ВВС США хотят господствовать в Арктике

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
13 Августа, 2020 | 06:01
ВВС США хотят господствовать в Арктике
Фото: U.S. Air Force

 

Борьба за арктическое небо

Опубликованная Пентагоном в конце июля 2020 года «Арктическая стратегия» департамента ВВС США показала, что генералитет Вооруженных сил Соединенных Штатов явно осознал, что гонка, связанная с развитием военной инфраструктуры на архипелагах Северного Ледовитого океана и заоблачными мечтами о создании равного России ледокольного флота, проиграна. Неслучайно упор в документе делается на совершенствование ВВС и логистических связей с «союзниками».

Возрастающее стратегическое значение Арктики вынуждает Пентагон озвучивать новые концепции развития военной составляющей региона в аккурат перед ноябрьскими выборами, чтобы лишний раз о себе напомнить. Однако, между строк в документе читается и тот факт, что военно-политическое руководство США уже даже не надеется на дорогостоящие проекты Дональда Трампа.

Напомним, тот в специальной директиве своей Администрации обещал к 2029 году, то есть в течение 9 лет, создать полноценный ледокольный флот и милитаризировать присутствие США в Арктике, чтобы «противостоять возможностям России и Китая».

Никакого практического смысла все эти заявления по понятным причинам не имеют. Не только потому, что рейтинг Трампа под воздействием ополчившихся против него медиа-магнатов, симпатизирующих Джо Байдену, стремительно падает. Но и по причине того, что Пентагон, лоббируя подряды для ВПК, отрабатывает заказы крупных корпораций, а не иллюзии. Бизнес есть бизнес.

Форсированными темпами можно закачать деньги налогоплательщиков в программу наращивания сил и средств противовоздушной и противоракетной обороны. В отличие от закладки на верфях новых кораблей, эта программа уже поставлена на рельсы и ее вектор можно перенаправить.

Программа перевооружения ВВС в Арктическом регионе на современные истребители F-35A «Lightning II» должна завершиться в 2021 году, а не в 2029 году, как планы по строительству ледоколов. Следовательно, промышленники «освоят» выделенные средства на целых 8 лет раньше, что и станет главным фактором ее продвижения. 354-авиакрыло авиабазы Эйельсон на Аляске получит 54 новейшие боевые машины последнего поколения, что, по мнению лоббистов из Пентагона, существенно повысит операционные возможности соединения.

 

Взлет F-35A с базы Эйельсон, Аляска. Фото: Isaac Johnson, U.S. Air Force

 

Нужна ли датчанам дозаправка?

Господство в воздухе — вот чего пытается достигнуть Пентагон, даже не пытаясь оспорить первенство России под водой и на море.

Асимметричный ответ на успехи России в освоении арктических архипелагов и строительстве патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 «Арктика», имеющих возможности ледокола, буксира и военного корабля сторожевого класса, усилении подводных сил Северного флота новыми подводными ракетными атомными крейсерами стратегического назначения проектов 885-М «Ясень-М» и 955-А «Борей-А» выражается в программе качественной модернизации ВВС, действующих в регионе.

В качестве главных баз США видят Аляску и Гренландию. В контексте недавних предложений, озвученных американским президентом о ее покупке у Дании, только кажется, что американцы забыли поинтересоваться об этом у датчан. Похоже, за Копенгаген все решили в Вашингтоне.

Учитывая, что система раннего оповещения находится на американской базе Thule Air Base именно в Гренландии, США давно рассматривают самый большой остров в качестве своего будущего военного аэродрома. Цинично выглядит предложение американцев осуществлять дозаправку датских самолетов, пытающихся долететь до Гренландии, в воздухе.

Что касается Аляски, то, как известно, только в районе мыса Барроу, являющемся самой северной точкой США, расположены 15 радаров. Отслеживание космических аппаратов, осуществляющих пролет над Арктикой, становится приоритетным направлением разведки. 

Во главу угла ставится повышение осведомленности американских сил в регионе. В решении данного вопроса основную роль призвана играть группировка Космических сил ВС США. Ее количественное и качественное усиление и есть ответ усилению России в Арктике. 

    

Thule Air Base, Гренландия. Фото: Tech. Sgt. David Buchanan, U.S. Air Force

 

Союзников будут подкупать логистикой

Озвучены также планы налаживания транспортной связности, логистики и материально-технического обеспечения сил. Причем, датчан хотят соблазнить к сотрудничеству помощью в совместном развитии логистических маршрутов, связывающих Гренландию с материком. Как говорится, не мытьем, так катаньем. Не получилось убедить Данию продать остров за 600 миллионов долларов в год, так можно попробовать пойти обходным путем, якобы совместным, отработав «общие», «взаимовыгодные» маршруты.

Как известно, ключевым союзником США в регионе остается еще Канада, но известно, что канадцы в Арктике имеют собственные интересы, связанные в том числе с развитием так называемого Арктического моста между портом Черчилл и Мурманском, что делает Канаду в глазах США ненадежным партнером в вопросах милитаризации региона в интересах Вашингтона.

Что же до логистики, то канадцы убеждены, что справятся сами, без американских ледоколов, которые уже дважды нарушали границы территориальных вод Канады, вызвав немало пересудов и дипломатических демаршей.

Американцы, конечно, могут быстро построить заявленные военные базы, к примеру, на Аляске и в Исландии, реанимировав и усилив авиабазу в Кеблавике. Однако, здесь также не все гладко. Идеальный военный аэродром в Исландии превратит Исландию в мишень, чего меньше всего хотят сами исландцы.

Так что единственное место, которое в ближайшее время прирастет базами ВВС США, будет Аляска.

 

F-16 пролетает над базой Эйельсон на Аляске. Фото: Staff Sgt. Christopher Boitz, U.S. Air Force

 

Скрытая угроза с явным намеком

Единственной страной, у которой нет явных противоречий с США в регионе, является Норвегия. Если, конечно, исключить статус архипелага Шпицберген, самый болезненный для Норвегии вопрос. Но в нем норвежцы всегда достигнут консенсуса с США. Правда, при одном существенном условии — если продолжат конфронтацию с Россией и станут форпостом военного присутствия НАТО в регионе. Радует то, что в 1957 году Норвегия отказалась иметь на своей территории ядерное оружие в мирное время и размещать баллистические ракеты средней дальности. Однако, увеличение военных расходов этой страны и модернизация ее ВМС (к слову, Норвегия опережает другие страны НАТО в развитии ледокольного флота, уже имея на вооружении патрульный ледокол типа «Свальбард») не могут не настораживать Россию.

Планируется оборонное сотрудничество с Финляндией и Швецией. Новая «Арктическая стратегия» предполагает увеличение количества проводимых с ними учений и тренировок, вовлечение в проводимые операции и совместное патрулирование. Взамен на предоставление своей территории американским летчикам США предлагают партнерам доступ к своим арктическим аэродромам, а также оказание поддержки в виде дозаправки самолетов в воздухе и гипотетической помощи в доступе к Гренландии. Неясно, как можно гарантировать доступ к чужой территории? Но на то и прослыли янки «каменными гостями», которых если уж пустят в дом, то вряд ли из этого дома выкорчуют.

Самым громким в документе по Арктике является заявление об участии военно-воздушных сил США в осуществлении «решительных мер по обеспечению свободы судоходства и воздухоплавания в регионе». В контексте принятого Россией стратегического решения об исключительных правах на Северный морской путь, это можно расценивать как скрытую угрозу.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике