Сейчас в Мурманске

13:08 1 ˚С Погода
18+

Рунические камни Америки: миф или реальность?

Известно, что викинги посетили Северную Америку задолго до Христофора Колумба, а на территории США неоднократно находили рунические камни. Однако непонятно: оставили их викинги, или они гораздо более позднего происхождения?

Викинги США Швеция
Валерий Кондаков
10 марта, 2021 | 09:54

Рунические камни Америки: миф или реальность?
Фрагмент Кенсингтонского рунического камня. Источник: chadebrack.com

На волне своего могущества викинги достигли многих земель далеко за пределами Скандинавии. Там находят следы их пребывания, в том числе такие яркие памятники как рунические камни. Известно, что викинги посетили Северную Америку задолго до Христофора Колумба, а на территории США неоднократно находили рунические камни. Однако непонятно: оставили их викинги, или они гораздо более позднего происхождения?

Рунические камни – камни, как правило, вертикально зафиксированные и покрытые надписями на древнегерманском языке с помощью рунического алфавита. Такие камни устанавливались с IV по XII век на территории Скандинавии и связанных с нею земель в память о каком-либо человеке или событии. Рунические камни бывают двух типов: содержащие только надписи без рисунков и так называемые «змеиные (драконьи) камни», где руническая надпись нанесена на тело змея или дракона.

Рунические камни встречаются преимущественно в Скандинавии: в Швеции (более 2500 камней), в Дании (более 250 камней), в Норвегии (более 50 камней) и землях, где бывали викинги: в Германии, в Британии. На территории бывшей Древней Руси также известна находка рунического камня викингов на острове Березань.


Изготовление рунического камня. Источник: runestonecarver.com

Викинги в своих походах, безусловно, доходили до Северной Америки. Если сами поселения были исследованы сравнительно недавно, то по письменным источникам это было известно достаточно давно: информацию об этом событии содержали «Сага о Гренландии» и «Сага об Эйрике Рыжем». Поэтому неудивительно, что на территории США неоднократно находили рунические камни. О некоторых из них сохранились только упоминания, как о руническом камне Верендри; другие же представляли собой бесхитростные подделки или неудачные шутки, как небольшие камни с надписями из трёх оклахомских городов Хевенера, Пото и Шони. Однако, на территории США был найден рунический камень, который до сих пор беспокоит учёных.


Камень из Миннесоты

В 1898 году фермер Олоф Эман заявил, что при расчистке поля под корнем дерева обнаружил рунический камень. Он представлял собой плиту из песчаника размерами 76×41×15 см и весом чуть более 90 кг. Находку назвали по близлежащему городку – Кенсингтонский рунический камень.


Кенсингтонский рунический камень, его первооткрыватель и охрана. Источник: startribune.com

Надпись на камне гласила (в переводе на английский, а с него на русский):

8 гётов (гаутов – прим. В.К.) и 22 норманна во время разведочного путешествия из Винланда через Запад разбили лагерь у двух утёсистых островов на расстоянии однодневного перехода к северу от этого камня. Мы вышли из лагеря и ловили рыбу один день. Когда мы вернулись, то нашли 10 людей красными от крови и мёртвыми. Аве Мария, спаси от зла.

На ребре камня также была надпись: 

У нас есть 10 человек из нашей партии у моря для наблюдения за нашим кораблём в 14 днях пути от этого острова. Год 1362.

После обнаружения Кенсингтонский рунический камень был помещён для демонстрации в местный банк. С камня была скопирована надпись и профессор скандинавских языков и литературы Университета Миннесоты Олаус Бреде, сделав перевод, объявил камень фальшивым.


Статуя перед музеем, где находится Кенсингтонский пунический камень. Источник: townsquare.media


После чего Кенсингтонский камень был отправлен для изучения в Северо-Западный Университет в штате Иллинойс, но и там не смогли подтвердить подлинность камня и вернули его владельцу. В 1907 году Кенсингтонский камень купил норвежско-американский историк Ялмар Холанд, который в течение 40 лет пытался убедить учёных в подлинности находки.


Кенсингтонский рунический камень. Источник: Mauricio Valle / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

В 1949 году Холанду удалось заручиться поддержкой исследователей из Смитсоновского института Уильяма Талбицера и С. Н. Хагена, опубликовавших статьи, в которых утверждалось средневековое происхождение камня. Однако другие лингвисты-скандинависты Свен Б.Ф. Янссон, Эрик Мольтке, Гарри Андерсон и К.М. Нильсен снова подвергли сомнению подлинность камня.


Настенная роспись музея Кенсингтонского рунического камня. Источник: springgrovemnheritagecenter.org

В 1982 году Роберт Холл, почётный профессор итальянского языка и литературы Корнеллского университета, опубликовал книгу (с продолжением в 1994 году), в которой он подверг сомнению методы лингвистической критики надписи на Кенсингтонском камне. Он утверждал, что филологические странности надписи, на которые указывали скептики, могли быть объяснены диалектными вариациями древнешведского языка. Впрочем, с этой точкой зрения не согласился бывший профессор Эрик Уолгрен из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.


Кенсингтонский рунический камень. Источник: artec3d.com

Геологи, изучавшие камень, также не пришли к единому мнению о времени нанесения надписи на камень. Археологи, признающие саму возможность присутствия викингов на территории будущих Соединенных штатов, вынуждены констатировать, что там не найдены подлинные археологические комплексы эпохи средневековых путешественников.

Впрочем, все лингвистические, геологические и пр. данные, косвенно указывающие на подлинность Кенсингтонского камня, нивелируются простым скептическим вопросом: кому было выгодно нахождение рунического камня в Миннесоте в конце XIX века?


Памятник перед Капитолием штата Миннесота. Источник: carlylunden.medium.com

Шведы Миннесоты и «викингское возрождение»

Сейчас нам навязывают представление, что США – «страна-плавильный котел», которая рада любым мигрантам; там все нации, теряя свою этническую идентичность, перемешиваются и превращаются в одну – американскую. Однако так было не всегда.

Первые скандинавские мигранты прибыли в Северную Америку в колонию Новая Швеция в низовьях реки Делавэр ещё в 1640 году. Пик же скандинавской миграции в США случился в период с 1870 по 1910 год, когда более миллиона шведов прибыло в Америку, осев в Миннесоте и других штатах Верхнего Среднего Запада. При этом иммигрантское восхищение Америкой сочеталось у них с представлением о прошедшем Золотом веке Швеции и древними нордическими идеалами.


Футболка американца скандинавского происхождения. Источник: godatees.com

Шведы бежали со своей Родины, которая была испорчена иностранным влиянием, в надежде, что вечные «шведские ценности» будут восстановлены в Новом Свете. Это оставалось основной темой шведского, а затем и шведско-американского дискурса.

Ключевым представителем такой точки зрения был Йохан Альфред Энандер (1842 – 1910 гг.), редактор шведской газеты в Чикаго «Hemlandet» (швед. «Родина»). Он утверждал, что викинги сыграли важную роль в появлении самого понятия Свободы, которое распространилось не только на Британские острова, но и в Америку. Такие американцы скандинавского происхождения как Эбен Нортон Хорсфорд (1818 – 1893 гг.), Расмус Бьёрн Андерсон (1846 – 1936 гг.) и другие популяризировали идею о том, что викинги открыли Америку и принесли туда идеалы свободы, равенства и братства. Всё это показано в конце фильма «Викинг» (1928 года, режиссер Рой Уильям Нил).

США второй половины XIX века – страна конкуренции, но конкуренции не только между индивидуумами, но и между нациями. Видя, как иммигранты из Ирландии празднуют 17 марта День Святого Патрика, финские переселенцы придумали себе День Святого Урхо, стали праздновать на день раньше и заставили поверить других американцев в его подлинность1.


Лейф Эриксон. Источник: christinajeen.home.blog

Выходцы из Норвегии убеждали всех, что их соотечественник Лейф Счастливый посетил Америку до Колумба, открывали ему памятники2 и добились того, что 9 октября (просто день первого прибытия мигрантов из Норвегии в США) стал официально праздноваться как День Лейфа Эриксона3.

В этом «викингском возрождении» выходцы из Швеции должны были занять достойное место, поэтому американец шведского происхождения чрезвычайно удачно нашёл рунический камень в Миннесоте – самом северном континентальном штате, где немалая шведская диаспора сохраняет свою идентичность до настоящего времени.

Даже популярный клуб, играющий в американский футбол, называется «Миннесота Вайкингс», на его эмблеме бородатый викинг в рогатом шлеме, во время игры дуют в рог Гьялархорн, а фанаты носят «шапки Хельги» с косичками и рогами. Поэтому, несмотря на вероятное изготовление Кенсингтонского рунического камня в XIX веке, он остаётся важнейшей реликвией штата, символом шведского населения и «викингского возрождения».


Проект «Кенсингтон»

В 2009 году популярный американский режиссёр, за плечами которого была дилогия о Бэтмене, Джоэл Шумахер (1939 – 2020 гг.) снял фильм ужасов «Кровавый ручей», в котором деконструировал миф об американских рунических камнях.


Рунический камень из фильма «Кровавый ручей». Источник: michaelfassbender.org

Повествование картины начинается в 1936 году, когда Генрих Гиммлер в рамках проекта «Кенсингтон» направил в США (точнее в Виргинию, Пенсильванию и Огайо) девятерых учёных из «Аненербе» для работы с тамошними рунными камнями – артефактами бессмертия и суперсилы.

В Западную Виргинию (почему-то не в Миннесоту) на ферму переселенцев из Германии, в подвале которой хранится рунный камень, приезжает «учёный» Рихард Вирт в исполнении Майкла Фассбендера. Герой получил фамилию основателя «Аненербе» голландского учёного Германа Вирта и имя главного спонсора организации, рейхсминистра продовольствия и сельского хозяйства Рихарда Вальтера Дарре.


Рихард Вирт (Майкл Фассбендер) на фоне рунического камня. Источник: filmpro.ru

Применяя оккультные рунические практики, немецкий маг становится всё более могущественным, оставаясь при этом заложником американских фермеров, которые осознали его коварные замыслы.

Дожив до нашего времени, фермеры и маг в подвале противостоят двум братьям-американцам, которые хотят победить зло. Сжигая книги, они выманили нациста-оккультиста и отравили его с помощью праха предков.

К сожалению, режиссёрско-актёрская группа не смогла до конца визуализировать прекрасную идею о вторичной мифологизации рунических камней Америки и деконструировать миф. Фильм с элементами «хиллбилли» хоррора и наци-эксплотейшн получился неудачным4.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


Примечания:

1 Праздник отмечается и поныне: 16 марта 1999 года в городе, названном в честь мифической страны Калева, штат Мичиган, была установлена большая металлическая скульптура кузнечика в честь дня Святого Урхо. Святой Урхо боролся с насекомыми, как Святой Патрик со змеями.

2 Помимо многочисленным памятникам Лейфу Эриксону в штате Массачусетс на месте предполагаемого расположения легендарного поселения викингов была построена башня Норумбега, фигурировавшая в завершающих кадрах фильма «Викинг».

3 Именно в Миннесоте в 1925 году президент США Калвин Кулидж признал Лейфа Эриксона первооткрывателем Америки, а в 1956 году День Лейфа Эриксона был объявлен официальным праздником в семи штатах (Висконсин, Миннесота, Южная Дакота, Иллинойс, Колорадо, Вашингтон и Калифорния) и в одной канадской провинции (Саскачеван).

4 Также необходимо вспомнить фильм ужасов о находке рунического камня в Пенсильвании: «Рунический камень» (1991 год, режиссер Уиллард Кэролл) с великолепным Александром Годуновым.


далее в рубрике