Первые Герои Союза в полярном небе

Северный морской путь
Сергей Палагин
25 Мая, 2021 | 06:22
Первые Герои Союза в полярном небе
Первые Герои Советского Союза: Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Анатолий Ляпидевский, Иван Доронин. Фото: РИА Новости

За время существования Советского Союза героями этой страны стали 12 777 человек, конечно, их было значительно больше, 12 777 официально вручили медали «Золотая звезда» и Ордена Ленина. Радостное награждение первых состоялось 20 апреля 1934 года, последний был представлен к награде посмертно 17 сентября 1991. Между этими событиями начало, полная побед жизнь великой страны и ее конец, нашей памяти достоин каждый из 12 777 обладателей скромной золотой звездочки на алой колодке, вне зависимости от того, где она находилась, на лацкане военного кителя, цивильного пиджака, или на могильной плите героя. 

В тридцатые годы двадцатого века самыми модными в СССР были, конечно, пилоты, настоящие люди из легенды, живущие рядом с обычными гражданами, и каждый летчик, безусловно, был почти волшебником, ведь только волшебники могли управлять парящей в небе современной техникой. 

Романтика неба не уступала романтике суровых северных морей, по которым еще не был проложен путь, делающий далекие страны близкими и доступными. В 30-е годы прошлого века очень многое было первым, а на Севере первым стало практически все. 

11 марта 1933 года на воду спущен пароход «Лена», основной задачей экипажа которого стало за одну навигацию пройти сложным арктическим путем от Мурманска до Владивостока. Кроме ледокольной поддержки, пароход накануне похода переименовали в «Челюскин», отдавая должное легендарному исследователю русского Севера Семёну Челюскину и в надежде на помощь небес. 

Результаты плавания были очень важны для набирающей силы молодой республики Советов. 16 июля «Челюскин» покинул Мурманск и устремился в путь по еще неизведанному Северному морскому пути. 

Трагические результаты похода принято считать негативными, однако это не так, именно опыт «Челюскина» позволил впоследствии избежать ошибок и наладить постоянное сообщение между западом и востоком по кратчайшему пути. Тем не менее, 23 сентября пароход сковало льдами, а 13 февраля судно затонуло, раздавленное глыбами льда.  Экипаж почти в полном составе сумел высадиться на льдину, при этом отгрузив необходимое для зимовки оборудование, 104 полярника нуждались в помощи и были уверены, что будут спасены. 

Невозможность эвакуации арктических робинзонов морским путем выдвигала на первый план пилотов полярной авиации, отряд которых только начал создаваться. 

Уже 5 марта «челюскинцы» были обнаружены и 12 из них эвакуированы самолетом АНТ – 4. Следующий рейс состоялся только 7 апреля, после чего было налажено постоянное курсирование самолетов, которые в течение 6 дней сделали 24 рейса, вывезя зимовщиков на Большую землю в чукотский поселок Ванкарем. Через три дня, 16 апреля 1934 года, Верховный совет учредил новое звание – Герой Советского Союза, и уже 20 апреля Советское правительство присвоило его первым семи летчикам.   

На момент награждения первых Героев специальных знаков отличия в виде медали-золотой звезды не существовало, пилотам вручили грамоту ЦИК СССР и наивысшую награду – Орден Ленина. Медаль «Золотая Звезда» заблестела на груди героев только в 1939 году, но к этому моменту нужно было срочно изготовить 122 экземпляра по количеству награжденных. Однако очередность награждений осталась прежней, и первые семь экземпляров были вручены участникам спасения челюскинцев. Кто были эти замечательные люди?

Первым Героем Советского Союза стал Анатолий Ляпидевский. 


Фото из открытых источников

Профессию военного летчика будущий первый Герой СССР получал сначала в Ленинградской военно-теоретической школе ВВС, затем в Севастопольской военной школе морских летчиков. Прослужив в армии с 1927 по 1933 год, уволился в запас и начал возить пассажиров по просторам Дальнего Востока, пока не узнал о наборе в создаваемое Управление полярной авиации. 

Удачным рейсом, когда Анатолий Ляпидевский первым обнаружил челюскинцев, стал 30 поисковый вылет молодого, но опытного пилота. Ему удалось посадить машину в очень сложных погодных условиях на приблизительно ровный участок льда площадью всего 150 на 450 метров, расчищенный экипажем «Челюскина» накануне. В кабине самолета с трудом поместились десять женщин и двое детей. Первый вылет Ляпидевского стал в этой эпопее последним, при повторном рейсе самолет совершил вынужденную посадку, подломил стойку шасси. Экипаж спасли местные чукчи. Самолет отремонтировали только 25 апреля, когда все зимовщики уже были вывезены другими экипажами, кроме того, не работала рация, и Ляпидевский узнал о своем награждении только через пять дней после присвоения звания. 

Николай Каманин получил «Золотую Звезду» Героя № 2. 


Николай Петрович Каманин и Отто Юльевич Шмидт на встрече челюскинцев на Красной площади в Москве 19 июня 1934 года. Фото из открытых источников


Будущему самому молодому из первых семи героев пришлось в 1927 году для поступления в Ленинградскую летную школу обмануть призывную комиссию, приписав один лишний год. Затем учеба в Борисоглебской авиационной школе летчиков и служба в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке, куда пилот был направлен в 1929 году. Через пять лет службы профессиональный авторитет Каманина был непререкаем, и из Москвы поступил приказ срочно командировать его для спасения челюскинцев. 

В первый полет Каманин смог вывезти трех человек, усадив всех в кабину летчика-наблюдателя. Всего им было доставлено на Большую землю 34 полярника. 

Золотая Звезда под номером 3 была вручена Василию Молокову. 


Фото из открытых источников


В. Молоков начал военную службу в 1915 году на русском императорском флоте. После революции остался на Балтике, однако из плавсостава перешел в авиацию, где исполнял обязанности механика первых самолетов. В 1921 году окончил Самарскую школу морских летчиков и уже пилотом вернулся на Балтийский военный флот. После увольнения в запас, как большинство военных пилотов, работал в Управлении пассажирского транспорта в Сибири. В 1932 году пилот Молоков становится одним из первых полярных летчиков недавно созданного Управления Севморпути, через год назначен командиром авиаотряда. После гибели «Челюскина» срочно отзывается в отряд Николая Каманина, который лично настаивал на привлечении его к работе. Опыт, знание, умение ориентироваться в сложной северной обстановке позволили Молокову стать самым результативным «спасателем», на самолете Р-5 он эвакуировал 39 челюскинцев. Для перевозки людей летчик использовал не только кабину самолета, но и подкрыльевые парашютные ячейки, представляющие собой фанерные ящики полтора метра длиной, в которых можно было только лежать, поджав ноги к подбородку. 

Четвертым Героем Советского Союза стал Сигизмунд Леваневский.  


Фото: РИА Новости

Уроженец Петербурга, поляк, Сигизмунд Леваневский после революции связал свою жизнь с Красной Гвардией, потом воевал на фронтах Гражданской войны, бился с врагами Советской власти в Дагестане и даже исполнял обязанности завхоза в Петроградском летном отряде. В 1923 году направлен на учебу в Севастопольскую летную школу морских пилотов, однако к началу занятий опоздал и вынужден был до следующего набора находиться в привычной и нелюбимой должности завхоза. После поступления бывший завхоз стал одним из лучших курсантов, служил в армейской авиации, а затем вернулся в Севастополь на должность инструктора. 

Леваневский был одним из первых приглашен в состав отряда пилотов Севморпути в 1933 году, после трагедии «Челюскина» квалифицированного летчика назначили в поисковый отряд. Однако он стал Героем Советского Союза не эвакуировал ни одного человека. 

Накануне спасательной операции в феврале 1934 года Леваневский находился в США, где СССР закупал самолеты. После трагедии Леваневский и руководитель спасательной операции Ушаков вылетели в Ванкарем, однако из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку и разбил самолет. До пункта назначения пришлось идти пешком, однако задание было выполнено. 

Маврикий Слепнев – Герой Советского Союза номер 5. 


Слепнев 5.jpg

Фото из открытых источников

Самый опытный пилот, он шагнул в небо еще в Первую мировую войну, в 1917 в офицерском звании закончил Гатчинскую летную школу и был назначен командиром авиаотряда. После революции перешел на сторону победившего пролетариата, однако в связи с недостатком аэропланов воевал на земле. 

После Гражданской войны Слепнев создавал военно-воздушный флот РСФСР, а в 1925 году перешел на гражданские авиалинии. С 1931 года летал в Арктике пилотом Управления воздушной службы Севморпути. 

Слепнев и Леваневский вместе вылетели в США за закупленными машинами, однако, в отличие от поляка, он не стал прорываться в пургу, а вернулся и отправился домой на следующий день. 

Уже 3 апреля его самолет вывез пятерых зимовщиков, затем ему было поручено доставить на Большую землю тяжело заболевшего Отто Шмидта. 

Шестым Героем Советского Союза стал Михаил Водопьянов. 


Фото из открытых источников

В 1918 году ушел в Красную армию добровольцем,  служил подвозчиком топлива в дивизионе самолетов «Илья Муромец». И только через десять лет смог осуществить свою мечту самому стать пилотом, окончив в 1928 году летную школу «Добролета». «Добролет» вскоре переименовали в «Аэрофлот», а Водопьянов уничтожал саранчу в Азии, потом налаживал воздушные трассы на Сахалине, был пилотом отряда «Правда», который доставлял матрицу самой главной советской газеты в крупные города СССР. 

Препятствием к попаданию в отряд спасателей челюскинцев могла стать авария, в которую попал экипаж Водопьянова при испытательном полете Москва – Петропавловск-Камчатский. Однако пилот смог доказать всем, что он сможет летать дальше на самых сложных маршрутах. 

За три полета к зимовщикам Водопьянов вывез 10 человек, при этом именно его рейс был последним. 

Седьмым Героем СССР стал Иван Доронин. 


Фото: из книги «Героическая эпопея». Москва 1935 год.

В 16 лет юный Доронин по комсомольской путевке направился в Ленинград, где поступил на курсы морских техников, а затем в военно-морское училище. В 1924 году стал курсантом Егорьевской авиационно-технической школы, откуда его перевели в Севастополь в училище летчиков. 

Через пять лет Иван Доронин уволился из армии и стал летать в гражданской авиации в Сибири и на Дальнем Востоке. 

Его участие в полярной экспедиции в Карском море стало решающим, Доронин получил приглашение принять участие в спасении челюскинцев. 

Вылет из Хабаровска в Ванкарем был неудачным, самолет потерпел аварию в первом полете за полярниками. Пока самолет чинили, товарищи совершали рейс за рейсом. Доронин успел совершить один рейс и вывез двух полярников, став одним из семи Первых Героев Советского Союза. 


***

Сергей Палагин, специально для GoArctic

далее в рубрике