Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Вашингтон должен думать о своём «заднем арктическом дворе»: зарубежные СМИ об Арктике

Вашингтон должен думать о своём «заднем арктическом дворе»: зарубежные СМИ об Арктике
24 Февраля, 2020, 18:22
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Арктические тренды

Англоязычное издание «The National» проанализировало ключевые проблемы и главные тренды развития Арктики. В первую очередь, чаще всего в международной повестке всплывают вопросы военно-стратегического противостояния на Крайнем Севере. Происходит это, по мнению издания, из-за отсутствия международных правил в области безопасности, а также всё более агрессивного стремления крупных арктических держав осваивать минеральные богатства региона. 

«Вакуум безопасности» увеличивает вероятность будущих конфликтов в Заполярье, которые могут выйти и за пределы региона. А геоэкономические последствия освоения Арктики, связанные как с добычей ресурсов, так и с развитием транспортных «северных» коридоров, без полноценного урегулирования всех вопросов взаимодействия лишь увеличит вероятность военного противостояния.

Другая животрепещущая тема - потепление Арктики, которое происходит в два-три раза быстрее, чем нагревается остальная часть мира. И причиной этого потепления стала, в первую очередь, жизнедеятельность населения вне Заполярья.

В то же время экологические «проблемы» открывают миру экономические перспективы. Речь идёт как о новых транспортных возможностях, так и об увеличении доступности арктических ресурсов – третий тренд арктической повестки. По данным издания, Россия активно инвестирует в Арктику, тратив на это от 10 до 15 процентов общего ВВП страны и стала доминирующей силой Крайнего Севера. Укрепляет своё арктическое присутствие и Китай, многократно увеличив количество инвестиций в арктические проекты. Пробуждается и Вашингтон в свете возросшей активности Москвы и Пекина.

Европейский союз также выражает намерение укрепить своё дипломатическое влияние в Арктике, однако этому препятствует то, что он не является официальным наблюдателем в Арктическом совете, в который входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. В то же время ЕС делает ставку на взаимодействие по Арктике с Китаем, с которым в прошлом году было проведено два раунда переговоров. Кроме того, Брюссель планирует обновить свою арктическую стратегию, сделав ставку на социально-экономическое развитие северных территорий.

Американское вмешательство

Американское профильное издание «American Shipper» рассказало о менее популярном в медиа, но не менее значимом арктическом морском маршруте - Северо-Западном проходе, пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Этот транспортный маршрут породил «логистический» спор между США и Канадой.

Спор между Вашингтоном и Оттавой по поводу эксплуатирования Северо-Западного прохода зародился ещё в 60-х годах прошлого века. В 1967 году было открыто крупное нефтяное месторождение в заливе Прудхо (Аляска). Добычей ресурсов занимался канадско-американский концерн, который и должен был понять, куда именно нужно доставлять нефть – на западное побережье Северной Америки через канадский трубопровод или на восточное при помощи американских нефтяных танкеров, но при этом огибая Канаду через Северный Ледовитый океан. 

В 1969 году американский нефтяной танкер «Манхэттен» первым решил проверить, возможен ли маршрут через Северный Ледовитый океан. Инженеры оснастили это судно ледокольным носом, тем самым сделав его на тот момент самым большим ледоколом в мире. Успех этой кампании был определяющим для будущего Северно-Западного прохода. Тем не менее, судно прошло по маршруту с большими потерями, постоянно застревая во льдах. Канадской береговой охране то и дело приходилось вызволять американский танкер в Северном Ледовитом океане. С тех пор канадский вариант с трубопроводом стал более целесообразным и экономически выгодным. 

История Северо-Западного прохода довольно схожа с развитием Северного морского пути. Большое количество компаний, как и в случае с СМП, заявили об экономической нецелесообразности пускать свои суда через Северный Ледовитый океан вдоль Канадского побережья. Однако и здесь все надеются на таяние ледников и, как следствие, увеличение продолжительности судоходного сезона.

Спохватился Вашингтон довольно поздно, признав, что развитие ледокольного флота позволит значительно улучшить транспортно-логистическую инфраструктуру Северо-Западного прохода. Однако, проиграв ледокольное лидерство России и Китаю, США занял позицию догоняющего. Та же Канада имеет в составе береговой охраны 19 ледокольных судов.

Судно «Healy», введенное в эксплуатацию в 1999 году, является единственным американским ледоколом среднего класса. 44-летний «Polar Star» - единственный оставшийся в эксплуатации ледокол тяжелого класса. Его дочернее судно, «Polar Sea», вышло из эксплуатации в 2010 году. Береговая охрана США заключила контракт с американской корпорацией «Halter Marine» стоимостью 746 миллионов долларов на постройку первого современного для США ледокола. Ожидается, что его спуск на воду в 2024 году станет началом ледокольной эры Соединённых Штатов.

Издание заключает, что Вашингтон, в первую очередь, должен думать о своём «заднем арктическом дворе» в виде Аляски. «Доктрина Помпео», подразумевающая проактивную геостратегическую политику в Арктике, может стать слишком сильным и неисполнимым заявлением для США. В первую очередь, Вашингтону стоит задуматься об усилении своего присутствия в международных арктических структурах. 

Комментарии