Сейчас в Арктике:
Северное сияние

"В Арктике очевидный дефицит права"

"В Арктике очевидный дефицит права"
4 Декабря, 2019, 15:22
Комментарии
Поделиться в соцсетях


...и в российской, и в иностранной. В Москве состоялся VII Международный арктический правовой форум.

 

Нередко традиционные, проводимые ежегодно, конференции и форумы постепенно утрачивают своё значение и содержательную ценность. Но правовому форуму, который проводят Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Правительство ЯНАО, актуальности не утратить никогда. Его ждут и те, кто уже участвовал в его работе, и те, кому необходимо повысить свои компетенции в юридических аспектах реализации проектов и организации жизни на Севере.

Жизнь всегда идёт впереди законодательной деятельности, а в Арктике, где темп освоения в последние годы только нарастает, этот разрыв практики и необходимости в правовом обеспечении заметен особенно. Как сказала директор вышеназванного Института Талия Хабриева: «В Арктике очевидный дефицит права».    

Именно на этом форуме я для себя имею возможность «сверить часы» и попробовать понять внутреннюю логику правоведов в отношении развития профильного и смежного законодательства на мировоззренческом уровне. Также, если хотите, это прямая площадка для лоббизма. Когда на уровне обсуждения целеполагания, принципов и подходов можно доносить свои идеи, участвовать в формировании базы знаний для последующих законодательных новаций. Уверен, что в том числе поэтому на пленарном заседании выступали президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, депутат Гоосдумы Григорий Ледков, замглавы ФНС Дмитрий Сатин, председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александр Ким-Кимэн, представители Минтранса, компании «Русал».

Статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков - рассказал о работе по подготовке Основ государственной политики в Арктике и Стратегии развития Арктики - 2035. Как известно, мы, «Проектный офис развития Арктики», были базовой площадкой для работы с экспертным сообществом и общественностью по сбору предложений для разработки Стратегии. (Было проведено десять стратегических сессий во всех арктических регионах, а также в Санкт-Петербурге. Была создана интернет-платформа arctic2035.ru. В итоге поступило более шестисот пятидесяти предложений. Кстати, сайт будет продолжать работать в интересах информационной поддержки реализации Стратегии). Этот инновационный подход, когда в подготовке программного документа государственного уровня участвует общественность, отмечен различными политиками как положительный опыт, и отмечена его перспективность для законодательной практики в целом.

В научном докладе Талия Хабриева отметила тот факт, что необходимость в базовом арктическом законе нарастает и даже при том, что все понимают сложность его подготовки и практическую невозможность формализации всего поля правоотношений в Арктике он в любом случае сыграет положительную роль. Правда, по общему мнению, этого придётся ждать ещё несколько лет – об этом свидетельствуют многочисленные попытки его принять и семь версий законопроекта, которые так и не дошли до логического финала.

На форуме были проведены четыре секции по различным направлениям: ресурсам, международному сотрудничеству, предпринимательству и особым режимам хозяйствования, по работе Арктического совета. На секции по предпринимательству, например, были отмечены необходимость дебюрократизации работы с инвесторами и значительный потенциал по снятию барьеров для действующих и планируемых к созданию предприятий в Арктике. Были высказаны даже более смелые предложения, чем отражены в законопроектах «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» и «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации». В числе таковых – переход к уведомительному режиму присоединения инвесторов к работе в зонах с особыми экономическими режимами, отмена подготовки и согласования бизнес-планов и предоставления многочисленных документов в управляющие компании особых зон (бизнес-планы нет необходимости согласовывать с этой сервисной структурой, а копии всех документов есть в ФНС). Также сами управляющие компании стоит направлять именно на работу по привлечению инвесторов, а не перегружать их несвойственными функциями выполнения проектных и строительных работ и коммунальном обслуживании объектов.   

В итоговом документе форума, который изложен в виде рекомендаций, подчёркивается необходимость снижения административных барьеров; факт «насыщения» до предела экологического законодательства (по личной практике консультирования нефтегазовых компаний, в том числе, прохождения государственной экологической экспертизы могу подтвердить, что экологическое регулирование в добывающей отрасли уже избыточно); в случае принятия новых стимулирующих мер для инвесторов не допускать, чтобы новации были дискриминирующими по отношению к действующим предприятиям; закрепить гарантии кооперативных и корпоративных форм привлечения интеллектуальных и предпринимательских ресурсов местного сообщества, в том числе общин коренных народов, в реализации добывающих проектов в Арктике.   

Пока эволюция арктического законодательства происходит медленно. Есть расчёт на то, что «новый Госкомсевер», а именно Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, будет настойчивым в реализации не просто набора мер -- а ярких системных мер, включая законодательные, для достижения высоких целей новой эпохи, «второй волны освоения Арктики».   

 

Автор: Андрей Иванов, координатор программ «Проектного офиса развития Арктики» (ПОРА).

Комментарии