Приграничное сотрудничество в Арктике: тёплые отношения в холодном регионе

Образование Экология Транспорт и логистика
24 Марта, 2021 | 12:25
Приграничное сотрудничество в Арктике: тёплые отношения в холодном регионе

Пункт пропуска Райя-Йоосеппи в Инари. Фото: Vesa Toppari. Отсюда. 



Приграничное сотрудничество в Арктике является стратегическим приоритетом национальной политики России, ведь сам регион обладает важнейшим геополитическим значением. Приграничное сотрудничество – это часть международного сотрудничества, взаимодействие сопредельных регионов государств. Реконструкция контрольно-пропускных пунктов на границе, организация объединённых бригад пожарных служб, проведение семинаров для поддержки предпринимателей по обе стороны границы, совместные образовательные программы между университетами, создание туристических маршрутов на соседствующих территориях – всё это примеры такого сотрудничества. Зачастую оно направленно на решение локальных проблем, одинаково важных для территорий, как минимум, двух стран. Приграничная деятельность часто принимает форму отдельных проектов, потому что именно в таком формате возможно сконцентрировать усилия для достижения конкретной цели.

Найти партнёров для проекта, получить финансирование и поддержу от муниципальных и региональных властей -- не всегда простая задача. Намного эффективнее реализовывать свои идеи через уже существующие механизмы сотрудничества.

Программы приграничного сотрудничества Россия – ЕС 2014-2020 являются примером такого механизма. В рамках этих программ получают поддержку российские и зарубежные инициативы, направленные на снижение негативных эффектов от периферийности региона, развитие социально-экономического потенциала, охрану окружающей среды, улучшение инфраструктуры, усиление межличностных контактов. В центре внимания – человек и качество его жизни в приграничном регионе.

Программа приграничного сотрудничества «Коларктик» 2014-2020 стала одной из семи программ, которые в настоящее время реализуются между Россией и Евросоюзом. В документах программы можно найти конкретные тематические цели:

1. Развитие бизнеса, малых и средних предприятий;

2. Охрана окружающей среды, смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним;

3. Повышение доступности регионов, развитие устойчивых, в том числе к климатическим воздействиям, сетей и систем транспорта и связи;

4. Содействие обустройству границ и управлению ими, приграничной безопасности, мобильности и управлению миграцией [2].

Программа охватывает Лапландию (Финляндия), Норрботтен (Швеция), Финнмарк, Тромс, Нурланн (Норвегия), Мурманскую область, Архангельскую область, Ненецкий Автономный Округ (Россия). Это означает, что организации, зарегистрированные на этой территории, могут стать партнёрами проекта и получить финансирование на все статьи бюджета. В программе выделена категория «прилегающие территории» – регион Оулу (Финляндия), Вестерботтен (Швеция), Республика Карелия, Республика Коми (Россия). Организации из этих регионов тоже могут стать партнёрами проектов, однако им смогут выделить не более 20% от всего бюджета программы «Коларктик» [1].


  Программный регион Колартик. Исторчник: Kolarctic.info

63 436 180 € -- такова сумма общего бюджета программы, в софинансировании которой участвуют все страны-партнёры. Управляется программа Региональным Союзом Лапландии (Финляндия), в то время как Совместный Мониторинговый Комитет, следящей за её реализацией, включает в себя представителей от всех государств-партнёров программы. Совместное управление необходимо для того, чтобы избежать асимметрии в сотрудничестве. Для России и Евросоюза это особенно актуально, так как эти программы изначально разрабатывались как инструмент внешней политики ЕС и были нацелены в том числе и на продвижение европейских интересов. Именно поэтому совместное управление программой и софинансирование всеми странами так важно. Эти практики позволяют России избежать роли реципиента европейского опыта и позволяют стать равноправным партнёром. 


Конкурентноспособные кадры для конкурентноспособного региона

"BRIDGE – Инициатива Баренц-Региона по развитию экономического роста и содействию трудоустройству" является примером проекта, направленного на достижение тематической цели развития бизнеса, малых и средних предприятий. Создатели проекта ставят перед собой весьма амбициозную и в то же время практическую задачу: создать образовательную платформу, которая объединит представителей высшей школы и бизнеса, что в результате поможет подготовить квалифицированные кадры и трудоустроить их в регионе. В действительности, молодёжь зачастую уезжает из родных мест в поисках работы, в то время как компании, расположенные на севере, сталкиваются с нехваткой трудовых ресурсов. 

Реализация проекта рассчитана на 2019-2021 годы. Ведущим партнёром проекта является Арктический университет Норвегии, партнерами с российской стороны стали Мурманский арктический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, и университет ИТМО; а с финской – Лапландский университет прикладных наук. Бюджет проекта составил 1 272 333 €.

Разработать кластер кино для региона, создать уникальную линию мороженого, написать бизнес-план для маркетингового агентства, разработать концепцию лавки натуральных продуктов из Карелии -- над такими проектами участники трудились весной 2020 года в рамках сессии в Петрозаводске, которая, в связи с коронавирусными ограничениями, прошла онлайн. Во время таких сессий, которые проходят два раза в год, студенты работают в международных командах, решая бизнес-кейсы, актуальные для арктических экономик.

Как отмечают участники проекта, многие задания были достаточно трудоёмкими и требовали творческого подхода. «Когда я начала свои занятия, было нелегко разобраться во всех объяснениях […]. Однако я многому научилась, и эти знания наверняка пригодятся мне в будущем. Я поняла, что бизнес — это не просто теория, а много работы и воображения», —делится своими впечатлениями студентка Арктического университета Норвегии Адриана Санчез [3]. Новые навыки бизнес-аналитики, опыт межкультурной коммуникации и погружение в практические задачи реальных компаний – всё это позволит участникам быть готовыми к трудоустройству сразу после университета. 


Бактерии на страже экологической безопасности

Разливы нефти становятся неминуемыми спутниками развития нефтегазовой промышленности и транспорта в Арктике. Достаточно вспомнить крупнейшую утечку дизельного топлива в Норильске в мае 2020 года, чтобы представить какой урон природе и человеку могут нанести подобные аварии. Проект «Биоремедиация арктического побережья» направлен на разработку биотехнологии, которая поможет восстановить загрязнённые нефтью прибрежные зоны. Проект относится к тематической цели, посвящённой охране окружающей среды. Он объединяет таких партнёров как подразделение Росстандарта в Мурманской области, Институт проблем промышленной экологии Севера РАН, ООО «Стурвик Консалт», Финский институт окружающей среды SYKE, Университет Тромсё (Арктический университет Норвегии). Проект будет реализован в 2019-2021 году, а общий бюджет составит 1 398 799 €.

Биотехнология, над которой трудятся учёные, построена на естественных процессах восстановления окружающей среды. «Прирученные» в лабораторных условиях микроорганизмы, сорбенты и растения смогут разложить нефть, обезвредить оставшиеся химические элементы и регенерировать природный покров.


   Проект «Биоремедиация арктического побережья». Источник.


Первые итоги работы команда исследователей подвела в январе 2021 года. Сотрудники Мурманского испытательного центра отметили, что проведённые эксперименты показали хорошие результаты. Использование сорбентов, микробных препаратов и минеральных удобрений позволили на 13-32% ускорить разложение нефтепродуктов. Результаты исследований коллег из Финского института окружающей среды также продемонстрировали эффективность новой методики. Выяснилось, что данные препараты способны снизить содержание нефтяных загрязнений в морской воде на 44%. В это же время сотрудники Университета Тромсё занимаются исследованием бактериальных генов, отвечающих за разложение нефти. Учёные надеются, что вскоре станет возможно создать препараты, основанные на этих разработках [4].
Конечно, наилучшее решение проблемы — это её предотвращение, поэтому необходимо продолжать совершенствовать систему безопасности на нефтегазовых объектах. Но если утечка нефти уже произошла, данная технология позволит минимизировать потенциальный вред окружающей среде. 


Железные дороги: новый взгляд на старые вещи

Повышение доступности регионов, развитие устойчивых сетей и систем транспорта и связи является ещё одной ключевой тематической целью программы «Коларктик». Проиллюстрировать данную цель может проект «Арктическая железнодорожная инфраструктура в Коларктик II», который направлен на обмен лучшими практиками и передовым опытом в сфере управления железными дорогами. В действительности, улучшение железнодорожной инфраструктуры необходимо для Арктического региона, ведь по этим маршрутам транспортируют руду, древесину, товары и пассажиров как внутри региона, так и за его пределами. Более того: в суровых климатических условиях Арктики жизненно необходимо применять современные решения для поддержания безопасности, скорости и надёжности транспортного сообщения. Хотя пути сообщения активно модернизируют в последние годы, многие старые железнодорожные постройки продолжают эксплуатироваться. Из-за того, что грузо- и пассажиропотоки увеличиваются, а инфраструктура уже не способна отвечать современным требованиям, возникает потребность в реновации транспортной системы региона.    

Данная проблема актуальна отнюдь не только для российской Арктики: Северный научно-исследовательский институт Нарвик (Норвегия) является ведущим партнёром проекта, ещё восемь организаций задействованы с российской, шведской, норвежской и финской сторон. Бюджет проекта составил 1 698 008 €, а сроки реализации были намечены на 2018-2021 годы.

Работа над проектом находится в самом разгаре, деловые встречи проводятся на ежегодной основе. В 2019 году участники обсудили ближайшие планы и поставили задачу изучить вопросы картографирования, описания инфраструктуры, практик эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железных дорог Северо-Запада России, Северной Швеции и Финляндии. В 2020 году партнёры подвели итоги деятельности, обсудили полученные результаты, а для получения практических знаний специалисты побывали на заводе шведской металлургической компании SSAB [5], что, несомненно, позволило познакомиться с лучшими производственными практиками европейских коллег.

Ожидается, что в результате реализации проекта более интенсивным станет приграничное научное сотрудничество в области железнодорожного транспорта, появятся новые технические решения для увеличения пропускной способности железных дорог, более современными станут методы обслуживания, ремонта, мониторинга качества железных дорог.



  Источник: Сайт проекта ARINKA.



Модернизация самого северного пограничного пункта пропуска

Улучшение транспортной доступности региона Арктики невозможно представить без модернизации пограничной инфраструктуры, в частности, пунктов пропусков. КПП «Лотта»/«Райя-Йоосеппи» является самым северным пограничным пунктом пропуска между ЕС и Россией. Пункт упрощённого пропуска появился в этих местах в 1960-х, когда финские специалисты принимали участие в строительстве Верхнетуломской ГЭС. С 1967 года он действовал уже как контрольно-пропускной пункт Лотта, через который могли пересекать границу советские и финские граждане по маршруту «Верхнетуломск – Мурманск» [6].

Пропускная способность КПП «Лотта»/«Райя-Йоосеппи» составляет всего 150 машин или 500 человек в сутки, что не отвечает современной пассажирской и грузовой нагрузке в регионе и требует оптимизации процесса. Инициатива «Модернизация и реконструкция пограничного пункта «Райа –Йоосеппи»; регулирование дорожного движения, строений и технологий» направлена на решение этой задачи. Данный крупный инфраструктурный проект, получивший финансирование в размере 11 450 000 €, относится к тематической цели содействия обустройству границ и управлению ими. Цель проекта – бесперебойная работа пунктов пропусков через границу между Россией и Финляндией/ЕС, ведь на сегодняшний день условия пересечения российско-финской границы не соответствуют требованиям ни финской таможни, ни пограничной службы по обслуживанию клиентов и контролю.

Финское агентство транспортной инфраструктуры и Министерство транспорта РФ отвечают за реализацию данной инициативы. Ожидается, что проект поможет облегчить передвижение между финской Лапландией и российской Мурманской областью. «Строя новое здание пункта пропуска, мы готовимся к росту потока через восточную границу», — поделились ожиданиями финские чиновники [7]. Срок реализации проекта составит три года, однако за это время будет построен не только сам пункт таможенного контроля. К 2022 году будут также разработаны механизмы управления движением, включая зону проверки полосы движения, и дополнительные технологии пограничного контроля, чтобы сделать работу пункта пропуска наиболее эффективной.

Проектное сотрудничество становится все более популярной формой международного взаимодействия в Арктике: партнёры из разных стран объединяются для решения насущных проблем и улучшения качества жизни в регионе. Сферы, в которых реализуются проекты, поистине разнообразны: транспорт, здравоохранение, экономика, образование, культура, природоохрана – мы рассмотрели лишь некоторые из них. В среднем, в проектах участвуют представители двух-четырёх стран, бюджет варьируется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов евро. Самый масштабный инфраструктурный проект (модернизация КПП «Лотта»/«Райя-Йоосеппи») привлёк более десяти миллионов евро. Инициаторами проектов выступают самые разнообразные организации: бизнес, университеты, муниципальные и региональные органы власти, общественные организации.

На наш взгляд, особо показательно то, что даже в условиях санкций и некоторых политических разногласий между Россией и Евросоюзом, приграничное сотрудничество остаётся наиболее жизнеспособной формой взаимодействия. Это вселяет надежду на сохранение тёплых отношений в самом холодном регионе планеты.


Автор: Тарасова Анастасия, студентка магистратуры факультета международных отношений СПбГУ, программа «Исследования Балтийских и Северных стран».

Источники:

1.      Программа «Коларктик»: Сочетание сложной задачи, помноженной на нестандартный подход к её решению. 8.08.2016. Портал Arctic.ru: https://ru.arctic.ru/analitic/20160808/402930.html. Дата обращения: 20.03.2021.

2.      Сайт Kolarctic.info: https://kolarctic.info/ru/what-next-2021-2027/. Дата обращения: 20.03.2021.

3.      Цит. По BRIDGE: в сердце приграничного сотрудничества и интегрированного международного арктического региона. 2.06.2020. Сайт ППС Колактик: https://clck.ru/TprAs. Дата обращения: 20.03.2021.

4.      ​Заседание руководящей группы проекта Коларктик «Биоремедиация арктического побережья». 2021. Сайт ФБУ «Мурманский ЦСМ»: http://www.mcsm.ru/zasyedaniye-rukovodyashchyey-gruppy-proyekta-kolarktik-bioryemyediatsiya-arktichyeskogo-pobyeryezhya.html. Дата обращения: 20.03.2021.

5.      Встреча участников проекта «Инфраструктура арктических железных дорог в регионе Kolarctic». 18.02.2020. Пресс-служба ПГУПС: https://www.pgups.ru/news/science_and_innovation/vstrecha-uchastnikov-proekta-infrastruktura-arkticheskikh-zheleznykh-dorog-v-regione-kolarctic/. Дата обращения: 20.03.2021.

6.      Многосторонний автомобильный пункт пропуска на российско-финской границе Лотта - Райя-Йоосеппи. 2015. http://punktpropuska.ru/index/lotta/0-29/. Дата обращения: 20.03.2021.

7.      Финляндия построит новый пункт пропуска в ожидании роста потока с российского севера. 22.10.2018. The Barents Observer: https://thebarentsobserver.com/ru/granicy/2018/10/finlyandiya-postroit-novyy-punkt-propuska-v-ozhidanii-rosta-potoka-s-rossiyskogo. Дата обращения: 20.03.2021.

 


далее в рубрике