Стражи Арктики – пограничники Крайнего Севера

Сергей Палагин
28 Мая, 2020, 08:12
Стражи Арктики – пограничники Крайнего Севера
Фото из архива ООО «НПЦ «Военформ-дизайн»


              28 мая 1918 года Совет Народных комиссаров РСФСР принял Декрет об учреждении Пограничной охраны, тысячи парней надели зеленые фуражки и выступили на охрану Государственной границы независимо от того, где она проходила. 


Сегодня, спустя 102 года, протяженность сухопутных и водных рубежей Российской Федерации превышает 60 тысяч километров, на Арктику приходится 22 600 километров (18 процентов пограничной территории РФ). Российское Министерство обороны до сих пор не уточнило протяженность линии госграницы России в Северном ледовитом океане, впрочем, это не имеет большого значения для арктических пограничников, которые добросовестно несут службу и отличаются от коллег тем, что в связи со сложными погодными условиями редко надевают зеленые фуражки.

          Практически до середины 20 века арктическая часть СССР охранялась только в местах, где постоянно проживали люди и функционировали важные промышленные объекты. Пограничники находились в Мурманской, Архангельской и Магаданской областях. На Западе пограничные территории контролировались Северо-Западным, а восточная оконечность СССР заботливо охранялась Тихоокеанским пограничным округом. Оставшихся в середине зоны семь тысячах километров границы охранять не было смысла, с учетом банальной невозможности проникновения нарушителей. В крайнем случае, шпионы попали бы в ласковые лапы наших родных советских белых медведей, вернее Советских Белых Медведей.

          Но военно-техническое развитие, стремительно приближающее человечество к окончанию своего существования на земле – неумолимо. И уже к началу 60-х годов 20 века американские подводные лодки повадились шмыгать в Белом море, достигая устьев сибирских рек. Вашингтон через внешнеполитическое ведомство в очередной раз настойчиво заявил территориальную претензию на остров Врангеля. Кроме того, недавно освобожденная от нацистов Советской Армией Норвегия, как одна из основательниц НАТО воздвигла на Шпицбергене станции слежения, заодно, военный аэродром и учебные базы разведывательных подразделений североатлантического альянса.

          Для решения этих проблем 4 февраля 1967 года ЦК КПСС принял постановление «Об организации пограничного контроля на побережье морей Северного Ледовитого океана», поручив КГБ СССР быстро и конструктивно принять меры к обеспечению безопасности Советского государства. Ровно через месяц, 3 марта 1967 года глава ведомства отдал приказ о создании Отдельного Арктического пограничного отряда, задачей которого являлась охрана участка границы протяженностью 7350 километров.


           Пограничник ведет наблюдение за сопредельной стороной.  © Фотохроника ТАСС/Николай Адамович и Олег Пороховников

            Писать документы в уютных московских кабинетах можно было, только точно зная, что они не смотря ни на что, будут выполнены.

          Уже 5 мая 1967 года в Воркуту прибыл Начальник, пока только на бумаге существующего пограничного отряда и группа офицеров-пограничников. В течение мая-октября 1967 года в распоряжение Начальника Арктического отряда из Северо-Западного, Западного и Закавказского пограничных округов было направлено 452 военнослужащих срочной службы, что позволило развернуть управление и наладить службу на 6 пограничных заставах.

          1967 год стал знаковым для усиления политической работы в войсках. 21 января вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-морском флоте», в соответствии с которым вводился институт заместителей командиров рот, батарей, эскадрилий по политической части. Пришли замполиты и в недавно созданный пограничный отряд, благодаря их работе нам доступна газета «Пограничник Арктики», выходившая с 7 ноября 1967 года, где очень скрупулезно описаны будни и праздники героев рассказа.

          Для недавно сформированного пограничного отряда накануне не строили жилых помещений и служебных объектов, все это приходилось создавать самим в «свободное» от несения службы время. В лучшем случае военным доставались нежилые помещения, утратившие способность сохранять тепло. Переоборудовать их приходилось в сорокоградусные морозы и сильный ветер, причем пограничники не имели специального образования и параллельно работе обязаны были выполнять задачи по охране границы.

          Постепенно, от призыва к призыву строилась материальная база, промышленность создавала пограничные заставы по аналогии с полярными станциями, но имеющие специфические функции.

          Изначально пограничникам предложили вагончики (кунги), которые выстраивали «каре», перекрывая балками и кровлей. Сооружение засыпало снегом, который не таял до лета и снабжал бойцов водой. У каждого строения своя функция: пищеблок, столовая, котельная, туалет, и конечно «Ленинская комната».

          Потом институт ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ спроектировал и построил стационарные заставы, которые на месте собирались из сборных утепленных панелей. Пограничники обзавелись теплыми казармами, столовой и даже баней с парилкой.

          По воспоминаниям солдат, снабжение было отменным, кроме получаемых на базе продуктов, каждая застава имела подсобное хозяйство, где разводили свиней и оленей, строили теплицы. В рационе пограничников всегда было много рыбы (ряпушка, залом, кета, нельма, муксун, голец, зубатка, сёмга).

На каждой заставе служило до 50 человек. Задача – обеспечивать охрану границы, территориального моря, континентального шельфа, охрана биологических ресурсов, борьба с организованной преступностью, контрабандой, незаконной миграцией, оборотом оружия, противодействие деятельности незаконных вооруженных формирований.


«Пограничник Арктики» сообщает, что «за 1968-70 годы пограничными нарядами задержано 2 нарушителя государственной границы, 80 нарушителей пограничного режима, сре­ди которых было выявлено большое количество лиц, вынашивающих намерение к уходу за границу, более 40 уголовных преступников, контрабанда, изъято более 100 единиц незаконно хранящегося нарез­ного оружия. За три года существования погранотряда на участке было отмечено 1282 случая полетов самолетов-разведчиков противника, а за 1971-75 гг. их количество увеличилось почти в 2 раза и составило 2444».


Воркутинский погранотряд Фото Архив МБУК «ЦБС»

Для эффективного несения службы (некоторые заставы обслуживали до 2000 километров границы), широко применялась авиация. Интересен факт, что летчиков прибывших в эскадрилью, призывали по закону «О всеобщей воинской обязанности» на два года. Это были и офицеры запаса, и люди, окончившие аэроклубы и работавшие в Министерстве гражданской авиации - «пиджаки». За время службы они становились надежными летчиками получившими навыки в сложных арктических условиях.


Во второй половине 20 века страны НАТО продолжили совершать активные шаги по проникновению в пограничную зону советской Арктики. Так, в мае 1986 года в районе Северного полюса устроила хоровод группа подводных лодок стран НАТО, продюсером выступил министр ВМФ США. Реагировать на подобные выходки вновь пришлось арктическим пограничникам, которые стали активно практиковать подвижные наряды на вертолетах, катерах, транспортерах. Сторожевые корабли стали регулярно проводить походы вдоль морского побережья на своих заставах.

Однако, НАТОвские подразделения также усиливали свое присутствие, путем разработки новых разведывательных маршрутов, активно используя подводный флот и авиацию.

В 1991 году иностранные суда стали торить тропу в Северном морском пути, профильные компании осваивали нефтяные и газовые месторождения русского Севера, что использовалось для сбора информации военными разведчиками.

1 июня 2006 года Арктический пограничный отряд в рамках реорганизационных мероприятий был расформирован «для эффективности охраны границы», территория стал охраняться военными округами.

Однако в 2009 году учреждается Арктическая группа Пограничных войск (АГПВ), которая 1 апреля 2015 года преобразовывается в Пограничное управление ФСБ России по Западному Арктическому району с протяженностью участка государственной границы более 10,5 тысячи километров.

    ***

Сергей Палагин, специально для GoArctic



далее в рубрике