Сейчас в Архангельске

10:30 -4 ˚С Погода
18+

Зарубежные СМИ: у русских не получится развить Севморпуть

5 мин
25 ноября, 2019 | 13:43

Северный морской путь - достаточно многозначная и комплексная концепция инфраструктурного мегапроекта. СМП трактуется как в узком смысле - в качестве транспортной артерии, связывающей российские порты на Крайнем Севере, так и в широком - как глобальный проект логистической магистрали между Азией и Европой через Северный Ледовитый океан. Концепция Севморпути завоевала особую популярность в России, однако и зарубежные эксперты и пресса присоединяются к обсуждению этого проекта. GoArctic подготовил обзор материалов зарубежных изданий, которые обращались к проблематике Северного морского пути.

В статье “Российский Северный морской путь сталкивается с низкой заинтересованностью” американское аналитическое издание The Diplomat выражает скептическое отношение к развитию Россией Северного морского пути, а оценки российских экспертов по использованию Арктики в качестве крупного международного логистического хаба кажутся изданию преждевременными.

Главные надежды в вопросе расширенного использования СМП возложены на изменение климата. Отступающий арктический лёд, по оценкам экспертов, позволит не только развернуть крупномасштабное судоходство в регионе, но и развивать логистическую структуру Арктики, заниматься добычей ресурсов.

На сегодняшний день, несмотря на привлекательность Севморпути своей меньшей протяженностью и военной безопасностью по сравнению с транзитом через Индийский океан и Суэцкий канал, СМП нельзя считать альтернативой ныне существующим ключевым транспортным артериям. Среди основных недостатков арктического транзита The Diplomat отмечает необходимость использования более дорогих грузовых судов и услуг ледоколов, а также высокие страховые тарифы. Но главный недостаток СМП - доступность маршрута лишь в течение нескольких месяцев в году. Таким образом, стоимость прохода грузового судна через Северный Ледовитый океан на сегодняшний день оценивается в три раза дороже южного маршрута через Суэцкий канал.

Международные грузоперевозчики не спешат отправлять свои суда на Север и отказываться от маршрута через Суэцкий канал. Компании скептически относятся и к возможностям России по развитию соответствующей инфраструктуры на Крайнем Севере. Так, датский судоходный гигант Maersk и французская корпорация CMA CGM, несмотря на тестовые пуски своих судов через Северный морской путь, заявили об экономической нецелесообразности использования СМП, по крайней мере сегодня.

Однако в развитии Северного морского пути очень сильно заинтересован Китай. Пекин считает свою зависимость от маршрута через Суэцкий канал стратегической уязвимостью и планирует решать эту “Малаккскую дилемму” [так называл проблему зависимости от морского пути через Индийский океан прежний китайский лидер Ху Цзиньтао] именно благодаря СМП. Для этого Поднебесная активно развивает собственный ледокольный флот, проводит арктические научно-исследовательские экспедиции, расширяет сотрудничество с арктическими государствами.

США, в свою очередь, в свете потенциального развития конкуренции за северные транспортные маршруты приступили к патрулированию вод за Полярным кругом с привлечением военных кораблей. Кроме того, Вашингтон планирует увеличить свой флот за счёт трёх новых тяжёлых ледоколов, которые помогут эсминцам военного-морского флота США патрулировать Арктику. Американское издание подводит к тому, что Северный морской путь, будучи инфраструктурной линией, постепенно превращается в геополитический и военно-стратегический проект.

Другое американское издание Bloomberg в статье “Россия готова платить за грузоперевозки через Арктику” поддерживает скепсис в отношении развития Северного морского пути. СМП может стать экономически выгодным лишь при своей функциональности в 225 дней в году, отмечает издание.

Сегодня на международный транзит через Арктику приходится незначительная часть всех грузопотоков Северного морского пути. Львиная доля грузов принадлежит российскому транзиту в арктическом регионе, связанный с перевалкой сжиженного природного газа с газоперерабатывающих заводов Новатэка и транспортировкой нефти корпорацией «Газпром нефть» с полуострова Ямал.

В целом же, внутреннее развитие Россией Северного морского пути идёт с опережением графика. За период с января по ноябрь 2019 года через СМП прошло 26 млн тонн грузов, что на 10 млн тонн больше прошлогодних показателей. По прогнозам, конечные цифры по итогам этого года могут пробить отметку в 30 млн тонн грузов. 

В перспективе Москвы - увеличение грузопотока по Севморпути с нынешних 26 млн тонн до 80 млн тонн к 2024 году. Однако для работы в столь суровых условиях необходимы серьезные вложения в логистическую инфраструктуру. И именно здесь зарубежные эксперты сомневаются в способности России привлечь инвестиции для развития Севморпути, так же как и в круглогодичном запуске СМП к 2030 году.

По словам Bloomberg, одной из задач по развитию Севморпути, возложенных на плечи России, является создание государственного оператора контейнерных перевозок в Арктике, который будет курировать логистические и инфраструктурные проекты, а также позволит синхронизировать проход иностранных судов через Северный ледовитый океан.

Транзит СМП остаётся на достаточно низком уровне. Bloomberg сообщает, что в 2019 году было перевезено всего 205 тыс. тонн грузов через Северный морской путь. Львиную долю перевозок осуществила китайская судоходная компания COSCO.

В другом материале Bloomberg “Россия отправляет основную часть нефти через Арктику” акцент делается на экологических опасностях эксплуатации Севморпути. Нефтяные танкеры производят токсичные выбросы от сжигания тяжелого мазута, которые ускоряют таяние льда. Кроме того, катастрофическими последствиями обойдётся авария нефтяного танкера, так как разлитие нефти в арктических водах моментально погубит хрупкую экосистему региона, которую восстановить уже вряд ли получится.

Отраслевое издание MediTelegraph также отмечает, что сложности в освоении СМП кроются не только в инфраструктуре и ледниках. Необходимо учитывать особые требования к защите окружающей среды и океана, а также просчитывать последствия активной эксплуатации Северного морского пути для арктической экосистемы.

Американское аналитическое агентство  Stratfor вновь возвращается к вопросу об экономических рисках освоения Северного морского пути и отмечает, что при любом раскладе развитие СМП видится лишь в долгосрочной перспективе. Так, Москве потребуется более 200 миллиардов долларов для развития инфраструктуры на Крайнем Севере, при этом сейчас большая часть средств выделяется на военную модернизацию региона.

Пока что вся инфраструктура по Северному морскому пути завязана на перевалке нефти и газа с Ямала в другие российские порты. Российское правительство пытается стимулировать отдельные региональные проекты, например - создание нефтяного хаба “Восток”, однако развитие проходит крайне медленно. Кроме того, Москва пока что не нашла иностранных инвесторов, готовых сейчас вложиться в российские инфраструктурные проекты.

***
Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике