Сейчас в Архангельске

15:36 -4 ˚С Погода
18+

Центр арктического профконсультирования открылся в РГСУ

24 января в Российском государственном социальном университете открылся Центр профконсультирования и подходящей работы в Арктике – совместный проект РГСУ и Экспертного центра ПОРА (Проектного офиса развития Арктики).

Экспертный центр пора Центр профконсультирования в ргсу
27 января, 2020 | 13:54

Центр арктического профконсультирования открылся в РГСУ
Фото: М.Р. Горецкая на открытии Центра профконсультирования в РГСУ


24 января в Российском государственном социальном университете открылся Центр профконсультирования и подходящей работы в Арктике – совместный проект РГСУ и Экспертного центра ПОРА (Проектного офиса развития Арктики).

Существует не так мало мифов – или просто нехватка информации, – о работе в Арктике. Между тем Арктика – это действительно поле применения знаний, умений и навыков, на котором могли бы найти себя многие желающие. Если бы знали, как искать. Для облегчения этой задачи и создан Центр профконсультирования, а также осуществляются многие проекты ПОРА.

Координатор по СМИ Экспертного центра ПОРА Марина Горецкая пояснила: 

«Мы исходим из того, что всякое развитие должно быть гармонично, и наши проекты касаются всех сфер развития Арктической зоны РФ».
  
Среди интересных проектов ПОРА распределяет гранты – как правило, небольшие, от пятидесяти до ста тысяч рублей – но зато они предназначены для поддержки частных идей, которые иначе не получили бы финансирования. Получив вначале некоторый толчок, скромные планы впоследствии могут перерасти нечто большее. На сегодняшний день (за два года существования ЭЦ ПОРА) выдано уже более ста пятидесяти грантов.

Горецкая вкратце рассказала о фестивале «ПОРА в Арктику», который проходил в городах центральной России. Будучи хорошей возможностью рассказать о Севере, фестиваль вызвал отклик в людях и, что немаловажно, во многих пробудил воспоминания о собственном опыте работы и жизни в Арктике или опыте их родителей.

А благодаря проекту «Стратегия развития Арктики» в десяти арктических городах были проведены общественные сессии и люди получили возможность делиться своими идеями для развития АЗ РФ. «Мы собрали мысли, которые существуют в регионе, но которые они не всегда могут донести», - сказала Горецкая.

Координатор программ ЭЦ ПОРА Андрей Иванов подчеркнул: 

«Нынешнее время можно назвать второй волной освоения Арктики, цель которой – максимально полная реализация её потенциала. Некоторые крупные месторождения Арктики мы только сейчас начинаем вполне осваивать. Россия северная страна, и Арктика всегда будет в России полем для приложения сил. И всякому студенту стоит иметь в виду арктическую профориентацию, учитывать возможность работы в Арктике. Наличие такой площадки в РГСУ повышает статус вуза».

На нашем портале мы уже писали о том, что представление, будто на Север можно ехать только за «длинным рублём» - не совсем верное. Материальное стимулирование важно, однако тем, кто в принципе не желает работать на Севере, оно не поможет. Не менее чем деньги и развитая инфраструктура важна возможность, как сказал Андрей Иванов, участвовать в чём-то большом, найти поле применения своих способностей, обрести определённую свободу самореализации. За самореализацией ехали в Арктику люди столетия назад – в той или иной мере на это они рассчитывают и сегодня.

Кандидат филологических наук, специалист по самодийским языкам Андрей Шлуинский рассказал о том, что европейское восприятие в Арктике сталкивается с тем, что здесь проживают коренные малочисленные народы, «это зона этнического и языкового разнообразия, и эти языки относятся к разным языковым группам и семьям, находятся в разном состоянии и самочувствии – от относительно стабильного (ненецкий, чукотский) до угрожаемого (как энецкий)». Промышленное освоение Арктики с точки зрения европейского образа жизни и традиционный образ жизни КМНС, как пояснил Шлуинский, всегда входили в противоречие. Яркий пример: система интернатов, травматичный опыт отрывания детей от семей.

«Сегодня обществом осознана ценность лингвистического разнообразия. Год коренных языков ЮНЕСКО в этом смысле – лакмусовая бумажка. Этот путь обществом проделан на моей памяти, двадцать лет назад такое было бы невозможно. Стоит задача такого освоения Арктики, которое бы учитывало интересы сохранения языков и народов, чтобы люди могли участвовать в современной жизни, сохраняя свою идентичность и свои языки. Сегодня исчезающие языки почти не используются в повседневной жизни, разве только как хобби. Если говорить о задаче сохранения языка, то есть ровно один способ: дети его должны выучивать естественным путём в возрасте 2-4 лет. В этом возрасте из детей получаются идеальные билингвы».
А.Б. Шлуинский

Шлуинский пояснил, что для этого приходится искусственно создавать специальные группы, где взрослые стимулированы или даже обязаны разговаривать с детьми на их родном языке.

О другой возможности было упомянуто, когда выступала Дарья Прусакова, координатор социальных сетей ПОРА. (ЭЦ ПОРА представлен в Фейсбуке, Вконтаке, в Ютубе с момента своего существования, а потом появился и в Одноклассниках, в Телеграме и, наконец, в Инстаграме. Страница в Инстаграме ведётся на русском и английском языках).

Прусакова сказала, что стримеры ПОРА из Нарьян-Мара и Анадыря иногда выступают на своих родных языках (также есть стримеры в Якутске, Мурманске, Архангельске, Норильске, Салехарде), а Шлуинский предложил подумать о возможности организации групп в соцсетях хотя бы на ненецком и чукотском языках.

Доцент РАНХиГС Александр Воротников рассказал об Экспертном совете, который создаёт ПОРА:

«Есть много людей, которые занимаются проблемами Арктики, но каждый своей проблемой. Экспертов много, но все в разных местах. Это потенциал, который нужно использовать. Мы создаём экспертную базу, объявили о создании Экспертного совета. ПОРА должна превратиться в самую серьёзную научную площадку в России. Нужно чётко понимать, какой багаж у этих людей. Если понадобится, мы будем оплачивать публикации в ваковских журналах и приняли решение создать свой научный журнал, через два года мы сделаем его ваковским». [Примечание: ВАК – Высшая аттестационная комиссия.]

В числе получателей грантов ПОРА – Вера Пчелинова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда факультета психологии РГСУ. Созданный Центр профконсультирования – это отчасти её проект. По словам Веры Владимировны, в современной российской Арктике есть почти все виды экономической деятельности – кроме, разве что, сборки автомобилей (но есть сборка прицепов) и ткацкой. Поэтому в Арктике нужны все профессии, и об этом нужно рассказывать. Как сказала Пчелинова, «если мы сто человек просветим, то, может быть, десять у нас останутся».

Директор ПОРА и аспирант факультета психологии РГСУ Александр Стоцкий сделал анализ профессии «оленевод» - разложил её по формульным составляющим, которые показывают, какие предпочтения и навыки требуются от человека при выборе профессии.

Менеджер проектов ЭЦ ПОРА Андрей Дементьев представил один из главных проектов – Полярный индекс (его, в частности, можно увидеть на главной странице нашего сайта). Идея Полярного индекса, по словам Дементьева, такова:

«Если делать акцент только на экономику, или только на социалку, или на экологию – такая система будет плохо работать. Устойчивое развитие предполагает, что всё в балансе».

Полярный индекс предназначен специально для того, чтобы отражать баланс этих составляющих. Андрей Дементьев рассказал, что некоторые отечественные компании даже опережают европейских коллег по программам корпоративной социальной ответственности, а по многим программам экологической безопасности не уступают норвежцам.

В завершение лектория на открытии Центра профконсультирования менеджер региональных проектов ПОРА Олеся Кужель рассказала о ещё одном бесспорно удачном проекте – центре экологического просвещения «Белый мишка» в Норильске. Экологическое просвещение – незаменимый и очень важный элемент устойчивого развития. Как подчеркнула Олеся Кужель, мы сегодня выращиваем поколение, которое в будущем станет принимать решения, исходя из своего воспитания. «Белый мишка» - центр бесплатных интерактивных занятий, и важность его для детей уже сегодня очевидна: дети учатся понимать, что человек оказывает влияние на природу и должен относиться к ней ответственно. Более того: дети учат этому отношению своих родителей, до которых уже трудно достучаться иными способами. В частности, это проявляется во время поездок на природу, когда отдых на природе совмещается с уборкой.

Устойчивое развитие, о котором так много говорится сегодня, невозможно без понимания, что промышленность, социальная сфера и экология тесно связаны друг с другом. Это справедливо для любой территории, но особенность именно Арктики в том, что здесь, в экстремальных, пограничных для существования человека условиях, пренебрежение принципами устойчивого развития сказывается очень быстро. Вместе с тем, мы не можем «просто оставить Арктику в покое»: она слишком важна для людей с экономическом точки зрения. Мы будем приходить сюда, работать и жить здесь. А значит, устойчивое развитие – это не одна из возможностей, а единственная. 

 

 

 

 

 



далее в рубрике