Роковая зимовка на острове Большевик: как отыскать следы

5 Марта, 2021 | 13:39
Роковая зимовка на острове Большевик: как отыскать следы
Фото Вадима Балакина, GeoPhoto.ru


В предыдущих публикациях на портале "GoArctic" (статьи "Ледовитоокеанская мечта Владимира Русанова" и "Русанов и парадокс Карского моря") исследовательскому сообществу была предложена иная трактовка исторических событий, ломающая устоявшееся представление о трагической судьбе экспедиции Владимира Русанова и его спутников .

Несмотря на отсутствие какой либо динамики в продвижении и развитии данной темы, инициативная группа единомышленников подошла к завершающему, практическому этапу и приступила к организации в 2021 году экспедиции на Северную Землю. Для этого потребовалось сформировать проект экспедиции, подобрать кадровый состав, расписать подробный план полевого сезона и отдельно выстроить логистическую схему предстоящей экспедиции. В октябре 2020 года пакет документов в виде заявки был представлен на грант Русского Географического общества .

В преддверии полевой практики остаётся осветить некоторые детали запланированных мероприятий, с тем чтобы получить ответ на главный вопрос: возможно ли, по прошествии 128 лет, на берегу далёкого пролива, всё-таки добиться результата и отыскать фактический след зимовки "Геркулеса"?

 

Лиха беда начало

Неожиданный случай представился в самый разгар лета 2020 года, когда стало известно о готовящейся Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества на ледоколе "Илья Муромец", в научном плане которой значились арктические острова и архипелаги, расположенные вдоль трассы Северного морского пути -- в том числе и "наш" архипелаг. К тому времени проект экспедиции был готов и география пунктов, где потенциально могла быть расположена зимовка русановцев (фиорды Спартак и Тельмана), -- определена.

Популяризаторы новой версии не прошли мимо возможности довести до сведения участников арктического похода все аспекты поисковой гипотезы, а прозвучавший на корабле подробный доклад "Русанов и Северная Земля" и составленная схема (определяющая точки высадки) вызвали неподдельный интерес среди моряков и учёных. Тем более что предложенные действия не требовали предварительной подготовки и не нарушали графика научной работы: в распоряжении комплексной экспедиции находились современные дроны и мобильный береговой отряд.

К сожалению, никаких изысканий в предложенных для осмотра пунктах (пролив Шокальского -- остров Большевик) провести не удалось по причинам, не зависящим от воли человека: территория Арктики и сегодня в состоянии спутать планы любого предприятия и обнулить все выверенные расчёты.

   

   Схема фиордов Спартак и Тельмана. Квадратами обозначены места вероятной зимовки шхуны "Геркулес ".

 

Причина в том, что в летнюю навигацию 2020 года (в августе месяце) над западными подходами к проливу Вилькицкого буквально нависал "дамоклов меч" -- обширное ледовое поле (полюсный старый лёд сплочённостью десять баллов), доставленное северо-западными ветрами из Центрального бассейна к западному побережью архипелага Северная Земля по глубоководному жёлобу Воронина. На схеме отчётливо видно, что этот массив является отделившейся частью так называемого отрогового (двухлетние и многолетние льды) массива Северного Ледовитого океана, и только сильные (штормовые) ветра с северо-запада могли сотворить такую картину. Это обстоятельство лишний раз наглядно демонстрирует главенствующую роль ветров в навигационное (летнее) время.

   

  Схема ледовой обстановки Северного Ледовитого Океана, 18 августа.

 

Для таких выводов не понадобилось ежедневно отслеживать ветровой режим над Карским морем, достаточно было взглянуть на предлагаемую схему ледовой обстановки, чтобы post factum (после свершившегося) определить, какие ветра имели преимущество накануне.

Океанское ледяное поле, являясь источником постоянной тревоги для капитанов судов, идущих к главному проливу Севморпути, перекрыло западное "устье" пролива Шокальского, тем самым не позволив ледоколу "Илья Муромец" провести разведку в интересующем нас районе. Но... Начало положено.

 

Особенности района

В административном отношении район, в котором предстоит действовать поисковой экспедиции (пролив Шокальского, архипелаг Северная Земля), входит в состав Таймырского национального округа Красноярского края и находится между островами Большевик и Октябрьской Революции. Интересующие нас фиорды Партизанский, Спартак и Тельмана расположены на северо-западном берегу острова Большевик. Они довольно глубоко врезаются в сушу (в почти широтном направлении) и имеют более или менее одинаковые черты.

Фиорд Тельмана у входа имеет ширину около 5 км. Восточнее ширина его постепенно уменьшается до 2 км. Длина фиорда 13 км. На северном берегу фиорда Тельмана к крутому склону причленена шестидесятиметровая терраса, перекрытая современными моренными отложениями. В средней части фиорда берега крутые, почти отвесные. В фиорд спускается ледниковый язык, заканчивающийся обрывом высотой 15-20 м.

Длина фиорда Спартак 14 км, максимальная ширина его у входа -- 3 км. Берега крутые, расчленены узкими щелеобразными долинами и крутостенными короткими оврагами. Фиорд Спартак в верхней части заполнен ледником.

Фиорд Партизанский по своим размерам значительно уступает двум предыдущим. Длина его всего 6 км, наибольшая ширина -- 2,5 км. Берега крутые, местами обрывистые, расчленены узкими, но глубокими крутостенными долинами. По северному берегу наблюдаются 20-25- и 40-метровая морские террасы. В отличие от ледников фиордов Тельмана и Спартак, ледник фиорда Партизанский далеко заходит в фиорд, но к морю не спускается, заканчиваясь среди моренных гряд и земляных пирамид.

Общей чертой для всех фиордов является отсутствие следов ледниковой обработки, за исключением участков, примыкающих непосредственно к ледникам. 

Остров Большевик -- типичная полярная область с присущими ей особенностями — суровым климатом, своеобразными флорой и фауной. Климат острова характеризуется холодными зимами и низкими температурами летом. Уже со второй половины сентября начинаются заморозки, при которых температура воздуха достигает — 12°С. Зима длится в течение 8-8,5 месяцев (с 15-20 сентября до 10-15 июня) и сопровождается кратковременными, но сильными пургами. Весеннее время определяется в 25-30 дней (с 15 июня до 10-12 июля), после которого наступает короткое и холодное арктическое лето. В течение летнего периода довольно много дней с отрицательными температурами, холодными кратковременными дождями, туманами и иногда метелями. Осень на острове Большевик короткая, и переход от арктического лета к зиме происходит очень быстро.

Летом отчётливо выражено преобладание северо-восточных ветров (33,6 %), хотя юго-западные (18,3%) и западные (24,3%) в сумме являются не менее частыми (ветры господствующих направлений обладают и наибольшей скоростью). * 

О сроках становления и вскрытия ледового припая** можно судить по усреднённым статистическим данным (период с 1940 по 2010-е годы), которые позволяют получить общую картину сложных природных процессов, происходящих в центре российской Арктики. Средняя дата взлома припая в проливе Вилькицкого -- 31 июля. За всю историю наблюдений лишь однажды зафиксировано невскрытие припая (в историческом 1913 году).

Иная картина наблюдается в проливе Шокальского. Взлом припая в большинстве случаев (64%) происходил в августе, причём преимущественно в 40-е, 50-е и 90-е гг. прошлого столетия и в первое десятилетие XXI века. В июле припай вскрывался лишь четыре раза, причём во всех случаях в конце месяца. В среднем это происходило на 19 суток позже, чем в проливе Вилькицкого. В 21 случае припай в проливе не разрушался. В 1962–1993 гг. здесь выделяются четыре периода сохранения многолетнего припая продолжительностью существования от 3 до 7 лет: ноябрь 1962 г. – август 1967 г. (4,75 года); ноябрь 1971 г. – сентябрь 1978 г. (6,8 года); ноябрь 1979 г. – август 1982 г. (2,7 года); сентябрь 1987 г. – сентябрь 1993 г. (6 лет). Кроме того, припай не взламывался летом 1949, 1951, 1969 и 2004 гг. Продолжительность существования припая в этих случаях составляла 1,8 года, причём он сохранялся либо во всём проливе, либо в отдельной его части в виде перемычки шириной десятки километров. Положение перемычки припая зависит от состояния ледовых условий в прилегающих районах морей Карского и Лаптевых. При тяжёлых ледовых условиях в северо-восточной части Карского моря и западной части моря Лаптевых припай, как правило, сохраняется во всём проливе.

 

План поисков

В основе концепции нашей поисковой экспедиции лежит новый подход, который решительно меняет схему предшествующих поисков (в толковании событий вековой давности) и предоставляет исследователям уникальный шанс: пристально взглянуть на территорию, на которую (с большой долей вероятности) более века назад ступили участники экспедиции Владимира Русанова на правах первооткрывателей.

Для исполнения плана обозначим основные параметры:

1) максимальное попадание в благоприятные сроки: научные данные говорят нам о том, что условное лето (бесснежные берега), наступает в последней декаде июля и заканчивается в первых числах сентября. То есть продолжительность полевого сезона определяется в 40-45 суток, из которых 12-14 дней необходимо вычесть из-за непогоды (актировка);

2) оптимизация снаряжения и состава экспедиции, исходя из способности оперативно произвести погрузки (разгрузку) снаряжения на машину, вертолёт или корабль; иметь возможность разбиться на два автономных отряда; соединиться и моторизованно (или в пешем порядке), аварийно выйти к научной станция "Мыс Баранова" (35 км), запасной вариант: посёлок золотодобытчиков в бухте Солнечная (90 км);

3) применяемая тактика поиска: в центре исследуемого района предусмотрена организация базового (опорного) лагеря с которого будут осуществлены круговые маршруты;

4) оптимизация заброски (и выхода "на большую землю") североземельского отряда, происходит за счёт использования имеющейся инфраструктуры и средств СМП, которые имеют свойство к увеличению -- расширяются сроки навигации, увеличивается грузооборот (количество судов, ледоколов).

Если предположить, что русановцы, находясь в проливе Шокальского, имели возможность выбрать место для зимовки, то, по логике, им необходимо было найти более укромное место. В проливе постоянное и сильное течение, резкий ветровой режим (в виде аэротрубы) и угроза зимнего торошения льда. Эти ожидаемые проблемы наверняка бросились бы в глаза опытным членам экспедиции и подталкивали бы их уйти в сторону от опасной линии пролива... Но при этом важно было находиться рядом с "активностью" пролива, поэтому фиорды Спартак и Тельмана как нельзя лучше соответствовали безопасным параметрам, и именно на них указывает месторасположение находок (залив Ахматова) и местный рельеф.

Определившись с выбором (Спартак или Тельмана), им необходимо было выбрать место в фиорде для постановки экспедиционного судна на зимовку -- поставить "Геркулес" таким образом, чтобы в шаговой доступности (в случае форс-мажорных обстоятельств) имелся удобный выход на берег с пологим продолжением, иначе им пришлось бы взбираться на отвесную скалу. Имея такой "выход", они обязаны были предусмотреть сооружение склада, береговой обсерватории т.д., вследствие чего мог возникнуть (даже непроизвольно) хозяйственный полевой лагерь, следы которого мы обязаны обнаружить. 

Какие следы мы ищем? Упавший знак из плавника, лежащий там же, на месте установки; гильзы, патроны; след костра, консервные банки; оброненный нож; остатки хозяйственной деятельности экспедиции; разрушенный временем склад; занесенную снегом и превратившуюся в бесформенную ледяную глыбу береговую обсерваторию....

   

   Схема поисков.

 

Главным лейтмотивом поисковой экспедиции должны быть не спортивные достижения (больше пройти или проплыть), а искомый результат. Для этого предварительно, "глазами русановцев", оценивается местность, где потенциально могла бы находиться зимовка.

1. Фиорд Спартак -- изучить и осмотреть прибойную полосу на всём протяжении обрывистого берега; провести тщательный поиск на прибрежной площади урочищ, образованных устьями ручьёв Сквозной и Врезанный, а также реки Разветвлённой, неоднократно (сколько понадобится) прочёсывая долины.

2. Фиорд Партизанский -- совершить рекогносцировку всего фиорда; выявить и обследовать поисковой группой наиболее примечательные места; осмотреть всю прибрежную часть.

3. Фиорд Тельмана -- провести тщательный осмотр немногочисленных долин ручьёв и речушек, обращая внимание на места соприкосновения возвышенностей и долин, пытаясь обнаружить следы каких либо построек.

 

Организация экспедиции

С учётом крайней удалённости Архипелага, суровых природных условий и ограниченных временных рамок продуктивного полевого сезона (июль -- сентябрь), в сочетании с необходимостью получить результат, предлагается свести воедино усилия и возможности ведомств работающих в Арктике и воспользоваться имеющейся логистикой и инфраструктурой.

Перед началом навигации в центральном секторе Арктики (пролив Вилькицкого), поисковый отряд экспедиции (пять человек), предварительно согласовав свои действия с Мурманским морским портом, АА НИИ (в ведении которого находится НИС "Ледовая база Мыс Баранова") и другими ведомствами, с экспедиционным снаряжением (1,8 тонны, объёмом 5,6 м/куб), в первых числах августа грузится в порту Мурманска (запасной вариант -- порт Диксон) на определённый Штабом экспедиции ледокол и следует на нём по трассе СМП.

В проливе Вилькицкого, по команде капитана ледокола, группа производит погрузку снаряжения на палубный вертолёт и вылетает в направлении пролива Шокальского. Полевой лагерь будет развёрнут в центре наиболее вероятного района зимовки экспедиции Владимира Русанова -- в фиорде Спартак, в дельте ручья Сквозного. Независимо от того, произойдёт вскрытие припая или нет, маршрутные группы на моторной лодке (по заберегам, по открытой воде) или в пешем порядке в течение месяца произведут тщательные поиски (радиус 30-32 км) на побережье пролива Шокальского и в фиордах Спартак, Тельмана и Партизанский.

По окончании полевого сезона (в первой половине сентября), придерживаясь базового сценария, экспедиция на двух лодках, в режиме прибрежного плавания (аварийно -- пешком по тундре), выйдет на научную станцию "Мыс Баранова" -- и там будет дожидаться вертолёта с ледокола или погрузится на судно снабжения (НЭС "Михаил Сомов"), которое в середине сентября, по графику, зайдёт на станцию.

Феноменальная способность Арктики хранить артефакты общеизвестна. Остаётся только исполнить то, что запланировали: подготовиться, дождаться летнего "окна" и пройти поисковый маршрут .

Олег Куваев "Территория"

 "День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?.."

  

Автор: Юрий Веселянский -- действительный член Русского Географического общества.

* "Геологическое строение острова Большевик" - Труды Научно - исследовательского института Геологии Арктики Главсевморпути, том XXV, 1951 год.

** "Припай североземельских приливов" - журнал "Проблемы Арктики и Антарктики", вып. 1, 2012 год.



далее в рубрике