Сейчас в Мурманске

16:57 1 ˚С Погода
18+

Якутия готовится к будущему

5 мин
2 января, 2018 | 00:00

Якутия готовится к будущему
В 2017 году Якутия впервые возглавила рейтинг готовности субъектов РФ к будущему, составленный институтом статистических исследований экономики знаний НИУ ВШЭ.


По каким показателям оценивали? Власти региона попробовали спрогнозировать будущее до 2050 года (1-е место), серьезно подошли к написанию стратегии научно-технологического развития (7-е место) и постарались представить идею будущего в медийном пространстве (29-е место). Потенциал республики также не вызывает сомнений, ведь запас природных ресурсов на её территории оценивается в три триллиона долларов. В то же время, как подчеркнул глава региона Егор Борисов на состоявшейся в декабре пресс-конференции, «все понимают, что Якутия – один из самых экстремальных по природным условиям регионов, где жить и работать довольно трудно».

Егор Борисов

Цитата: «Мы по валовому региональному продукту достигнем в этом году около 900 млрд. рублей, продолжительность жизни – 71 год, это лучший показатель на Дальнем Востоке, у нас небольшой, но устойчивый прирост населения. Если раньше развивалась только горнодобывающая промышленность, то теперь и углеводородная», - перечислял Егор Афанасьевич достижения Якутии. Прежде республика, имея месторождения редкоземельных металлов, импортировала их из-за границы. «Сегодня мы их добываем у себя. Идёт большая работа по освоению углеводородов в Арктике. Мы получили премию 2,5 млрд. рублей как субсидии».
- рассказывал глава региона.


В особенности он указал на достижения в области культуры, подчеркнув, что «в Якутии очень много делается для того, чтобы сохраниться как этносу»

Якутская свадьба

Не имея письменности, якуты сохранили язык благодаря эпической традиции олонхо (внесена ЮНЕСКО в перечень «шедевров устного и нематериального наследия человечества»). В год в республике снимается минимум 20 фильмов на местную тематику, и, по словам Борисова, «они очень кассовые, когда местные фильмы появляются – неделями билетов нет! Потому что это фильмы о жизни этих людей». Делаются здесь фильмы и на тему общероссийской истории – например, про освоение Севморпути в XVIII-XIX веках. Эта сторона культуры также очень важна. Глава Якутии отмечает: «Всё, что достигнуто, – благодаря вхождению в состав российского государства. Мы стали грамотными, мы стали развитыми, мы стали заметными, стали очень активными, творческими именно благодаря вхождению в состав российского государства».

Местное производство, которое с одной стороны, является в Якутии законным поводом для гордости (мало кто занимается скотоводством и овощеводством в таких широтах) здесь отчасти вынужденное: в республике проблемы с логистикой, северные территории – половина всей площади – остаются малоосвоенными и из-за ограничений навигации существуют в режиме «зимой накапливаем, летом выпускаем». С другой стороны, товары под маркой «Сделано в Якутии» - в основном это продукция из местных ягод, растений – из республики тоже вывозить, хотя и хочется, но затруднительно, так как транспортные расходы достигают 60% от себестоимости. Транспортировка уже положила конец, например, производству пылесосов и машин в республике, которое было признано неконкурентоспособным.



Однако деваться некуда: пусть средние доходы населения за счёт добывающей промышленности и выглядят относительно высокими, одной из острейших проблем в Якутии остаётся безработица, а значит «надо производить у себя и самим потреблять», подытожил глава региона, указав также на необходимость вводить ограничительные квоты для миграции, чтобы полнее использовать возможности местных жителей. 




Как уже упомянуто, Северный полярный круг как бы разделяет Якутию на две половины, и развитие их принципиально разное. За полярным кругом нет инфраструктуры транспортной или энергетической, там нельзя тянуть провода, строить автомобильные дороги. Там дизель-энергетика. Если «на материке» Квт/ч стоит 4 рубля 90 копеек, то за полярным кругом – 300 рублей. Поэтому здесь предпринимаются попытки использовать возобновляемую энергию и не исключают возможности внедрения атомных мини-электростанций, «если они с экологической точки зрения допустимы и психологически перевариваемы».

Солнечная электростанция в селе Ючюгей, Якутия, построенная "РусГидро"

Чтобы облегчить северный завоз и начать освоение тех территорий, до которых ещё не добрались инвесторы, было принято решение построить железную дорогу до города Якутска. Сегодня эта дорога доведена до правого берега Лены рядом с Якутском. Однако она остаётся необустроенной. Главный подрядчик – «Трансстрой» Олега Дерипаски – уже пять лет не может, по словам Борисова, «этот объём, 2 млрд. рублей, довести до ума». В итоге республика просит карт-бланш на поиск другого подрядчика и привлечение к работе РАО РЖД – этот вопрос должен решиться к апрелю 2018 года.

Ещё один северный логистический проект – уникальный по проектной сложности в условиях вечной мерзлоты – мост через Лену. К нему проявляют большой интерес инвесторы со стороны Китая. Эта тема находится в стадии «проталкивания».

Морской порт Тикси

Морской порт Тикси в советское время перерабатывал до 1 млн тонн грузов для отправки за пределы республики; сейчас он обветшал и в некоторые годы перерабатывает лишь 5% этого объёма. Чтобы восстановить возможности порта, республика ведёт переговоры с Министерством транспорта РФ, поскольку затраты предполагаются большие и речь идёт об участии федерального бюджета. Вероятно, в течение 2018 года проект будет завершён, «и дальше мы будем пробивать, чтобы он в течение двух-трёх лет он был реализован», - говорит глава Якутии.

Ведь как бы ни был хорош стратегический план научно-технологического развития республики, продуманный аж до середины XXI века, без приемлемых путей сообщения он будет буксовать на месте.

далее в рубрике