Сейчас в Архангельске

09:10 3 ˚С Погода
18+

Тридцать четвертый – не только танк

Зачастую, вследствие огромной протяженности Арктического шельфа для выполнения бомбардировщиком поставленной боевой задачи требуется летательный аппарат, способный решить ее без сопровождения истребителями. Для этих целей и создан Су-34.

Вооруженные силы Су-34 Арктическая авиация
Владимир Ераносян
20 января, 2022 | 09:36

Тридцать четвертый – не только танк
Фото: Vitaly V. Kuzmin / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0


Су-34 способен атаковать без прикрытия

Озабоченность российского военного ведомства усилением авиакрыла американской базы «Эльмендорф-Ричардсон» на Аляске истребителями пятого поколения вынуждает к ответным действиям. И они не заставляют себя ждать. 

И речь идет не только о развитии военной инфраструктуры Арктического региона, но и о реальном усилении Арктической группировки войск истребительной и бомбардировочной авиацией, способной решать боевые задачи на протяженности всего шельфа. Зачастую, вследствие огромной протяженности Арктического шельфа для выполнения бомбардировщиком поставленной боевой задачи требуется летательный аппарат, способный решить ее без сопровождения истребителями. Иными словами, без прикрытия. Для этих целей и создан Су-34.

Самолет, не раз принимавший участие в учениях за полярным кругом, признан Министерством обороны России годным для боевой службы в Арктике. Успешное выполнение учебно-боевых задач Су-34 в сложнейших арктических условиях доказало, что бортовое оборудование и системы вооружения истребителя-бомбардировщика способны поражать наземные, воздушные и морские цели в любых условиях, в том числе при экстремально низких температурах. По мнению специалистов, возможность применять Су-34 в Арктике увеличит эффективность контроля над Севморпутем.

Относящийся по своим боевым возможностям к поколению 4++ сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 (именуемый изделием «Т-10В») предназначен для нанесения ударов по целям в оперативной и тактической глубине на удалении 150-600 км от линии боевого соприкосновения. Тактико-технические характеристики самолета позволяют ему вести самостоятельно манёвренный воздушный бой в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны врага и применения современных средств РЭБ с любыми существующими истребителями вероятного противника на равных условиях.

Неслучайно экипажи многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34 Центрального военного округа выполняли боевые пуски высокоточных ракет класса «воздух-поверхность» по морским целям, которые имитировали подлодки и корабли условного противника. Безусловно, подробности в таких случаях не раскрываются. Однако сам факт стремительной передислокации «сушек» во время учений из Челябинской области на одну из авиабаз Северного флота в Заполярье говорит о многом. 

Новейшие истребители-бомбардировщики, отработав боевое применение оружия в Арктике, прошли проверку Севером  и подтвердили возможность выполнять длительные самостоятельные полеты над морем. 

Ранее «тридцать четвертые» в Заполярье никогда не базировались. Правда, в 2016 году, еще будучи  командующим Северным флотом, тогда еще вице-адмирал, ныне главком ВМФ России адмирал Николай Анатольевич Евменов заявил, что на архипелаге Земля Франца-Иосифа можно разместить звено Су-34 (тактическое формирование от трех до шести самолетов) и пару самолетов-заправщиков Ил-78 для увеличения радиуса действия авиации.



Фото: Vitaly V. Kuzmin / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0


Проверка Севером: нюансы учтены

Проверка Севером многофункциональных самолетов необходима именно вследствие поставленной военным ведомством задачи усиления группировки в Арктике для надежной защиты российских границ. Прежде всего командование флота интересовала работа двигателей и системы навигации в арктических условиях. Проверялось и функционирование прицельных комплексов. Работу при экстремально низких температурах они выдержали.

Все нюансы при эксплуатировании техники в условиях Крайнего Севера, вплоть до специальных добавок для топлива во избежание образования кристаллов льда, были учтены. При  полетах на больших высотах разница для летчика несильно заметна, ведь погодные условия в средней полосе во время отработки задач на предельной высоте не особо отличаются от арктических. 

А вот во время полетов у земли или при пикировании погода в разных российских широтах отличается кардинально. Благо, как выяснилось, отечественные конструкторы при разработке Су-34 заложили в аппарат, включая авионику и бортовые приборы, достаточный запас прочности. Самолет может работать с одинаковой эффективностью в любых погодных условиях. А это означает только одно – ВКС России способны нарастить авиакрыло на любом направлении в предельно сжатые сроки. Застать врага врасплох – одна из составляющих успеха.

В этой связи стоит отметить, что Су-34 неоднократно выполняли боевые вылеты и в Сирии. Эти многофункциональные истребители-бомбардировщики отрабатывали воздушные бои в нижних слоях атмосферы на сверхзвуковой скорости. Размещаемые на Су-34 ракеты Р-73 и Р-27 с полуактивным радарным наведением обладают большой дальностью поражения целей. Предусмотрена возможность использования на Су-34 новейших ракет Р-77, которые способны поражать воздушные цели на расстоянии до 110 км.

С учетом создания вдоль Северного морского пути радиолокационных постов,  контролирующих воздушное пространство и отслеживающих перемещение кораблей, усиление инфраструктурных военных баз России на архипелагах Северного Ледовитого океана истребительной авиацией существенно укрепит возможности обороны. 

Радары на аэродромах Анадырь на Чукотке и Рогачево на Новой Земле способны засечь нарушителей на значительном расстоянии. Постоянное боевое дежурство групп флотских истребителей доказало эффективность системы ПВО, которая во взаимодействии с перехватчиками способна предотвратить нападение вероятного противника, откуда бы оно ни исходило. И пусть на базе ВВС США в Анкоридже об этом знают.



Фото: сайт Президента России / CC BY 4.0


Аэродромы подскока для бомбардировщиков

После реконструкции и ремонта двух десятков взлетно-посадочных полос, включая самую северную военную базу на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, и создания 1 декабря 2014 года Объединенного стратегического командования «Север», расширившего полномочия оперативно-стратегического объединения «Северный флот», усилению авиакрыла различных соединений и частей уделяется особое внимание. 

Уже восстановлено 13 аэродромов и взлетно-посадочных площадок. Усилиями государства и командования Вооруженных сил за последние годы произошло не просто восстановление утраченных возможностей  взлетно-посадочных полос (ВПП) после периода бесхозяйственности, которым отличались 90-ые годы. Военные аэродромы модернизированы, их возможности расширены. Теперь они способны принимать не только транспортные самолеты, некоторые аэродромы перестроены под расширенные цели. 

Понятно, что речь идет в том числе о возобновлении использования северных аэропортов в качестве аэродромов подскока для стратегической авиации. Такие ответные действия России объяснимы и логичны. О наращивании группировок сил НАТО в северных широтах Верховный главнокомандующий ВС России Владимир Путин говорил и на недавней расширенной Коллегии министерства обороны.

Вот почему возможность приземления дальних бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 на базах в Тикси, Воркуте и Анадыре не должна удивлять ни Вашингтон, ни его сателлитов. Всякое действие рождает противодействие…


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике