Комсомольский экипаж ледокола «Красин»: обучение через практику

Образование
Маргарита Емелина
22 Сентября, 2020 | 11:40
Комсомольский экипаж ледокола «Красин»: обучение через практику

Знамя Севморпути с изображением ледокола «Красин». Середина 1930-х гг. Из фондов Музея Арктики и Антарктики.


В середине 1930-х гг. широкий размах приобрело движение комсомольско-молодёжных коллективов: из комсомольцев создавались бригады, отряды и смены на предприятиях и заводах, комплектовались геологические и гидрографические партии. Широко развернулось и стахановское молодёжное движение.

По решению партии в июле 1934 г. для улучшения организаторской и политической работы среди полярников при ГУСМП было создано Политическое управление. Создавались политические отделы на местах. Работа велась и среди комсомольцев и молодёжи. Ответственными за неё стали помощники начальников политотделов по комсомолу. Уже на 1 октября 1934 г. на учёте в системе ГУСМП находилось 286 комсомольцев. ВЛКСМ тесным образом взаимодействовал с новыми структурами. И в период с 1935 по 1937 гг. ЦК ВЛКСМ провёл четыре массовых призыва комсомольцев для работы в Арктике. На X съезде комсомола (апрель 1936 г.) отмечалось, что для участия в освоении Арктики уже мобилизовано 1500 комсомольцев. Успешно работали комсомольские зимовки и комсомольские полярные станции[1].

По инициативе первого секретаря ЦК ВЛКСМ А.В. Косарева 21 января 1935 г. было принято постановление бюро ЦК ВЛКСМ о создании комсомольского экипажа на ледоколе «Красин». Необходимо было, вспоминал полярный капитан К.С. Бадигин, «превратить ледокол в кузницу кадров для новых ледовых арктических кораблей, строительство которых только начиналось»[2].


Ледокол «Красин». Сентябрь 1936 г. Фотография Д.Г. Дебабова. Из фондов ДВМП.


Призыв ЦК ВЛКСМ был опубликован в «Комсомольской правде» и в «Смене» в начале 1935 г.: «Комсомольцы, в Арктику! Создадим комсомольский экипаж крупнейшего в мире ледокола “Красин”!»[3] Он вызвал горячее стремление молодых людей испытать свои силы в покорении Севера. За короткое время в адрес комиссии ЦК ВЛКСМ по отбору добровольцев в краснознамённый экипаж (отделения комиссии работали в Москве, Ленинграде и Владивостоке) поступило свыше 1500 заявлений. Из прежнего экипажа на судне оставались только опытные полярники, комсомольцы и партийцы, которые должны были руководить молодёжью. В столичных городах нужно было отобрать 70 комсомольцев, в Дальневосточном регионе – 25. Дипломированные штурманы соглашались идти рядовыми матросами, механики и машинисты – кочегарами, лишь бы попасть в состав экипажа корабля. К примеру, на единственное место буфетчицы претендовали 300 девушек, а была рекомендована одна – комсорг с авиационного завода Е.Н. Ромодановская (Мирошниченко).

Комиссия завершила свою работу в начале марта 1935 г. Сложился образцовый коллектив численностью в 125 человек. Кандидаты представляли разные города и области страны, не только Ленинград или Мурманск. Из города на Неве, где базировался «Красин» до марта 1934 г., например, было 30 человек[4]. Комсомольцы должны были не только работать, но и учиться – прямо во время рейсов, а по возвращении во Владивосток – сдавать экзамены в городском техникуме. Капитаном стал тридцатилетний коммунист Михаил Прокофьевич Белоусов. Он участвовал в первом Всесоюзном соревновании на водном транспорте и занял первое место на Дальнем Востоке, был награждён грамотой Наркомвода как лучший капитан СССР и переведён на персональный оклад. Белоусов командовал «Красиным» до октября 1938 г. Комсоргом ЦК ВЛКСМ был утверждён В.Д. Мещерин. Капитаном-наставником стал опытный полярный судоводитель Д.Н. Сергиевский. ЦК ВЛКСМ Владивостока направил на «Красин» комсомольцев, хорошо зарекомендовавших себя в плаваниях в первой половине 1930-х гг. С л/к «Добрыня Никитич» пришёл опытный старший механик И.Л. Бондик, а также старший кочегар Э.А. Кирс, кочегары А.И. Недоплодов и П.Н. Ткаченко.


Комсомольский экипаж «Красина». Сентябрь 1936 г. Фотография Д.Г. Дебабова. Из фондов ДВМП.


Комсомольцев-красинцев провожали в Арктику как на боевое задание. Секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарёв напутствовал молодых полярников словами: 

«Никакие бури, никакие штормы, никакие льды не должны остановить вашего продвижения вперёд, и вы, товарищи, должны наши надежды оправдать, ибо вы являетесь сынами нашего класса, вы являетесь людьми, воспитанными нашей партией, нашим Ленинским комсомолом, и, следовательно, вы в своем поведении должны быть безукоризненными. Из среды храбрых вы должны быть самыми храбрыми, из среды всех смельчаков, которых в нашем Советском Союзе чрезвычайно много, больше, чем в какой-либо стране, вы должны быть самыми смелыми»[5].

К.С. Бадигин, 3-й помощник капитана, вспоминал: 

«На всю жизнь мне запомнилась дорога из Москвы во Владивосток весной 1935 года. Нас, пока ещё ничего не сделавших для Родины комсомольцев, на каждой станции встречали как героев Арктики. Гремели духовые оркестры. В станционных буфетах нас ждали бесплатные обеды и ужины, приготовленные заботливыми руками. Произносились пламенные речи. На перронах комсомольское племя с красноречивыми транспарантами. Мы тоже выступали на митингах, в чём-то заверяли, что-то обещали...
Подъезжая к Владивостоку, все мы горели желанием как можно скорее сразиться с арктическими льдами. Кстати сказать, о льдах большинство из нас имело представление весьма и весьма туманное. <…>
Мне запомнились ревнивые взгляды тех, кто до нашего прихода работал на “Красине» – “ишь, приехали варяги”, некоторые прямо говорили, что комсомольцы не справятся. <…>
Михаил Прокопьевич Белоусов попал в весьма сложное положение. Дело в том, что плавание в Охотском море на ледоколе “Красин” было его первым плаванием во льдах <…> здесь и проявились его отличные морские качества. Он быстро освоил технику работы во льдах. В этом ему помогали острый ум, морской глаз, способность к логическому мышлению»[6].

Портрет М.П. Белоусова. Художник И. Дементьев. Санкт-Петербург, 2004 г. Из фондов Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин».


У комсомольцев было время на то, чтобы познакомиться с судном, на борт которого они прибыли 17 апреля. «Красин» тогда находился в бухте Нагаева (Магаданский торговый порт). Первый рейс они совершили оттуда во Владивосток в первых числах мая. Как раз этот переход и описывал К.С. Бадигин. Затем «Красин» готовили к долгому плаванию в Арктику. Предстояла работа, связанная с проводкой грузовых судов, а также исследование малоизвестных мест Чукотского моря и «белого пятна» к северу от о. Врангеля. Основными операциями 1935 г. на востоке стали сквозные походы п/х «Сталинград» и «Анадырь», проводка идущих с запада лесовозов «Искра» и «Ванцетти», колымский рейс п/х «Смоленск», «Урицкий», «Товарищ Красин», рейс к о. Врангеля[7].

Первый 105-суточный арктический рейс «Красина» начался 27 июня 1935 г. И.М. Ермилов, машинист 1-го класса в 1935–1937 гг.[8], вспоминал, что за четыре последующих года «Красин» совершил шесть рейсов в Восточную Арктику и шесть плаваний в бухту Нагаева, а также к Сахалину, стал настоящей кузницей ледокольных кадров – плавучим техникумом. Решение об этом приняли на первом комсомольском собрании: всем учиться, поступить на заочные отделения техникума во Владивостоке или рабфака, сдавать экзамены по возвращении из рейсов. Начальником морского плавучего техникума назначили машиниста А. Шатурова, заведующим научной частью – 2-го помощника капитана гидрографа А.Г. Ефремова. Преподавателями стали М.П. Белоусов, старпом М.В. Готский, 4-й помощник капитана К.С. Бадигин, океанолог П.П. Ширшов, стармех И.Л. Бондик, Б. Никольский (общеобразовательные дисциплины)[9].

Были созданы кружки техминимума по специальности (судоводители или механики), чтобы через 3–4 года можно было стать штурманами дальнего плавания или механиками 3-го разряда.

В.Д. Мещерин вспоминал: 

«Наш плавучий техникум был особенно хорош тем, что все его студенты не только учились на самом мощном в то время ледоколе, но и морскую практику проходили непосредственно на нём под руководством опытных мореходов. Ежедневно ребятам приходилось самостоятельно решать такие задачи судовождения, ледовой проводки караванов транспортных судов, их буксировки или судоремонта, о которых студенты береговых морских учебных заведений могут только мечтать. В процессе освоения богатой для того времени техники ледокола молодым морякам приходилось самим разрабатывать рационализаторские предложения»[10].

Все задания в летнем рейсе 1935 г. были выполнены: успешная проводка судов в Охотском море, гидрологические исследования в Чукотском море, осуществлявшиеся экспедицией, организованной Гидрографическим управлением, Арктическим и Гидрологическим институтами (начальник – Д.С. Дуплицкий). Была составлена полная характеристика гидрологического режима Чукотского моря в целом, открыто наличие вод Атлантического океана в северной части моря, изучен пролив Лонга. Впервые вся научно-исследовательская работа осуществлялась комплексно и в сравнении с данными, полученными в ходе прежних экспедиций, а также со сведениями, переданными с полярных станций восточного района Арктики[11]. Но исследователи не были частью комсомольского экипажа.

Значимое событие состоялось 28 июля 1935 г. На м. Шмидта был совершён первый в истории Арктики прыжок парашютиста – красинца В.П. Остроущенко. Он прыгнул с высоты 800 м с самолёта У-2, который пилотировал лётчик В.И. Масленников. Прыжок выполнялся с пропагандистскими целями – являлся демонстрацией возможностей советского человека для местного чукотского населения [12].

Газета «Восточная Арктика» писала в 1937 г.: «На судне работает техникум по подготовке механиков 3-го разряда и штурманов. Занимается в техникуме 72 человека»[13]. Таким образом, был создан наиболее деятельный способ подготовки опытных ледокольщиков. Данная программа действовала до 1939 г. Нет сведений о том, что она продолжалась в начале 1940-х гг.

В 1939 г. образовательная практика была организована на ледоколе «И. Сталин», ставшем после «Красина» флагманом советского ледокольного флота. Руководил занятиями также А. Шатуров, капитаном был М.П. Белоусов. Правда, программа обучения была совсем иной. Фактически на ледоколе работала стахановская школа кочегаров и машинистов. Практиковался метод прикрепления работников к определённым участкам работы, был введён обязательный техминимум, но не ставилась задача получения техникумовского или вузовского образования, преследовалась только цель овладеть практическими навыками работы, научиться грамотно работать с механизмами, добиться выполнения норм. А. Шатуров писал: «Кадры, овладевшие техникой, дают высокую производительность труда, показывают образцы подлинно стахановской работы»[14].

В 1930-е гг. и в послевоенное время часто формировались комсомольско-молодёжные экипажи сейнеров, траулеров, теплоходов и т.д. (особенно массовым явлением это стало в 1960–1970-е гг.). Как правило, они задавали тон в социалистическом соревновании[15]. Но в них также входили выпускники мореходных и рыбопромышленных институтов и техникумов, а не студенты, как в 1930-е гг. на «Красине». Поэтому опыт работы комсомольско-молодёжного красинского экипажа следует назвать уникальным.

Многие красинцы призыва 1935 г. достигли высоких постов в советском морском флоте. По данным на конец 1960-х гг. среди них было 12 капитанов, 20 инженеров и механиков морского флота, восемь партийных работников. А трое из них за свою последующую деятельность были удостоены звания Героя Советского Союза (капитан М.П. Белоусов, штурмана А.Г. Ефремов и К.С. Бадигин). В 1965 г. на «Красине» торжественно отметили большой праздник: тридцатилетие создания на судне комсомольско-молодёжного экипажа. По этому случаю, учитывая заслуги ледокола в освоении Арктики, доблестную службу в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, «Красину» было вручено Памятное знамя ЦК ВЛКСМ. В адрес ледокола поступило письмо, подписанное космонавтами Ю.А. Гагариным, Г.С. Титовым, П.Р. Поповичем и В.Ф. Быковским. Первопроходцы космоса писали красинцам: «Без вас, как и без других героев первых легендарных пятилеток, был бы немыслим и штурм космоса»[16].


Встреча через 30 лет. Комсомольцы-красинцы в 1966 г. Фотография М.С. Дебабовой. Из фондов ДВМП.


В первой половине 1970-х гг. комсомольцы-красинцы продолжали вести трудовую и общественную деятельность в ДВМП. Капитаном л/к «Москва» был Л.Ф. Ляшко, капитаном-наставником в службе арктических перевозок ДВМП – В.П. Лебедев[17]. Уйдя на заслуженный отдых в 1970–1980-е гг., ветераны «Красина» продолжали передавать свой опыт молодым, рассказывая на встречах в музее ДВМП о своей юности и молодости[18].

В советское время так и не возникло программ обучения, похожих на красинский плавучий техникум. Но в деле подготовки исследователей морских глубин была создана программа, направленная на обучение студентов и аспирантов через практику. В 1997 г. при Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) был создан Учебно-научный центр по проблемам изучения и освоения полярных регионов «Полярный университет» в целях интеграции отраслевой и вузовской науки. Учредителями выступили ААНИИ и Российский государственный гидрометеорологический институт. Студенты проходили практику в научных отделах института по профилю деятельности, участвовали в экспедициях и научных конференциях. Учёные института готовили методические пособия, читали лекции[19]. В 2009 г. стартовал проект «Виртуальный Полярный университет». Его задачами стали: предоставление информационно-справочных образовательных услуг в области полярного образования; информирование о достижениях науки, техники и образования по исследованиям полярных областей; организация самостоятельной работы студентов по полярной тематике и т.д.[20] Но в середине 2010-х гг. деятельность «Полярного университета» прекратилась.


НИС «Профессор Молчанов» -- судно программы «Арктический плавучий университет.


В 2012 г. был организован «Арктический Плавучий университет» – научно-образовательная морская экспедиция на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», во время которой молодые учёные – исследователи Арктики, получают знания и навыки в реальных условиях северных морей. Организатором программы стал Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (при поддержке Русского географического общества). Район проведения экспедиции – западный сектор Российской Арктики (акватория Баренцева, Карского и Белого морей). До 2020 г. было проведено 12 экспедиций, участниками которых стали более 600 человек, из них более 260 – студенты и аспиранты из разных ВУЗов (в том числе 61 студент из-за рубежа)[21]. Принцип «обучение через практику» оказался проверенным временем, но в наши дни применяется в образовательных программах подготовки молодых учёных.



Автор: М.А. Емелина, кандидат истор. наук, ведущий научный сотрудник ВИЦ СЗФО, старший научный сотрудник ААНИИ (Санкт-Петербург). 



[1] Леонидов Л. Комсомольская вахта в Арктике // Смена. 1935. 14 апреля. С. 3.

[2] Бадигин К.С. На морских дорогах. М., 1980 [Электронный ресурс] URL: https://online-knigi.com/page/2356?page=50 (дата обращения: 15.09.2020).

[3] «Красин» будет комсомольским! // Комсомольская правда. 22 января. С. 1; Мы хотим быть красинцами! // Смена. 1935. 2 февраля. С. 4.

[4] Счастливых плаваний! // Смена. 1935. 20 февраля. С. 3.

[5] «Победить Арктику!» // Комсомольская правда. 1935. 10 марта. С. 1.

[6] Бадигин К.С. Ледовый капитан // Морской флот. 1974. № 11. С. 15.

[7] Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933–1945 гг. // История открытия и освоения Северного морского пути. Л., 1969. Т. 4. С. 166–169.

[8] Иван Михайлович Ермилов с 1929 г. работал в ДВМП, прошёл путь от кочегара до инспектора отдела кадров пароходства. В 1972 г. вышел на пенсию.

[9] Ермилов И.М. Наши университеты на «Красине» // Дальневосточный моряк. 1975. 28 октября. С. 2.

[10] Ровесник Октября // Моделист-конструктор. 1968. № 11. С. 19 (материалы о ледоколе «Красин» подготовили П. Борисов, А. Зайиченко, В. Мещерин и В. Провкин).

[11] Дуплицкий Д.С. Итоги экспедиции на ледоколе «Красин» в 1935 году // Научные работы экспедиции на ледоколе «Красин» в 1935 г. Сборник статей сотрудников экспедиции. Л., 1936. С. 3–18.

[12] Первый прыжок с парашютом в Арктике // Бюллетень Арктического института. 1935. № 8. С. 252. См. также: Каминский М.Н. Своими руками. М., 1977 [Электронный ресурс] URL: http://www.mainhands.ru/index.php?int=120 (дата обращения: 20.09.2020).

[13] Юрьев. Жизнь на «Красине» // Восточная Арктика. 1937. 21 апреля. С. 4.

[14] Шатуров А. Подготовка кадров (Из опыта работы на ледоколе «И. Сталин») // Советская Арктика. 1940. № 8. С. 34.

[15] См., например: Булатов В.Н. Молодые Колумбы Арктики // Полярный круг. М., 1982. С. 12–19; Коробков А. Включимся в социалистическое соревнование За выполнение плана третьего, решающего года пятилетки! // Техника молодёжи. 1973. № 1. С. 14.

[16] Белкин С.И. Сокрушающие лёд. М., 1983. С. 115.

[17] Ермилов И.М. Наши университеты на «Красине» // Дальневосточный моряк. 1975. 28 октября. С. 2.

[18] Пономарёва И. Музей дальневосточных моряков // Дальневосточный моряк. 1979. 19 мая. С. 4.

[19] Герасимова Т.М. Учебно-научный центр «Полярный университет»: обучение через практику и научные исследования // Проблемы Арктики и Антарктики. 2000. Вып. 72. С. 352.

[20] Полярный университет. Портал об Арктике, Антарктике и криосфере Земли. [Электронный ресурс] URL: http://polaruni.ru/universitet/ob-universitete/ (дата обращения: 16.09.2020).

[21] Арктический плавучий университет // Сайт САФУ [Электронный ресурс] URL: https://narfu.ru/science/expeditions/floating_university/ (дата обращения. 15.09.2020).



далее в рубрике