Сейчас в Архангельске

05:28 5 ˚С Погода
18+

Где сказки зимуют? Или заморозки периода «оттепели»

Даже сейчас, пересматривая советские сказки 50-60-х годов, ощущаешь морозную свежесть. Как это удалось показать режиссёрам, где они их снимали?

История кино Кино периода оттепели
Валерий Кондаков
30 января, 2021 | 09:32

Где сказки зимуют? Или заморозки периода «оттепели»
Зимний узор. Источник: Don Komarechka / rosphoto.com

Надо подморозить хоть немного Россию…

К.Н. Леонтьев

 

Несмотря на начало февраля, за окном идёт дождь. А так хочется крепкого мороза! Чтобы, как в детстве, как в сказках про Морозко и Снегурочку! Даже сейчас, пересматривая советские сказки 50-60-х годов, ощущаешь морозную свежесть. Интересно, как это удалось показать режиссёрам, где они их снимали?

 

Сказки-заморозки периода «оттепели»

В 1956 году Н.С. Хрущёв, стремясь усилить свой аппаратный вес, начал бороться с «культом личности» Сталина. В 1958 году он устранил всех конкурентов и совместил посты Председателя Совета Министров СССР и Первого секретаря ЦК КПСС, став единоличным правителем Страны советов. В 1964 году Хрущёв потерял власть, но сохранил жизнь.

Период с 1956 года, когда было подавлено Венгерское восстание, до 1968 года, когда были введены войска в Чехословакию, в советской культуре носит название «оттепель». Кинематограф «оттепели» характеризуется поворотом от идейного коллективизма соцреализма к нуждам простого человека. В кадрах «оттепельного» кино часто идёт дождь, как бы смывая всё старое, символизируя приход весны, новой жизни.

 

орпа.jpg 

Битва тепла и холода. 1985 год. Художник Гранки Андреа. Источник: tretyakovgallery-m.art

 

Именно в «оттепельные времена» были сняты киносказки, в которых происходит борьба магических сил, пытающихся заморозить всё вокруг (или препятствовать смене времён года), с людьми, которые, наоборот, приближают тепло и оттаивание. По сути, это и есть основной арктический миф: борьба льда и пламени, холода и тепла, заморозки и таяния.

 

Постер американской версии фильма «Сампо». Источник: Pinterest

 

«День, когда Земля замёрзла»

Именно под таким названием в США в разгар Холодной войны демонстрировалась кинолента, снятая совместно деятелями советской и буржуазной киностудий. По сюжету фильма «Сампо» (1959 год, режиссёр А.Л. Птушко) разъярённая уничтожением Сампо хозяйка Похъёлы колдунья Лоухи, олицетворяющая силы Холода, замораживает страну Калевалу, и лишь мудрый Вяйнямёйнен понимает, что силой тут не победить. Жители Калевалы берут в руки местную разновидность струнного инструмента – кантеле и музыкальной игрой призывают солнце, чтобы отогреть землю.

 

Вид на гору «Сампо». Источник: akvarel.ru

 

Кинокартина снималась непосредственно в местах, где происходили события карело-финского эпоса «Калевала»: в Карелии и Финляндии. Например, эпизод свадьбы Анники и Лемминкяйнена снимался на территории финской деревни Этнографического музея Хельсинки. В Карельской АССР съёмки происходили в Кондопожском районе в 37-ми км от Петрозаводска. С этого момента скалистая возвышенность на западном берегу озера Кончезеро носит название «Сампо». Гора считается «местом силы» и притягивает не только туристов, путешествующих по местам съёмок, но и искателей мистического опыта.

 

Постер фильма «Снежная сказка». Источник: Pinterest

 

Малоизвестная авторская сказка

В 1959 году, когда лента «Сампо» с успехом демонстрировалась на советских и зарубежных экранах, молодые режиссёры Алексей Сахаров и Эльдар Шенгелая начали снимать «Снежную сказку». По стечению обстоятельств, авторы сценария двух этих фильмов были одни и те же: В.С. Виткович и Г.Б. Ягдфельдт, а судьбы принципиально разные.

По сюжету фильма мальчик Митя убеждает всех, что обладает ценнейшим артефактом – часами, которые могут оживлять снеговиков и останавливать время. Старый год, боясь прихода Нового года, пытается раздобыть Митины часы, чтобы «заморозить время» и оставить всё, как есть. Однако Митя оживляет с помощью часов девочку-снеговика Лёлю. Старый год с помощью других Митиных «сокровищ» (уголька, печати и монетки) оживляет трёх снежных баб – своих приспешников Чёрную, Бумажную и Продажную души.

 

Ожившие снежные бабы замораживают город. Источник: kino-teatr.ru

 

Ожившие снежные «големы» начинают играть в свою игру: пытаются остановить часы, ставшие сердцем девочки-снегурочки, чтобы весна никогда не пришла и была вечная зима. Однако смену времён года не остановить: Новый год приходит, и злые души снова становятся снежными бабами, чтобы растаять по весне.

Фильм, действие которого, в основном, происходит в зимнем лесу, снимался в небольшой деревне под Серпуховым. Особенно запоминается финальная сцена, где Митя и Лёля показаны на заснеженном озере, ведь для этой сцены юных героев высаживали с вертолёта на лёд в весеннее время.

 

Финальный кадр из фильма «Снежная сказка». Источник: kino-teatr.ru

 

«Снежную сказку» готовили к показу на фестивале детских фильмов в Каннах, однако цензурная комиссия, несмотря на то, что «на дворе была оттепель», выпустила фильм лишь в ограниченный прокат, по факту, «положив его на полку». Забавно, что, по легенде, главой комиссии был Сергей Михалков – детский писатель, сыновья которого стали олицетворением «оттепельного кинематографа».

Причина прокатных ограничений была банальна: персонаж, сыгранный Евгением Леоновым – Старый год, который никак не хотел уходить, подозрительно напоминал Никиту Хрущёва, и детскую сказку, похожую на политическую сатиру, решили не выпускать в широкий прокат.

    

Чехословацкий постер фильма «Морозко». Источник: multikina.cz

 

За Морозко

В 1964 году, когда Хрущёв лишился власти, но «оттепель» ещё продолжалась по инерции, великий русский режиссёр-сказочник А.А. Роу снимал фильм «Морозко». В следующем году картина вышла в широкий прокат на экраны СССР и стран Варшавского договора, и даже получила Главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов. Её по-прежнему с успехом показывают во время новогодних праздников в России и Чехии, где фильм имеет культовый статус1.

 

Кадр из фильма «Морозко. Источник: russkiymir.ru

 

Интересно, что Морозко в фильме положительный персонаж, а сила, замораживающая Настеньку, сосредоточена в его посохе. Козни Бабы-Яги заставляют Настеньку прикоснуться к нему, а оттаивает она из-за любви Ивана, вдовьего сына.

«Морозко» снимался в деревне Гигирево в Одинцовском районе Подмосковья, однако самые снежные сцены были сняты на Кольском полуострове под Мурманском.

 

Постер фильма «Снежная королева». Художник В. Л. Титов. Источник: Wikipedia / kinopoisk.ru

 

Датская сказка в «Датском городе»

В 1966 году советский режиссёр Геннадий Казанский, уже известный по фильму «Человек-амфибия», приступил к съёмкам «Снежной королевы» по мотивам одноименной сказки Х.К. Андерсена. Сюжет этой киносказки известен всем, разве что он был несколько сокращён для киноадаптации: не показаны помощники Герды из числа арктических народов, эффектно описанных Андерсеном, и Кая почему-то зовут Кей.

Олицетворяющая силы Холода Снежная королева терпит поражение: слёзы Герды в исполнении юной Елены Прокловой растопили ледяное сердце Кея, и он вернулся к нормальной жизни.

 

1599155407_31-p-snezhnaya-koroleva-film-84.jpg

Пазл и Кей. Источник: funart.pro

 

Кинокартина студии «Ленфильм» в основном снималась в соседнем Таллине (в переводе с эстонского «Датский город» или «Зимний город»), чрезвычайно похожем на датские города, а также в Невицком замке и усадьбе Берегвар в Закарпатье, где «базировалась» Маленькая разбойница.

Финальная сцена возвращения Герды и Кея из чертогов Снежной королевы снималась непосредственно на льду Финского залива под Ленинградом. Ветра, как почти всегда в этих местах, хватало, но режиссёр принял решение «усилить» его с помощью ветродуев, сделанных из пропеллеров старых самолётов.

 

Постер фильма «Снегурочка». Источник: Wikipedia / Ленфильм

 

Снегурочка: обретение родины

В самом конце «оттепели» в 1968 году на киностудии «Ленфильм» начали снимать картину «Снегурочка» (режиссёр Павел Кадочников), которая вышла на экраны в 1970 году. Сюжет этой трагедии языческих времён максимально близок к сказке А.Н. Островского: на Масленицу Снегурочка оживает и приходит в Берендеево царство, где в неё влюбляются все парни. Царь решает, что Снегурочка должна сделать свой выбор до явления Ярилы – весенне-летней ипостаси Солнечного божества.

В фильме, как и в сказке, не описана борьба сил Холода в виде Мороза и Солнечного божества, но она подразумевается в начале, когда отец Снегурочки не хочет отпускать её к людям.

 

Кадр из фильма «Снегурочка». Источник: kinopoisk.ru

 

Островский писал «Снегурочку», находясь в своём имении Щелыково, недалеко от Костромы. Там и решили снимать. После съёмок декорации перевезли в Кострому, где обустроили парк «Берендеевка». Позднее этот город стал считаться «родиной Снегурочки», там и по сей день располагается «её терем».

Если до этого времени заморозка главных героев (жителей Калевалы, Настеньки, Кея и др.) воспринималась как нечто однозначно плохое, то «оттаиванию сердца» и последовавшему за ним таянию самой Снегурочки сочувствуешь. Хочется крикнуть вслед за обречённым Мизгирем: «Снегурочка, живи!», чтобы подморозило, чтобы оттепель не наступала. Действительно, вслед за коротким двенадцатилетним периодом «оттепели» наступило время заморозки – эпоха «застоя», которая сейчас вспоминается многими как Золотой период в советской истории, время самого вкусного мороженого.

    

Самое вкусное мороженое. Источник: Pinterest

 

Позднее, уже в конце эпохи «застоя», в 1980 году режиссёр Борис Рыцарев в заповеднике Малые Карелы под Архангельском снимет свою версию истории Снегурочки, с хеппи-эндом.

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 Также кинокартина запомнилась яркими работами Г.Ф Милляра (урожденного де Мильё), сыгравшего Бабу-Ягу, и А.Л. Хвыли (урождённого Брессем). Потомок обрусевших французов закрепил своё амплуа самого злого персонажа русских киносказок, а потомок обрусевших шведов, взявший в период коренизации псевдоним, похожий на украинскую фамилию, стал после фильма самым главным Дедом Морозом СССР.

далее в рубрике