Сейчас в Мурманске

06:36 -9 ˚С Погода
18+

Траулер, на котором хочется жить. Рыболовецкая отрасль НАО

Рыболовство нао Траулер печора Ненецкий рыбакколхозсоюз
20 декабря, 2018 | 14:36

Траулер, на котором хочется жить. Рыболовецкая отрасль НАО

В начале декабря я получила командировку в Мурманск. Цель визита - освещение рабочего совещания о деятельности и перспективах развития рыболовецких колхозов Ненецкого автономного округа и подписание Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией Ненецкого округа и рыболовецкими колхозами региона. Суда "Ненецкого рыбакколхозсоюза" имеют порт приписки -- Мурманск. Им так удобнее выходить в море на промысел, чем из столицы Ненецкого округа Нарьян-Мара (ранее суда были приписаны к Нарьян-Марскому порту).

До Мурманска добираемся из Москвы: рейса, который ранее связывал Нарьян-Мар и Кольский полуостров через Архангельск, больше не существует -- таково решение компании-перевозчика "Нордавиа". Поэтому почти шесть часов в небе – и мы на месте. Мурманск встречает не только меня, но и большую группу китайцев. Зачем они летят на Север? Наверное, рыбы отведать, думаю я. Ведь и я прилетела по «рыбной» теме. Но нет, китайцы летят на Кольский полуостров в погоне за северным сиянием. Ладно, пусть они любуются, хотя при нуле градусов гоняться за сиянием они будут долго, а мне некогда. У меня переезд в Мурманский рыбный торговый порт.

Место проведения рабочего совещания – Мурманск – выбрано не случайно. Там, в рыболовецком порту, базируется современнейший траулер «Ненецкого рыбакколхозсоюза» «Печора» и рыболовецкие суда «Несь» и «Серпухов».

Сначала знакомство с флотом рыбаков. Начинаем со «старичка». Траулер «Серпухов» сошёл со стапелей в 1986 году. Он был построен на судостроительном заводе «Ленинская Кузница» города Киев, СССР, Украина.

«Серпухов» занимается ловом рыбы донным и разноглубинным тралами и кошельковым неводом; переработкой рыбы в мороженую продукцию; хранением и передачей вырабатываемой продукции на транспортные рефрижераторы или транспортировкой в порт. Производительность технологических линий: до двадцати трёх тонн мороженой рыбы в сутки, два рефрижераторных трюма по 414 куб. м, с температурой в трюмах – 18 градусов Цельсия. Экипаж – тридцать один человек.

Судно хоть и старое, но, благодаря заботе экипажа, выглядит вполне даже ничего. Правда, места маловато, да и «начинка» судна не впечатляет. Автоматики минимум, почти весь процесс работы – ручной труд.

- Процесс на судне проходит в тяжёлых условиях, потому как судно маленькое, длина – пятьдесят метров и рабочая палуба – всего пятнадцать метров. Сам процесс трудоёмкий, ручной труд в основном. Но моряки справляются. Производительность траулера «Серпухов» составляет 20-25 тонн в сутки, лучший показатель – 30 тонн, -- делится заместитель председателя по безопасности мореплавания СПК РК «Андег» Валерий Мыцко.

"Серпухов"


Совсем другая картина на современнейшем траулере «Печора». Экипаж называет его в шутку яхтой. Но в каждой штуке есть доля правды, думаю я, и поднимаюсь на палубу.

Средний рыболовный траулер морозильный «Печора» построен в 2016 году на верфи в Стамбуле по норвежскому проекту и под наблюдением Российского морского регистра судоходства. Стоимость этого красавца составила 1,445 млрд. руб. В Норвегии была произведена настройка оборудования фабрики по переработке рыбы, а также доукомплектовано траловое промысловое вооружение.

Назначение траулера «Печора»: лов рыбы донным и разноглубинным тралами, переработка рыбы в мороженую продукцию, переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку, хранение вырабатываемой продукции и транспортировка её в порт. Судно имеет длину 60 метров, ширину 15 метров и среднюю осадку 6,25 метра, мощность главного двигателя – 4080 л.с., производительность технологической линии – до 70 тонн мороженой рыбы в сутки, два рефрижераторных трюма объёмом по 934 куб. м, с температурой в трюмах – 30 градусов Цельсия. Экипаж – двадцать восемь человек.
"Печора"


Забегая вперёд, скажу: на траулере «Печора» мне захотелось остаться жить. Условия, которые созданы для экипажа, – класса люкс. Комфортабельные каюты, тренажёрный зал и даже сауна. Спутниковое ТВ и Wi-Fi. Кухня с раздачей по принципу «шведский стол», меню как в ресторане, а блюда – пальчики оближешь. В комфортных условиях ведётся и производственный процесс.

Кухня "Печоры"


Знакомство с кораблем начинается с сердца - капитанской рубки. Здесь как в космическом корабле. На больших мониторах отображаются карты и вся картина того, что творится под водой. Компьютеры определяют не только места скопления рыбы, но даже её размеры. Правда, фейс-контроль автоматика не производит, то есть пикшу от трески отличить не может, но это не страшно, уверяют моряки.

Привычного штурвала у судна нет, управление при помощи джойстиков. Из рубки идёт и управление тралом. Потомственный моряк, капитан траулера "Печора" Дмитрий Панин говорит, что работать на таком судне – одно удовольствие.

В моей семье все потомственные моряки, поэтому у меня выбора не было, -- рассказывает капитан траулера «Печора» Дмитрий Панин. – Правда в таких условиях, в которых работаю я, семья не работала. Здесь, на «Печоре», работать одно удовольствие. Аппаратура современная, погоды траулер не боится. Всё по высшему разряду сделано.  

Дальше посещение рыбной фабрики, она расположена в трюме траулера. Огромное помещение с самым современным оборудованием по переработке рыбы. Добыча морских биоресурсов в сутки составляет до 93 тонн.

На «Печоре», начиная с палубы, процесс траления, поиска рыбы - автоматизирован. Рыбу можно по размерному ряду смотреть и вплоть до того, что мы видим по датчикам саму рыбу, заход в трал, и потом на самих тралах стоят датчики наполнения рыбой, - рассказывает заместитель председателя по безопасности мореплавания СПК РК «Андег» Валерий Мыцко. – Ручной труд только на забивке бадера, дальше рыба шкерится автоматически, рыба уходит отдельно, отходы отдельно. Дальше сортировка по породам, навескам, забивка камер.
После знакомства с траулером – рабочее совещание, на котором стороны рассмотрели перспективы дальнейшего развития рыболовецких колхозов Ненецкого автономного округа, а также обсудили проблемы отрасли.

Сегодня мы посмотрели флот «Ненецкого рыбакколхозсоюза», и я должен сказать, что это самый настоящий пример повышения производительности труда. На таких судах, как, например, «Печора», труд моряков становится профессией, которая требует довольно высокой квалификации, и приятно, что Союз рыболовецких колхозов работает над этим, — отметил губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский. — Рыба действительно добывается большим, тяжёлым трудом, и мы благодарны, что вы выдерживаете определённый уровень цен в своей розничной сети, что крайне важно и подтверждает социальную ответственность предприятия перед регионом и его жителями, — сказал глава региона. 

В свою очередь, председатель «Ненецкого рыбакколхозсоюза» Алексей Дитятев рассказывает о становлении Союза рыбаков, трудностях и достижениях в разные годы.

То, что без морского промысла не обойтись, рыбаки Ненецкого округа начали понимать ещё в конце 60-х начале 70-х годов прошлого столетия. Была проведена огромная работа со стороны рыболовецких хозяйств Ненецкого округа по приобретению рыболовецких траулеров и организации морского промыла рыбы. Получив флот, жизнь рыболовецких колхозов начала улучшаться, и даже в трудные 90-ые годы мы сумели выжить и сохранить хозяйства, - рассказывает председатель «Ненецкого рыбакколхозсоюза» Алексей Дитятев. 

Тогда же было принято решение об объединении семи рыболовецких колхозов Ненецкого округа – в «Ненецкий рыбакколхозсоюз». В состав некоммерческой организации вошли СПК РК «Андег», СПК РК «Победа», СПК РК «Родина», СПК РК «им. Ленина», СПК РК «Сула», СПК РК «Северный Полюс», СПК РК «Заполярье». Общая численность работающих в сельскохозяйственных производственных кооперативах рыболовецких колхозах (СПК РК) – более трёхсот человек. Раньше у каждого колхоза было своё судно, и они были морально устаревшими. На обновление флота не хватало денег. Тем не менее, колхозы модернизировали суда, вместе с этим появились новые возможности. А в 2016 году «Ненецкий рыбакколхозсоюз» приобрёл траулер «Печора», с которым хозяйства стали чувствовать себя уверенно.

Среди знаковых событий 2016 года – и реконструкция рыбоперерабатывающего цеха, что дополнительно позволило увеличить выпуск и ассортимент рыбной продукции до семидесяти шести наименований, в том числе это рыба горячего копчения, рыбные котлеты и пельмени.

Между тем проблемы в отрасли остаются. Разговор о путях решений идёт за закрытыми дверями. После – комментарий губернатора Ненецкого автономного округа Александра Цыбульского.

Поговорили о перспективах и планах развития «Ненецкого рыбакколхозсоюза», сегодня это предприятие, которое обладает одним из лучших судов в своем классе, по крайней мере, в нашем регионе. Мы посмотрели основные экономические показатели, которые даже в силу объективного сокращения лова, исходя из цикличности вылова рыбы, растут. Договорились о некоторых вопросах возможной поддержки в обмен на социальные программы со стороны «Ненецкого рыбакколхозсоюза», - отметил Цыбульский.

В заключение визита в Мурманск Администрация Ненецкого округа и семь рыболовецких колхозов, входящих в состав «Ненецкого рыбакколхозсоюза» подписали Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве.

Поставив подписи под документом, который рассчитан на пять лет, рыболовецкие колхозы взяли на себя обязательства по осуществлению переработки рыбной продукции на территории округа и обеспечению ей населения региона, в том числе по социальным ценам. Ассортимент производимой продукции составляет солёная, копчёная, вяленая, мороженая рыба морских и пресноводных пород, выпускаются пресервы и другие виды рыбопродуктов, пользующиеся широким спросом у населения. Вся добытая рыба в море грузится на большие суда, которые собирают улов всех рыбаков, и доставляется в Мурманск, а дальше уже поставщикам. Несмотря на сложную логистику, "Ненецкий рыбакколхозсоюз" для НАО делает цену на рыбу ниже. Сейчас это регламентируется и подписанным соглашением: "Осуществлять торговлю в специализированном магазине в г. Нарьян-Мар, в том числе по социальным ценам". В итоге цены на свою продукцию, такую как пикша и треска, традиционно «Ненецкий рыбакколхозсоюз» устанавливает ниже оптовых цен Мурманска и по России – это 180 и 170 рублей соответственно.

Также рыболовецкие колхозы приняли обязательства в первоочередном порядке рассматривать вопросы трудоустройства граждан из числа жителей сельской местности, перечислять налоговые и иные обязательные платежи в окружной и местные бюджеты Ненецкого автономно округа.

В свою очередь, администрация округа взяла на себя обязательства проводить госполитику, направленную на улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной деятельности в сфере рыболовства и рыбопереработки, создавать условия для участия рыболовецких колхозов в формировании рыбохозяйственного комплекса, торговой инфраструктуры, привлекать колхозы к участию в государственных и ведомственных программах развития агропромышленного комплекса региона.

Соглашение рассчитано до 2023 года – пять лет – довольно долгий срок. Это позволит нам, с одной стороны, понимать социальные вложения нашего объединения колхозов, с другой стороны, исходить из возможностей поддержки каких-то инвестиционных планов компании, которые приносят дополнительные доходы в бюджет Ненецкого округа. Поэтому для нас это не совсем такая благотворительность, а скорее работа над увеличением потенциальных доходов бюджета региона, -- подвёл итог губернатор Ненецкого округа Александр Цыбульский.

После посещение траулеров пара часов на отдых и снова в аэропорт. На выходе из отеля вновь встретила группу прибывших китайцев. Они – за северным сиянием всё также едут. Я его в Мурманске не увидела, не погода. А вот рыбы вкусной покушала. Чего и вам желаю.

"Печора"

Автор: Мария Владимирова, старший редактор ГБУ НАО «Ненецкая ТРК».

Фотографии автора.





далее в рубрике