База «Олавсверн» – упущенная норвежская возможность США?

Вооруженные силы
Сергей Палагин
5 Января, 2021, 06:10
База «Олавсверн» – упущенная норвежская возможность США?
Фото: PolarSails, twitter.com

 

19 декабря 1908 года в проливе Босфор Восточный возле Владивостока российская подводная лодка «Кефаль» за четыре часа преодолела четыре морские мили, положив начало действиям субмарин подо льдом. Поход был неожиданно прерван из-за технических неисправностей судна, однако невозможность возвращения пройденным путем позволила успешно испытать вариант всплытия, пробив лед! Так было положено начало подледных походов, выработаны первые тактические рекомендации для действий подводных лодок в условиях Арктики.

К середине 1950-х технические возможности подводных флотов СССР и США позволили оппонентам превратить северные моря в арену жесткого противостояния. Первая американская атомная подводная лодка SSN-571 «Наутилус» в августе 1958 года, стремясь закрепить лидерство, достигла района Северного полюса, а SSN-578 «Скейт», проломив лед, всплыла в точке пересечения оси вращения земли в Северном полушарии...

Успехи западных коллег подстегнули советских подводников к более активным действиям, в период с 1961 по 1962 год атомный «подплав» СССР часто находился в походах самых высоких широт, будоража воображение не очень условного противника всплытиями для игры в футбол на льдинах и ракетными стрельбами. В сентябре 1963 года атомные подводные лодки ВМФ СССР впервые совершают трансатлантические переходы с севера на Тихий океан. С появлением в составе советского флота подводных крейсеров стратегического назначения и оснащения их межконтинентальными баллистическими ракетами, советские субмарины поселились в Арктике навсегда.

США не могли силами одной страны противостоять мощи советского подводного флота в Арктике, что стало причиной частого «заплывания» в северные воды атомных субмарин Франции и Великобритании. Вскоре появилась необходимость создания постоянной базы подводных лодок стран НАТО в арктическом регионе. Выбор места пал на территорию Норвегии, где в 1963 году недалеко от города Тромсё в месте схождения фьордов Рамфьорден и Баллс-фьорд началась реализация секретного проекта по строительству военно-морской базы НАТО.

Строительство велось в скальном массиве высотой 300 метров над уровнем моря, откуда предстояло извлечь огромное количество породы, для того чтобы освободить площадь более 25 тысяч квадратных метров, построить подземный город с современными мастерскими, хранилищем топлива, складами, казармами, госпиталями и причалами, пригодными для обслуживания и ремонта подводных лодок.

 

Фото: Jan-Morten Bjørnbakk, SCANPIX

 

Новейшая база «Олавсверн» обошлась налогоплательщикам в 500 миллионов долларов, ее строительство непрерывно велось 3 года, а по завершении работ в 1967 году она представляла собой настоящее технологическое чудо – подводный сухой док с прямым выходом в море, территория которого безопасна с точки зрения бомбометания любых калибров.

Формально владельцем базы являлось правительство Норвегии, но использовали ее в полной мере ВМС США, реже британские подводники, но необходимо отдать должное, «Олавсверн», безусловно, была очень важным объектом наблюдения за действиями советского ВМФ в арктическом регионе.

Кроме иностранных кораблей и субмарин, на базе постоянно находилась значительная часть норвежских военно-морских сил, включая подводные лодки, ракетные и торпедные катера, чему способствует более чем километровая длина причала. Кроме того, район базы изобилует природными бухтами и гаванями, способными принять на стоянку суда любого водоизмещения.

Необходимость бесперебойного функционирования базы «Олавсверн» была вызвана конкретными условиями жесткой пусть и «холодной», но все же войны. После развала Советского Союза и значительного снижения возможностей Северного флота, руководство НАТО решает направить оперативные силы в иные, более значимые места. База перестает быть ключевой точкой формирования и поддержания тактического баланса в регионе, что предполагает ее закрытие.

Как указывалось выше, юридически база принадлежит Норвегии, а вкладывать значительные средства в содержание пустующего и очень дорогого объекта, как минимум, нерационально, поэтому решение принималось небыстро, но твердо. В 2011 году «Олавсверн» выставляют на торги, причем делают это достаточно прозаично – объявление о продаже появляется на интернет-аукционе finn.no, в списке домов и подержанных автомобилей. Общество игнорирует цену в 12 миллионов евро и соглашается только на 4 миллиона 400 тысяч евро, покупателем становится малоизвестный норвежский бизнесмен Гунар Вильгельмсен.

Продажей важного объекта занимается премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, впрочем, сейчас эта фаза его жизни вряд ли вспоминается им с гордостью, потому, что с момента продажи в пределах совсем еще недавно сверхсекретной базы стали курсировать суда с российским флагом. Нет, разумеется, это были не военные корабли, но даже научно-исследовательские суда вызывают у НАТОвских стратегов некоторую оторопь. В ходе разбирательства выяснилось, что владелец базы заключил с российскими учеными контракт, при этом суть документа является коммерческой тайной, и дальнейшее производство дела возможно исключительно по решению суда, который с большой долей вероятности подтвердит законность действий Гунара Вильгельмсена.

Параллельно разбирательствам по факту аренды секретной норвежской военной базы научными судами России Северный флот возобновляет масштабные учения в Арктике, попытки стран НАТО продемонстрировать свою военно-морскую мощь выглядят неубедительно для всех сторон. Ситуация в очередной раз накаляется. Высокопоставленные представители норвежских ВМС публично признают стратегической ошибкой продажу базы, заявляют о потере важного плацдарма, что негативно влияет на расстановку сил в арктическом регионе в пользу России. Посыл о необходимости возвращения базы норвежским ВМС исходит не из Осло, но из Пентагона, который активно использует в этих целях политическое и информационное пространство.

 

Фото: stena.ee

 

Граждане Норвегии не очень сильно озабочены присутствием на базе российских научных судов, поскольку это способствует развитию местной экономики, кроме того, норвежские бизнесмены, специализирующиеся в разработке нефтяных месторождений, заключают ряд взаимовыгодных контрактов с российской фирмой «Севморнефтегеофизика», которой принадлежат суда, содержащиеся на базе «Олавсверн».

Полагаю, что в случае проведения демократического, справедливого референдума по простому вопросу: кого норвежцы хотят видеть на базе «Олавсверн», американские подлодки или российские научные суда? - ответ будет не в пользу подлодок. Американские интересы никто бы не посчитал важными, в том числе и с учетом безусловной опасности для населения Норвегии самого присутствия подводных лодок в укрытиях, хорошо известных российской стороне, следовательно, находящихся в прицелах новейшего вооружения.

Однако население никто не спрашивал, в октябре 2020 года американцы получили согласие норвежского правительства на использование базы в интересах подводного флота ВМС США. Пентагон разместит в доках три ударных атомных подводных лодки класса SeaWolf, вооруженных крылатыми ракетами, однако основным оснащением субмарин являются глубоководные аппараты, способные в беспилотном режиме обнаруживать на глубине кабели спецсвязи, проложенные по дну океана.

Проект АПЛ SeaWolf в период холодной войны был сверхсекретным, его разрабатывали в 1980-е годы для борьбы с советскими «Щуками» в районах, находящихся под контролем противника. Лодки были самыми малошумными и скрытными. АПЛ подобного класса оснащалась противокорабельным и противолодочным вооружением, включая 50 крылатых ракет «Томагавк» или «Гарпун». Лодки данного типа приспособлены для плаванья подо льдами. Основной задачей для них являлось максимальное приближение к зонам действия советского ВМФ в Арктике, где Россия занимает лидирующие позиции благодаря атомному ледокольному флоту. Проект предполагал создание более 30 единиц, однако накануне распада СССР построили только три, они и вернутся в строй в качестве аргумента НАТО в борьбе с Россией за Арктику.

История развивается по спирали. База «Олавсверн» «заряжена» американскими субмаринами времен холодной войны, возвращение их в строй продиктовано в первую очередь тем, что Пентагон, реагируя на усиление мощи России, стремится вернуть себе стратегическую территорию в центре важного оперативного района. Противолодочная оборона будет строиться по линии Нордкап-Медвежий и Фареры-Исландия, расположенной между Гренландией, Исландией и Великобританией. Американцы, таким образом, стремятся оставить российские субмарины в Северном Ледовитом океане, лишая возможности ходить в северную Атлантику.

Российские специалисты полагают, что обновленная база является угрозой для России, однако российский флот в Арктике обладает необходимым потенциалом для решения вопроса в интересах Российской Федерации. В случае необходимости, база может быть заблокирована минами с подлодок, самолетов или необитаемых подводных аппаратов.

Кроме базы Олавсверн, которая уже передана Пентагону, в Норвегии ВМС США используется порт Маланген, находящийся вблизи Тромсё, где американцы меняют экипажи подлодок, получают припасы перед выходом в арктические воды. Российская разведка фиксирует увеличение количества заходов американских субмарин в этот порт и в норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн в последнее время.

 

Фото: Alamy, thetimes.co.uk

 

Территория Норвегии активно используется Пентагоном для подготовки к противостоянию с Россией, в провинции Трёнделаг (центральная часть страны) находятся американские военные склады, где хранится военное имущество и вооружение вплоть до танков «Абрамс» и артиллерийских орудий. По оценке экспертов, запасов достаточно для вооружения 15 тысяч солдат армии США. Разработаны и технически обеспечены планы по быстрой переброске в случае необходимости в Норвегию личного состава экспедиционной бригады морской пехоты США. На авиабазе Аннейя на боевом дежурстве находится эскадрилья самолетов патрульной авиации «Посейдон» американских ВМС. При этом заканчиваются модернизации взлетных полос, способных в случае необходимости принимать боевые и транспортные самолеты на аэродромах Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге.

Политические и военные круги Норвегии активно развивают военное сотрудничество с США, оправдывая этот вектор внешнеполитической деятельности «русской угрозой». Пропагандистская машина запущена и в ближайшее время остановлена не будет. Осло и Вашингтон ведут переговоры об обновлении и продлении ряда соглашений в военной сфере. Норвежские военные объекты находятся под контролем США, их использование Пентагоном в сложившейся ситуации будет расширяться.

Сергей Палагин, специально для GoArctic

далее в рубрике