порта в Архангельске. Губернатор убеждён, что области (и для освоения Севморпути в целом) жизненно необходим такой порт, который существенно расширит возможности для сбыта продукции. Так, предполагается, что к 2025 году выпуск пиломатериалов в области вырастет до 3 млн. кубометров, а производство бумаги и картона – до 1,7 млн тонн.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов

Цитата: "Конкретно 2017-й год стал годом, когда инвестиции в Архангельскую области выросли на 40%. Сегодня в области реализуется шестнадцать крупных инвестиционных проектов, общий объём инвестиций превышает 150 млрд. рублей, мы ориентируемся на создание более 8000 высокопроизводительных рабочих мест"
- говорит Игорь Орлов

Лидирующая отрасль здесь – добывающая. Это и нефтегазодобыча на шельфе, и добыча алмазов, и разработка Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле. Второй по объёму комплекс – лесная промышленность, общий объём инвестиций в неё составляет более 60 млрд. рублей. Эта отрасль во многом ориентирована на экспорт: так называемая «архангельская доска» законтрактована на три года вперёд, и хотя к ней проявляют интерес внутренние потребители, им придётся ждать этот срок.

Архангельская область – крупнейший в России производитель топливных древесных гранул-пеллет. К 2020-му году здесь рассчитывают производить 500 000 тонн пеллет. Сейчас это полностью экспортоориентированный продукт, однако пеллеты как экологический вид топлива для частных домов приобретают популярность и внутри страны. Также значительная часть иностранных инвестиций приходится на целлюлозно-бумажную промышленность – ещё одно из основных направлений деловой активности в области.

Есть и недоиспользуемые возможности – например, водорослевый комбинат. Игорь Орлов считает, что это «реальная точка роста не для Архангельска, а для страны в целом. Сегодня мы можем добывать 5 млн. тонн этого сырья, а добываем 900 тыс. тонн». Губернатор уверен, что мы в России ещё не до конца представляем себе возможности этого продукта, его ценность, к примеру, для косметологии.

Неудивительно, что в области уделяют столько внимания инфраструктуре. Игорь Орлов сказал, что здесь ежегодно строятся дороги на сумму более 2 млрд. рублей. Он подчеркнул, что Архангельск – «арктическая опорная зона, первым, кто так нас определил, был Пётр I». Здесь работают университеты, которые всегда работали на Север, – прежде всего это Северный (Арктический) федеральный университет и Северный государственный медицинский университет.

Цитата: Мы считаем свой опыт бесценным для освоения арктической зоны
- прямо заявил губернатор.

И вот, проект «северного Транссиба», обсуждавшийся ещё в дореволюционной России, решено двигать с мёртвой точки. Архангельская область и Република Коми, основные его участники, завершили обоснование Белкомура, просчитав возможные варианты его развития. 15 декабря завершены работы, связанные с выполнением плана правительственной комиссии по рассмотрению этого проекта. Произведена оценка грузовой базы и итоговых параметров, связанных с прибыльностью Белкомура. В то же время Республика Коми приняла решение продать свой пакет акций. Появился и инвестор, который покупает акции. 

Цитата: «Я воспринимаю это как супер-положительный сигнал всем, кто этим занимается, - заверил Игорь Орлов. – Появились компании, которые желают застолбить место в проекте. Буквально четыре месяца назад о таком институциональном инвестиционном прорыве мы не могли и мечтать».


Предполагается, что при реализации проекта Белкомур будет создано порядка 40 000 рабочих мест. Это не только те, кто будет строить магистраль, но и рабочие места в зоне тяготения Белкомура, поскольку появятся новые возможности по освоению этой территории. К тому же «1160 километров дороги потребуют должного ухода».

В ответ на сомнения журналистов по поводу реалистичности проекта (о котором говорится уже столько лет), губернатор Архангельской области сказал следующее:

 

Цитата: «Объём инвестиций мы сегодня исчисляем в 91 млрд. рублей, это рост на 40%, для нас очень важный сигнал. Иностранных инвестиций очень немного, большая часть – это инвестиции внутрироссийские. Да, Белкомур – это один из транспортных проектов, о котором шла речь ещё в царской России. Но лишь три года назад мы смогли поговорить внятно с потенциальным инвестором. Встречались с китайскими, с саудовскими компаниями… и вот тогда впервые появился практический смысл, мы впервые заговорили об этом как о проекте для инвесторов. Проект стоит 351 млрд. рублей. Он сейчас стал частью государственных планов. Да, нам придётся ещё немало поработать»


Актуальность Белкомура резко возросла после того, как увеличились возможности Севморпути. Теперь предстоит разворачивать дороги и формировать сеть глубоководных портов вдоль «северного фасада» России. И если сейчас здесь вне конкуренции порт Мурманска, то в будущем, при увеличении загрузки, он в одиночку не справится. Губернатор Орловской области дал понять, что северные порты, обеспеченные необходимой транспортной инфраструктурой, должны стать местом тяготения, важным не только для торговли, но и для обеспечения безопасности страны.

далее в рубрике