Водолазные катера для Северного флота

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
28 Декабря, 2021, 05:50
Водолазные катера для Северного флота
Фото: пресс-служба Северного флота


На глубинах до 60 метров

В уходящем году управление поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота отметило вековой юбилей. Сегодня спасательные силы Северного флота не только обеспечивают поисково-спасательное сопровождение гражданских судов и военных кораблей в дальних океанских походах, буксируют крупнотоннажные надводные корабли и подводные лодки в доки, но и способны выполнять подводно-технические и судоподъемные работы на глубинах до 60 м. 

Для этих целей у спасателей есть водолазные катера. В состав управления входят два аварийно-спасательных отряда, базирующиеся в главной базе в Североморске и в Беломорской военно-морской базе.

В ноябре 2021 года спасатели Беломорской базы получили новый водолазный катер «РВК-2189» полным водоизмещением 118 тонн, которому приказом Главнокомандующего ВМФ России присвоили почетное наименование «Владимир Тимофеев» в честь капитана спасательного судна «Шквал» Беломорской военной флотилии, погибшего при подрыве на мине в Карском море в августе 1943 года. Старший лейтенант Тимофеев пал после успешно выполненной проводки каравана судов по участку Северного морского пути.

На приписанном к Беломорской военно-морской базе новом рейдовом водолазном катере «Владимир Тимофеев» торжественный подъем флага состоялся в День моряка-надводника. Праздник и церемония были символичны еще и по причине присутствия на мероприятии потомков героя Великой Отечественной войны Владимира Тимофеева, в честь которого назван катер. 

Экипаж катера и северодвинские юнармейцы с трепетом слушали слова напутствия от старшего поколения и руководства управления поисково-спасательных работ. 



Поднятие флага на водолазном катере «Владимир Тимофеев». Фото: пресс-служба Северного флота

Пополнение раз в год

А ровно год назад до этого торжественного события в Северодвинске был поднят флаг аварийно-спасательной службы ВМФ РФ на рейдовом водолазном катере «Павел Симонов». Катер получил наименование в честь первого начальника управления по судоподъему затонувших судов на Северном море и Мурманском районе Симонова Павла Владимировича. Он также был зачислен в состав Беломорской военно-морской базы Северного флота. 

Катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, которые построены на заводе «Нижегородский теплоход», показали себя надежными и неприхотливыми в условиях эксплуатации на Крайнем Севере. К слову, катера данного проекта несут службу и в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии.  

Всего на «Нижегородском теплоходе» построено уже 24 катера этого проекта. Приёмные акты подписываются комиссией после проведения государственных испытаний катеров на Волге. Далее по внутренним водным коммуникациям катера прибывают к местам постоянной дислокации.



Церемония поднятия флага на рейдовом водолазном катере «Павел Симонов». Фото: пресс-служба Северного флота

Легендарный завод на волге

Судостроительное предприятие «Завод Нижегородский Теплоход»  расположено в городе Бор Нижегородской области на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода.  Оно основано в 1911 году и с момента основания специализировалось на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники, а также производстве изделий судового машиностроения.

В годы Великой Отечественной войны завод быстро переключился на выпуск военной продукции. Среди поредевших рядов тружеников предприятия было много женщин и подростков, так как мужчины в большинстве своем ушли на фронт. Завод работал в две смены. 146 женщин и 230 подростков работали по 12 часов и выполняли ценой неимоверных усилий норму на 200 и 300 процентов.

Сегодня «Завод Нижегородский Теплоход» перешел на полнокомплектное судостроение. Со стапелей предприятия сошли ледокольные буксиры, патрульный катер, несамоходный плавучий причал, рейдовые водолазные катера, катера аварийно-спасательного обеспечения, большие гидрографические катера проекта 23040Г.

Опыт успешной реализации проектов полного цикла  от проектирования до постройки и технического сопровождения судов, переоснащение производства, обучение персонала и постоянное совершенствованию системы качества позволяют предприятию выполнять самые ответственные заказы ВМФ России на создание судов технического и вспомогательного флота.


24 катера для ВМФ

По сообщению пресс-службы Северного флота, рейдовые водолазные катера проекта 23040  предназначены для обеспечения водолазных работ на глубинах до 60 метров. Они ведут поисковые, осмотровые и обследовательские работы, незаменимы при пожаротушениях на кораблях и береговых объектах высотой до 30 метров, а также при откачке воды с аварийного судна и выдаче ему электропитания.

Гидрографический комплекс катера включает буксируемый гидролокатор, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, гидролокатор бокового обзора, мареограф и систему высокоточного определения координат места. 



Фото: пресс-служба Северного флота



Длина катера составляет немногим более 28 метров, ширина —  5,56 м, высота борта на миделе — 3 метра. Средняя осадка в 1,6 метров позволяет выполнять работы практически в любых гаванях, включая мелководные. Скорость катера — 14 узлов. Дальность плавания при скорости 10 узлов составляет 200 миль. Автономность плавания — 5 суток. Экипаж судна 3 человека, на борту размещается 5 водолазов. 

Катера данного проекта имеют высокую энерговооруженность и ледовый класс, что послужило немаловажным фактором при выборе заказчиком  завода-изготовителя. Существенным дополнением к тактико-техническим характеристикам является и высокая мореходность —судно способно выполнять водолазные работы на больших глубинах при волнении моря до 3 баллов. Что касается малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора, то в суровых условиях вечной мерзлоты это оборудование позволяет не рисковать лишний раз жизнями водолазов. 

Эффективность работы катеров данного проекта доказана жизнью. Катера не раз использовались при тушении пожаров на кораблях и судах и обеспечивали подачу электропитания на суда, обесточенные в результате аварий. Учитывая увеличение грузооборота портов Северного морского пути, необходимость в спасательных и вспомогательных судах ледового класса постоянно растет. К тому же, не все гавани по пути следования торговых судов являются глубоководными. 

Показателен и факт перемещения рейдовых катеров по внутренним водам, что способно обеспечить быстрое усиление поисково-спасательной службы за счет флотской кооперации. В случае острой необходимости, катера могут быть переброшены по рекам в кратчайшие сроки. Их использование как в самых суровых климатических условиях Крайнего Севера, так и в южных широтах России говорят об универсальности проекта и его большом экспортном потенциале. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике