Сейчас в Архангельске

13:09 2 ˚С Погода
18+

В каких сферах наиболее востребованы специалисты в Арктике

Кого готовят арктические ВУЗЫ

Образование
Сергей Палагин
9 июня, 2020 | 04:51

В каких сферах наиболее востребованы специалисты в Арктике
фото: Вера Костамо, РИА Новости

Что случится раньше, выпускники средних школ очень странного 2020 года снимут маски с лица или озаботятся выбором будущей профессии? Какое количество абитуриентов придут в ВУЗ для того, чтобы «весело и беззаботно» провести ближайшие пять лет, а потом стать обычным вечно недовольным и никому не нужным планктоном? И наконец, что выбрать, регион, столицу или связать свою профессию с Арктикой? На первый, очень поверхностный взгляд, кого может заинтересовать добровольная работа в условиях Полярного круга с очень сомнительными перспективами?

Может быть, будущих дипломатов. Полагаю, что важным и перспективным компонентом российского Севера является международное сотрудничество. Арктика нуждается в грамотных, компетентных сотрудниках внешнеполитической отрасли, специалистах в области международных отношений и юристах-международниках, которым в самое ближайшее время предстоит отстаивать политические и экономические интересы России в этом очень непростом регионе с кучей нерешенных проблем, в том числе средневековыми территориальными претензиями стран-соседей, которые создают международные коалиции для экспансии на фундаменте «юридически обоснованных» претензий.

Безусловным лидером в подготовке профильных специалистов-международников является Московский государственный институт международных отношений, где действуют магистерские программы арктической проблематики: «Правовое обеспечение энергетического сотрудничества и освоение нефтегазовых ресурсов Арктики» и «Международный нефтегазовый бизнес и освоение ресурсов Арктики». Вторая программа реализуется совместно с норвежским университетом «Норд».

Важным компонентом образовательного процесса, кроме обучения магистрантов, является их контакт с зарубежными коллегами, которые в перспективе станут управлять иностранными государственными и частными предприятиями, специализирующимися на добыче полезных ископаемых. Налаженные в студенческие годы связи порой остаются на всю жизнь, что позволяет запросто обращаться к коллегам и доводить точку зрения не только на официальном уровне через дипломатические ноты и меморандумы, но и просто по телефону или в дружеской беседе, что может стать залогом успешного сотрудничества в дальнейшем.

В Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова в Архангельске обучают студентов по программе «Международные отношения в Арктике», со специализацией на внешнеполитических контактах с северо-западными иностранными партнерами.



Здание МГИМО, г. Москва. Фото: Александр Яковлев, ТАСС

 

Выпускники средних школ, интересующиеся историей и филологией, могут найти в Арктике интересную, эксклюзивную работу, где можно отказаться от повторения вслед за древними историками мантр, касающихся Западной Европы или Северной Африки, а заняться реальным погружением в огромный пласт событий, происходивших в регионе русского Севера и других северных стран.

Важным аспектом политики российской администрации является сохранение и развитие коренных народов Севера, их национальной самобытности. Государственная политика этого направления предполагает бережное отношение к культуре, языку, ремеслам, промыслам и т.д., что в свою очередь обуславливает наличие специалистов-филологов, переводчиков, историков-исследователей.

Сохранение быта местных народов невозможно без зооинженеров, зоотехников, оленеводов, которых готовят в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова и в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К Амосова (г. Якутск).


Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск. Фото: vl.ru

 

Интерес к Арктике людей очень часто бессовестно прагматичен и вызван наличием огромных месторождений нефти, газа, меди, алмазов, кобальта, никеля, золота и других элементов Периодической таблицы Д.И. Менделеева. В настоящее время человечество даже приблизительно не может оценить арктические богатства по причине недостаточных работ по разведке залежей полезных ископаемых. Для оценки и освоения новых месторождений русского Севера требуется значительное количество узкопрофильных специалистов, которые могут обеспечить экологическую и промышленную безопасность разработки арктических месторождений. В первую очередь это: инженеры по техническому обеспечению работы нефтегазового промысла, менеджеры нефтегазовых проектов, специалисты сервисных компаний по эксплуатации нефтегазового оборудования, список инженерных специальностей очень велик, а подготовку специалистов проводят в том числе и расположенные на Севере ВУЗы: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Тюменский индустриальный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Мурманский арктический государственный университет.  



Мурманский арктический государственный университет. Фото: Яндекс карты

 

Основной международной арктической транспортной артерией является Северный морской путь, в его развитии и использовании заинтересованы все мировые страны-лидеры, участвующие в разработке арктических недр. Данный посыл явно демонстрирует необходимость дальнейшего развития судоходства, что влечет в свою очередь увеличение количества транспортируемых грузов, создает необходимость наличия международной нормативно-правовой базы использования Северного морского пути, создание единой системы, позволяющей управлять процессом навигации, авиасообщением, движением на сухопутных магистралях.

Для бесперебойного функционирования транспортной сети Арктика будет гарантированно нуждаться в специалистах-судостроителях, инженерах и менеджерах инновационных технологий, способных осваивать и внедрять суда и платформы, развивать мореплавание, обязательно регулировать правовые и коммерческие отношения между участниками международного процесса транспортировки грузов по Северному морскому пути.

Сейчас в России восстановлена база подготовки специалистов по судовождению в различных климатических условиях. Самым северным по территориальному расположению ВУЗом водного транспорта, специализирующимся в освоении арктических водных пространств, является Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Университет ведет профильную подготовку с 30-х годов прошлого столетия по специальностям, связанным с навигационно-гидрометеорологическим обеспечением плавания судов в полярных условиях, готовит кадры для структуры гидрографических предприятий и Росгидромета. 



Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова, г. Санкт-Петербург. Фото: официальный сайт университета

 

Современное освоение Арктики предполагает широкое внедрение инновационных технологий, стремительно и неуклонно опережающих время. Успешная и экологически грамотная разработка северных недр невозможна без активного использования роботизированной техники, что вызвано не столько суровыми природно-климатическими условиями региона, сколько тем фактом, что значительная часть полезных ископаемых находится под водой на арктическом шельфе. Добывающие компании, ученые, военные остро нуждаются в мониторинге экологической обстановки, разведке полезных ископаемых в глубинах северных морей. Параллельно развиваются беспилотные технологии, применение которых – часть исследовательского процесса.

Сейчас несколько арктических ВУЗов готовят специалистов по программам «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Управление инновациями в промышленности». В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова, Мурманском государственном техническом университете, Морском государственном университете имени адмирала Г. И. Невельского (г. Владивосток), Уфимском государственном нефтяном техническом университете проводится обучение студентов по программе бакалавриата «Эксплуатация и обслуживание нефтегазового комплекса Арктического шельфа».


Мурманский государственный технический университет. Фото с сайта университета

Все дисциплины программы предполагают получение знаний по предметам, связанным с эксплуатацией и обслуживанием инженерного оборудования по добыче и хранению нефти и газа, гидрофизическими исследованиями скважин, бурением скважин, транспортировки и хранения углеводородов и т.д.       

Подход к освоению арктических недр, создание условий жизнедеятельности специалистов, охрана окружающей среды должны носить системный характер и иметь прогнозированные перспективы развития отраслей, что в принципе невозможно без формирования фундаментальных исследований в рамках единого научного комплекса. Самым перспективным на мой взгляд является изучение природных угроз, вызванных техногенным вмешательством человека.

Арктика сложна и многомерна, ее влияние на экологическую обстановку в мире сейчас невозможно постичь, однако ученые выделяют регион, как наиболее уязвимый к изменениям климата. Техногенные катастрофы в Арктике чреваты глобальными изменениями обстановки на планете, что предполагает постоянный очень точный и глубокий экологический контроль, осуществляемый специалистами: биологами-исследователями, биоэкологами, инженерами-экологами, ихтиологами, гидробиологами, специалистами по преодолению экологических катастроф и т.д. Инженеров этих отраслей готовят в Мурманском государственном университете по программе бакалавриата «Водные ресурсы и аквакультура в Арктическом регионе», магистров - «Экология безопасности водных объектов Арктики» и «Водоотведение и очистка сточных вод в Арктической зоне РФ». Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова ориентирован на подготовку по программам: «Живые системы Арктики и Субарктики», «Природно-ресурсный потенциал Арктики», национальный исследовательский Томский государственный университет предлагает обучение по программе «Природно-ресурсный потенциал Арктики».



Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск. Фото: пресс-служба университета

 

Для бесперебойной работы Северного морского пути в регионе необходимо создание и техническое обслуживание транспортной инфраструктуры подъездных путей, сетей автомобильных и железных дорог.

Представленный список учебных заведений является далеко не полным, однако анализ нужд Арктики позволяет выделить главные объекты, требующие высококлассных специалистов: это Северный морской путь и шельфовые проекты освоения арктических богатств. Общее беспокойство вызывают климатические изменения и экологическая обстановка в регионе.

Перспективными профессиями в Арктике являются – инженеры-строители в условиях вечной мерзлоты, управленцы транспортными потоками с учетом погодной и ледовой обстановки, инженеры системы комплексной безопасности арктического судоходства, разработчики шельфовых месторождений, создатели системы подводной добычи и транспортировки углеводородного сырья, специалисты по телемедицине и полярные экологи.

Формировать будущее Арктики необходимо сейчас, нынешние абитуриенты будут развивать экономику региона уже через 10-15 лет. База для подготовки существует и тем, кто выберет Север России своей профессией и кому предстоит стать частью этого региона.   

         

***

Сергей Палагин, специально для GoArctic



далее в рубрике