Сейчас в Мурманске

00:01 0 ˚С Погода
18+

Искусство, являющее миру Гренландию

Какой гренландские художники видят свою страну и хотят, чтобы увидели другие.

Гренландия Художники гренландии
14 октября, 2021 | 14:48

Искусство, являющее миру Гренландию
Картина работы Ханса Люнге.


Искусство в Гренландии претерпевало развитие от традиционных украшений и рисунков на коже, одежде и инструментах – к искусству как мы понимаем его сегодня.

Искусство как отрасль пришло в Гренландию со скандинавами в XIX веке, когда обычным способом документирования «экзотических» мест уже была не живопись, а фотография. Приезжие художники создавали, как правило, крупномасштабные фантастические пейзажи, которые были очень востребованы в Дании. Местные же художники были больше сосредоточены на мелких деталях и узорах.

Из-за того, что у Гренландии не было собственной концепции искусства, художественная активность начала проявляться только с приходом сюда европейцев в XVIII веке. Стали появляться работы, которые уже нельзя рассматривать лишь как часть ритуала или украшение: первые акварели, графика и скульптура. Выделяются художник Аарон из Кангека и резчик по дереву Иоганнес Кройцманн. Работы этих художников имели не только художественную, но и историческую ценность. Аарон создавал работы, в которых подробно описывал Кангек. При помощи карандашей и акварели он переносил на полотна Гренландию XIX века. Позднее его работы послужили ценными историческими источниками. С тех пор художники, вдохновляясь его опытом, описывали местную природу через живопись и графику.

Аарон из Кангека (1822 – 1869) в какой-то мере является родоначальником гренландского искусства. Современные художники и сегодня признают талант и важность творчества Аарона и продолжают вдохновляться его работами.

Аарон родился в 1822 году в поселении Кангек недалеко от Нуука. Как и большинство гренландцев того времени, Аарон сначала занимался отловом тюленей. Однако после того как он в тридцатилетнем возрасте переболел туберкулезом, заниматься охотой в полную силу было уже невозможно. Так как Аарон был членом моравской миссии, он умел читать и писать. Эти навыки пригодились ему в дальнейшем.

В 1848 году датский географ и путешественник Хинрих Ринк впервые попал в Гренландию (тогда датскую колонию) и влюбился в инуитов. Его целью стало продвигать идею самоуправления гренландского народа, а также прославлять культуру инуитов. В 1858 году Хинрих Ринк предложил гренландцам проиллюстрировать легенды, которые на тот момент существовали лишь в устной форме. Позже работы должны были быть отредактированы и изданы как в датской, так и в гренландской версии. Основной идеей было – дать возможность гренландцам заявить о себе как о нации через собственные истории и художественную самобытность.

Организаторы снабдили художников бумагой и необходимыми художественными принадлежностями. Некоторые материалы в своё распоряжение получил и Аарон, который в итоге представил 56 легенд и 350 художественных работ в виде своеобразных гравюр на дереве.

Все работы были выпущены на гренландском и датском языках в виде сборника, в котором творчество Аарона занимало почётное место. Позже Ринк продолжил снабжать Аарона художественными материалами, признавая его талант.

В своих работах Аарон, как правило, отображал историю своего народа. Так, некоторые гравюры были посвящены столкновениям между инуитами и норманнами, которые колонизировали часть Гренландии в эпоху викингов. Скандинавы покинули земли ледяного острова, по меньшей мере, за 300 лет до появления гравюр Аарона, что свидетельствует о стойкости традиций устных историй.

Аарон скончался в 1869 году в результате продолжительной болезни. После его смерти его работы были забыты, однако о них вновь вспомнили и открыли миру заново спустя столетие. С 1960-х годов творчество Аарона из Кангека вдохновляет художников Гренландии.




Изобразительное искусство Гренландии, несмотря на относительно короткую историю, внесло значительный вклад в формирование культурного образа острова.

Творчество Ханса Люнге, близкое по выразительности европейскому импрессионизму, положило начало уникальному гренландскому искусству. Позже эту оригинальность развил в своих работах Йенс Розинг в многочисленных изображениях природы и животных. Два этих мастера стали учителями для последующих поколений художников.


***

Ханс Люнге родился в 1906 году в гренландском Нууке, в семье пастора. В 1927 году Ханс окончил семинарию в родном городе, после чего работал в школе. Однако после перенесённого туберкулеза он не смог продолжать работу. В 1930-х годах молодой человек увлёкся политикой. Он активно выступал против колонизации острова Данией, а также против дискриминации гренландцев. В то же время началась и творческая карьера Люнге.

В 1945 году интерес Ханса к политике ослабевает и он уезжает в Данию. С 1947 по 1950 года Люнге учился в Академии изящных искусств в Копенгагене. Позднее художник объездил много европейских стран, однако вдохновение черпал именно в природе и людях Гренландии. В своём творчестве художник нередко опирался на гренландские легенды.


Ханс Люнге основал первую художественную школу в Гренландии и в течение многих лет являлся её директором. 


***

Йенс Розинг  (1925 – 2008) родился в Якобсхавне (современный Илулиссат), Гренландия. Учился в средней школе в Дании, которую он окончил в 1944 году. С 1947 по 1948 гг. Йенс посещал школу иллюстраторов и дизайнеров, а с 1948-го по 1950-й изучал живопись в Датской королевской академии искусств.

В 1950-х годах Розинг отошёл от творческой деятельности и увлёкся оленеводством, поселившись в восточной Норвегии. Искусство оленеводства он постигал в саамских общинах шведской и финской Лапландии. В 1952 году Йенс вернулся в Гренландию и приобрёл собственное стадо оленей. Однако в 1959 году Розинг вновь вернулся в Данию, чтобы посвятить себя искусству. Но он всё же сохранил прочную связь с Гренландией и трижды участвовал в экспедициях на ледяной остров.

Йенс Розинг активно участвовал в распространении знаний о Гренландии и укреплении дружеских отношений между Данией и Гренландией. Однако он был привержен не только делу сохранения наследия своей страны, но также внёс вклад в обогащение этого наследия. Он был выдающимся гренландским художником. В 1963 году Розинг украсил  Гренландский семинарий в Нууке, в 1965 году спроектировал церковный алтарь в Аасиаате на северо-западе Гренландии, в 1997 году  украсил актовый зал парламента в Гренландии. За пятьдесят лет (1957-2007) иллюстрации Йенса Розинга были размещены на более чем ста марках, треть из которых выпустила Почта Гренландии.


Розинг отвечал и за создание национального герба Гренландии, принятого 1 мая 1989 года. На нём изображён белый медведь (символ фауны острова) на синем фоне, обозначающем Северный Ледовитый и Атлантический океаны, окружающие Гренландию.


Работы художника были отмечены многими наградами. Йенс Розинг скончался в 2008 году в Дании, оставив после себя богатое культурное наследие.


***

В 1970-е гг., когда Гренландия получает почти полную независимость от Дании (в 1979 году введено самоуправление), искусство на острове начинает играть новую роль. Теперь через искусство Гренландия заявляла о своей уникальности остальному миру. Право жить на этой земле получал тот, кто смог приспособиться к суровым стихиям. Поэтому неудивительно, что подавляющее число произведений искусства того времени было посвящено взаимоотношениям человека и природы. Наиболее яркими представителями этого движения были художники Ака Хёг и Анн-Бирте Хов. Работы Анн-Бирте Хов содержат политические мотивы, в то время как Ака Хёг использует мифологические  сюжеты и природу.

Ака Хёг – одна из самых значительных ныне живущих художниц, её знают и любят во всей Гренландии. Ака родилась в 1947 году. С детства семья поощряла интерес девочки к искусству. Отец даже построил для неё мастерскую. С юных лет Ака знала, что хочет стать художницей. Её уверенность в будущих планах подкрепил и Йенс Розинг, с которым она познакомилась, будучи ещё совсем юной. Именно Розинг призывал её продолжать рисовать, отправляя ей необходимые инструменты.

В 1967 году Хёг обратилась в министерство Гренландии за грантом на обучение на художника. Однако ей отказали, предложив обучающие курсы на медсестру. Позже Ака так и не получила художественное образование, но некоторое время обучалась в Академии художеств в Копенгагене под руководством скульптора Роберта Якобсена.

Художественный путь Аки Хёг начался в начале 1970-х, когда гренландцы как нация пытались найти свою идентичность. В попытке самоидентификации и обретения независимости от Дании, искусство стало мощным инструментом. Ака Хёг пыталась изобразить гренландскую душу, вдохновляясь легендами и мифами. В этот период была особо популярна графическая форма выражения. Её гравюры часто раскрашивались вручную и выделялись плавностью линий, которые объединяли  дикую природу и жизнь человека.


Позже стали появляться и другие техники. В поздних работах Хёг нередко сочетала разные  материалы. У Аки были заказы по украшению публичных зданий. В 1981 году она украсила крест и купель в церкви Маниитсока. В 1986 году Ака украсила церковь Аммассалик вместе с ещё четырьмя художницами. В 1989 году Хёг украсила аудиторию  средней школы в Какортоке. Ака расписала фриз акрилом, вдохновлённая историей гренландского искусства. В 1998 году ею были украшены стены института природы в Нууке резьбой по бетону (изображениями китов, рыб, тюленей и птиц).

По мнению Аки Хёг, развитие Гренландии происходило очень быстро. В погоне за материальными благами были утеряны важные духовные ценности, присущие гренландцам. Воссоздание гренландской души и одухотворённости природы было её первоначальной задачей в искусстве. Художница черпала вдохновение в ближайшем окружении. В частности, в доме престарелых, где пожилые люди стали ценным  источником информации о традиционном эскимосском образе жизни.

В 1974 году  Хёг провела персональную выставку в Гренландии и Дании, позже – в Германии, Исландии, Норвегии, Швеции и на Аляске. Её работы также помещались на марки и использовались как иллюстрации.  Работы художницы находятся в музеях Дании, Гренландии, Исландии и Нидерландов. Своим творчеством Ака Хёг отметила Гренландию на карте мира и доказала, что в современном постколониальном мире существует особая гренландская идентичность. 


***

Анн-Бирте Хов (1951 - 2012) ещё одна из наиболее известных художниц Гренландии.  Она родилась и выросла в Гренландии.

Наиболее популярными стали графические работы Анн-Бирте, хотя она использовала разные материалы и жанры. Графикой Хов овладела на графическом факультете Академии изящных искусств в Копенгагене.


На протяжении всей своей карьеры художница постоянно экспериментировала с техниками и способами самовыражения. Несмотря на то, что центральное место в её работах занимает природа, она, тем не менее, использовалась как фон или предпосылка человеческих поступков. В своих работах Анн-Бирте отражала как быт (многоквартирные дома, семейную жизнь, нищету и пьянство), так и ландшафты Гренландии.




***

Творчество современных художников несколько дистанцировано от традиционного гренландского искусства. Современные веяния и течения проникают и на остров. Однако «старая школа» не исчезла совсем. Сегодня гренландские художники находят новые способы рассказать о своей родине всему миру. В современном художественном мире Гренландии есть яркие имена: Мики Якобсен, Ангу Мотцфельд, Ивало Абельсен, Гукки Вилсен Меллер, Панингуак Линд Йенсен, Болатта Силис-Хёг и другие. 

Болатта Силис-Хёг родилась в 1981 году в городе Какорток в Гренландии. Ее мать – известная гренландская художница Ака Хёг.

Болатта – выпускница Орхусской художественной академии. Творческая карьера началась в 2005 году с персональной выставки «Den røde snescooter» («Красный снегокат»).

В своём творчестве художница исследует самобытность Гренландии на мировой арене и историю своего народа. Объединяя эти темы, Болатта тем самым пытается бороться с «отвратительной американизацией», которая, по её словам, происходит по всей Гренландии. За многочисленными каменными домами, торговыми центрами и кафе теряется оригинальность Гренландии.

Художница ищет и находит собственные методы самовыражения и способы рассказать обществу о том, что её беспокоит.



Ивало Абельсен родилась в 1971 году в Нууке. Художественное образование получила в художественной школе Нуука, в Орхусской школе архитектуры, а затем и в педагогическом колледже дизайна в Дании. Вернувшись в Гренландию, Ивало получила учёную степень в Институте культуры Гренландского университета.

В 2009 году Ивало начала работу в качестве преподавателя изобразительного искусства, истории и культурологии в государственной гимназии Нуука. В 2011 году состоялась её выставка в культурном центре Нуука.

В 2014 и в 2015 годах Ивало Абельсен выпустила серию марок, посвящённых Гренландии. Серия марок 2014 года была разделена на пары, каждая из которых демонстрировала различия в техниках охоты, ловли и приманок для животных на Севере и на Юге.



***

В 1975 году открылась графическая мастерская Нуука, что привело к появлению первого поколения местных гренландских художников, которые специализировались на гравюре и графике. Сегодня мастерская называется Национальной художественной школой Гренландии (работающей на базе Художественного музея Нуука), которая ежегодно обучает пять начинающих художников.           

Сегодня Национальный художественный музей Гренландии хранит самую большую коллекцию гренландского искусства (около 1300 работ). В коллекции хранятся работы не только местных художников, но и европейских мастеров, которые писали картины на ледяном острове. Экспозиция музея создавалась с акцентом на то, как Гренландия воспринимается приезжими художниками, и каким этот прекрасный остров видят местные творцы. Сотрудники музея наблюдают рост интереса к культуре Гренландии как со стороны коренного населения, так и со стороны международного сообщества. А это значит, что со своей главной задачей – заявить о себе всему миру – гренландские художники успешно справляются. 



Автор: Оксана Дорофеева, старший научный сотрудник РГМАА.
далее в рубрике