Великая Отечественная в Арктике. Часть первая – немецкая экспансия во льдах

Сергей Палагин
7 Мая, 2020, 08:56
Великая Отечественная в Арктике. Часть первая – немецкая экспансия во льдах
Фото Авиационный журнал

Со времен Первой мировой войны германский генштаб внимательно следил за событиями, происходящими в регионе русской Арктики, изучал и теоретически приспосабливал его для использования в своих целях в условиях предстоящей войны, даже в то время, когда война России и Германии представлялась маловероятной. Впрочем, иллюзия невозможности войны для любого европейского государства в кабинетах германского генштаба испарялась и приобретала совершенно реальное очертание, закованное в жесткие сроки начала и окончания «мероприятия».
Для получения информации о конкретном регионе необходимы точные сведения, и уж, коль скоро они являются секретными, то для их  добывания немецкий генштаб располагал специальными возможностями, именуемыми разведкой. 

Первой масштабным мероприятием германским спецслужб по изучению Русского Севера является интернациональная «научная» экспедиция предпринятая летом 1931 года. Кроме представителей Германии и СССР в ней участвовали представители научных кругов Швеции, Австрии, США, всего 46 человек. Экспедиция на лучшем в мире германском дирижабле LZ-127 «Граф Цеппелин» преодолела 13 тысяч 200 километров над арктическим побережьем Советского Союза. Основной деятельностью немецких ученых явилась постоянная аэрофотосъемка, проводимая лучшими германскими специалистами.


Дирижабль «Граф Цеппелин» над Архангельском. Вдали виднеется барабан и главка Рождественской церкви, стоящей уже без колокольни. Фото Авиационный журнал.

После окончания экспедиции, на вопрос советских участников о возможности воспользоваться результатами «исследований», немцы обреченно развели руками и заявили, что аппаратура не сработала, поэтому передавать нечего. После войны качественные фотографии c дирижабля обнаружены в архивах немецкой разведки, анализируя их, выяснили, что снимки позволяли прогнозировать и оценивать ледовую обстановку, выбирать места для последующего размещения метеостанций, стоянок подводных лодок, складов и т.д.  

В 1933 году к власти в Германии приходят нацисты и поручают курирование арктических вопросов военно-морским силам «Рейхсмарине», куда поступают все разведывательные сведения по тематике.

В 1940 году развязанная немцами бойня распространяется за пределы сухопутной Европы на просторы мирового океана.  Годом раньше в 1939 году, накануне Первой мировой войны штаб Кригсмарине готовит план борьбы с британским и французским судоходством. Осенью 1940 года немецкий крейсер-рейдер на индийских коммуникациях топит 9 судов будущих союзников СССР, одно судно захватывает.

В ответ на активные действия немцев Британия принимает запоздалое, но важное решение по блокировки проливов ведущих в Атлантику. Теперь германским кораблям-рейдерам необходимо с боем пробиваться на военный простор, неся при этом значительные потери. 


Фото Рамблер

Кригсмарине задействуют альтернативный маршрут, проходящий через Северный морской путь свободный от британских и французских судов, полностью контролируемый СССР, с которым у Германии заключен Пакт о ненападении.

Советский Союз находится в состоянии войны с Финляндией, не исключает возможности высадки в Норвегии британского десанта и поэтому идет навстречу Германии, которая активно ищет подходы к военно-морскому руководству СССР для совместного использования Северного морского пути.

В феврале 1940 года Наркомат внешней торговли СССР дает разрешение о проводке по Северному морскому пути 28 немецких торговых судов, оставшихся в связи с военными действиями в нейтральных портах для возвращения в Германию.

3 апреля 1940 года Берлин аннулирует результаты переговоров, и предлагает оказать содействие в проводке одного судна по направлению запад-восток, на что советская сторона ответила согласием, оговорив ряд условий, в том числе строжайший режим секретности.

Таким образом, в навигацию 1940 года «коммерческое» немецкое судно «Фырола», в сопровождении ледоколов «И. Сталин», «Ленин» и «Каганович» с невиданной для подобного типа судов скоростью в 16-20 узлов устремилось к Берингову проливу навстречу войне. 

Крейсер «Комет»

Во время похода внедренные в число команды ледокола «И. Сталин» сотрудники НКВД побывали на борту немецкого судна и выяснили, что «Фырола» является крейсером «Комета». Из справки ГТУ НКВД СССР: "Германский пароход "Комета" - вспомогательный крейсер - по-вахтенному, команда из 200 человек, труба, переделанная борта двойные, командный мостик бронированный. Везут: артиллерийские снаряды, торпеды для подлодок, самолеты-части. Вооружение спрятано в трюмах". Водоизмещение судна 6-7 тыс. тонн.

В агентурных сообщениях отмечалось, что "члены команды торопятся выбраться из Арктики, объясняя это тем, что они спешат скорее воевать, что война кончится, и им нечего будет делать, что вернутся, ничего не сделав".

Команда «Кометы» по всему маршруту плавания скрупулезно фиксировала на фото и кинопленку все попадавшее в поле зрения: берега, острова, ледоколы, делали промеры глубин, при первой возможности высаживались на берег, где снова все очень тщательно фотографировали.

Приближаясь к чистой воде сопровождающие суда сотрудники НКВД разобрались в предназначении и истинных целях «Кометы», однако вернуть судно в порт Мурманска не смогли. Экипаж крейсера досконально изучил навигационные условия Северного морского пути, что будет использоваться германскими рейдерами и подводными лодками в навигацию 1943-1944 годов.

27 августа 1940 года на «И. Сталин» с «Кометы» приходит прощальная радиограмма: "Выражаем вам благодарность за удачное шефство над нашим походом через Арктику и за проводку через льды моря Лаптевых. Желаю арктической работе благополучного развития в дальнейшем и Вам личного здоровья и успеха». Так, германский генштаб смог осуществить операцию по проводке судна за одну навигацию по Северному морскому пути и собрать важную разведывательную информацию о регионе.

Перед началом войны с СССР немцы, осознавая важность Северного морского пути для коммуникации со странами антигитлеровской коалиции, пытаются закрепиться по всей территории Арктики от Гренландии до Шпицбергена.

 Первая станция наблюдения устанавливается на Шпицбергене, для чего местное население внезапно выселяют, на острове размещают гарнизон, цель – контроль деятельности советских моряков. 


Немецкий солдат у метеостанции на Шпицбергене. Фото Пикабу

В местах действия немецких подводных лодок в Арктике создаются секретные базы отстоя немецких подводных лодок и их дозаправки. На базы доставляется продовольствие, оборудование для ремонта, создаются условия отдыха экипажей.

На Новой земле обустраивается секретная база Кригсмарине, включающая метеостанцию, опорный пункт для отдыха экипажей, аэродром и подскальную стоянку  подводных лодок. (подробнее на GoArctic)

В Арктике немецкий подводный флот и военные летчики очень тесно взаимодействовали, что позволяло им наносить удары по жизненно важным объектам на воде и суще. 

Морские конвои в Арктике передвигались с запада на восток и с востока на запад, земля Франца-Иосифа была перекрестком маршрутов - в связи с чем, немецкая разведка принимает решение о необходимости физического присутствия на островах для получения постоянной, достоверной информации о конвое союзников. В 1942 году на Земле Александры немецкими частями создается метеостанция, станция радиопеленга, временный пункт базирования подводных лодок, склад, госпиталь. Советских войск на территории ЗФИ в это время не было.

К концу 1942 года немецкая военная экспансия вдоль Северного морского пути достигла Таймыра. Сил было достаточно для ведения полномасштабных военных действий, способных нанести значительный урон войскам Союзников и создать напряженную обстановку в регионе Советской Арктики. Одновременно в море находилось до 12 подводных лодок, поддерживаемых авиацией, сетью станций разведки. В тылу Красной Армии  оборудованы склады, мастерские, госпитали. Немецкие субмарины стали появляться на восточном побережье Баренцева моря, Новой Земле в Карском море, где охотились за ледоколами, обстреливали советские станции и поселки, занимались фактическим пиратством.

Потери Союзников были значительными, немцы потопили 42 и повредили 3 боевых и вспомогательных корабля, однако не смогли прервать судоходство в Арктике. 



Арктический конвой PQ-17 со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании был отправлен в СССР 27 июня 1942 года. Печально знаменитым его сделали большие потери, которые конвой понес из-за немецких субмарин TopFoto/Vostock Photo

Безусловно для всех величие и героизм советского народа, оказавшегося способным противостоять очень сильному врагу и победить его.

Арктика продолжает хранить свои «Военные тайны». По предположениям историков именно на Земле Франца-Иосифа создавались секретные хранилища, откуда в конце войны уходили нагруженные награбленными произведениями искусства субмарины в сторону Южной Америки и возможно Янтарная комната до сих пор ждет своего возвращения в Екатерининский дворец в одной из пещер острова Александры. 

Далее часть вторая - Мурманск, провал операции "Голубой песец"

***
Сергей Палагин, специально для GoArctic


далее в рубрике