«Архипелаг»: новинка арктического кино

Культура и искусство
Валерий Кондаков
28 Августа, 2021 | 10:24
«Архипелаг»: новинка арктического кино
Постер фильма «Архипелаг».

27 августа отмечается День российского кино. Это хороший повод ознакомится с его новинками. Летом 2021 года в прокат вышла кинокартина «Архипелаг» (режиссеры Алексей Тельнов и Михаил Малахов-младший). Эта историческая драма, снятая кинокомпанией «Лендок», которая специализируется на документальном кино, повествует о русско-шведской исследовательской экспедиции на архипелаг Шпицберген.

Эта экспедиция была направлена на рубеже XIX и XX веков для установки сигналов (пунктов триангуляции) и произведения астрономо-геодезических наблюдений. С российской стороны экспедицию возглавлял сотрудник Пулковской обсерватории Александр Семёнович Васильев (1868 — 1947 гг.). В результате работ экспедиции архипелаг был покрыт сетью тригопунктов и были получены точные геодезические расчеты.

В 2014 – 2016 гг. по маршруту российско-шведской экспедиции на Шпицберген прошли участники проекта «Полярный меридиан» под руководством Героя России Михаила Малахова. Они зафиксировали более сорока исторических триангуляционных геодезических знаков («каменных сигналов Александра Васильева»).



«Сигнал Васильева». Фото со съемок фильма «Архипелаг». Фото: Михаил Малахов


После экспедиции возникла мысль рассказать киноязыком о работе Васильева с товарищами на Шпицбергене. Михаил Малахов и Алексей Тельнов объединили усилия, на главные роли были приглашены Дмитрий Паламарчук (астроном Александр Васильев), Андрей Мерзликин (русский офицер Илья Стоцкий), Марина Петренко (французская журналистка Лилиан). Декорации лагеря геодезистов были выстроены прямо на берегу Финского залива в Ленинградской области. 

По сюжету фильма молодой астроном Александр Васильев отбывает из Санкт-Петербурга на Шпицберген, возглавляя русскую часть русско-шведской экспедиции на юге архипелага. Помимо ученых в экспедиции принимают участие и простые работники с явно криминальными наклонностями. Их возглавляет русский офицер и бывший каторжный Илья Стоцкий, который и сам симпатизирует революционным радикалам.


https://www.rewizor.ru/files/2138454k65.jpg

Кадр из фильма «Архипелаг».


Ученые-геодезисты занимаются свои делом, их охраняют работники (которых бы самих надо охранять, да дальше Арктики не сошлют) как вдруг в лагере появляется женщина, именно что появляется: просто приходит в лагерь на лыжах. И не просто женщина, а французская журналистка Лилиан. Как сейчас бы сказали «феминистка», а тогда таких особ называли суфражистками. Ее оставляют в лагере, где она пытается отыскать журнал экспедиции Саломона Андре.

Саломон Андре (1854 — 1897 гг.) в действительности был шведским аэронавтом и исследователем Арктики. В 1897 году он трагически погиб на Шпицбергене вместе с двумя напарниками при попытке достижения Северного полюса на воздушном шаре. Для остроты сюжета сообщается, что у Андре с собой был большой фамильный бриллиант, который, разумеется, так и не был найден. Лилиан уверена, что кто-то из русских участников экспедиции завладел журналом Андре и, соответственно, бриллиантом.


https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/133668/1016430.jpg

Илья Стоцкий (Андрей Мерзликин). Кадр из фильма «Архипелаг».


В довершении всего коварные немцы решили во что бы то ни стало разрушить планы русских и шведов по прокладке геодезической сети на Шпицбергене и отправили с этой целью своего агента, которому выдали деньги и морфий. В фильме доподлинно непонятно, кто был шпионом, но главная угроза исходила от работников, возглавляемых Стоцким, который был связан с РСДРП. Возможно, таким образом авторы фильма намекают на связь большевиков с немецкой разведкой.

Как бы там ни было «французская Агата Кристи» пытается найти журнал Андре и выяснить, кто виновен в бедах экспедиции. А их немало: сначала кто-то крадет весь запас морфия (и у доктора-пианиста ампутируют отмерзшие пальцы, используя водку в качестве обезболивающего), затем травят собак и стреляют в Васильева, а в завершении сжигают строение для собак вместе с животными. Лилиан в это время как арктическая Мата Хари пытается соблазнить Александра Васильева и это ей практически удается…


https://www.rewizor.ru/files/213847kcbj.jpg

Александр и Лилиан. Кадр из фильма «Архипелаг».


Когда работа практически была завершена и остается установить последний каменный сигнал Васильева (в фильме показано, что шведские конструкции не надежны и, вспомнив о монгольских пирамидах из камней, русские каждый тригопункт складывают из множества каменных глыб), главный астроном проваливается в расщелину. Следом туда падает раненый своим подельником Кошкиным ножом в живот Стоцкий, который и стоял за всеми несчастьями экспедиции. Этот поборник социальной справедливости приказал сжечь помещение для собак, но предварительно выпустить их, а Кошкин («человек с говорящей фамилией») сделал так, чтобы животные сгорели.



Коллаж из фото со съемок фильма «Архипелаг». Источник: kinofilmpro.ru


Через весь фильм красной линией проходит идея о социальной справедливости. Стоцкий как бывший каторжанин, брат которого пытался убить царя, постоянно убеждает Васильева, что петербургские ученые не принимают его за своего, а Лилиан настаивает, что «женщины в этом мире лишены права выбора». И из-за этой «борьбы за справедливость» гибнут люди.


Кадр из фильма «Архипелаг».


Заметно, что авторы фильма вдохновлялись кинокартиной «Территория» (2014 год, режиссер Александр Мельник): как в «Территории» непонятно почему Седой стрелял в Баклакова, так и в «Архипелаге» неясно почему Кошкин убивает Стоцкого, а потом его самого убивает подельник и товарищ.

Казалось бы, участие полярника Малахова в написании сценария и съемке фильма должно было гарантировать «суровую арктическую правду», но мы видим, как записи в дневнике выполняются чернилами, а не карандашом, мужчины часто ходят без шапок, а одежда Лилиан явно не соответствует температурным ожиданиям. Хотя, в остальном костюмы и прочее, в целом, соответствуют времени и месту событий.


https://www.film.ru/sites/default/files/styles/thumb_1024x450/public/movies/frames/49675330-1488592.jpg

Кадр из фильма «Архипелаг».


В итоге режиссер Малахов-младший и генеральный директор студии «Лендок» Тельнов сняли фильм с очень хорошей идеей, отличными документальными вставками, но невнятным сюжетом, где детективная и любовная линии попросту не раскрыты. Впрочем, сам факт обращения к неизвестным широкой общественности фактам о русском освоении Арктики, безусловно, заслуживает одобрения.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


далее в рубрике