Сейчас в Мурманске

10:03 2 ˚С Погода
18+

«Последняя охота»: арктический истерн

Русские, «дети природы», недовольный шаман, коварные планы американцев и «народное богатство»

Российское кино Кино об Арктике Фронтир
Валерий Кондаков
18 июня, 2024, 13:11

«Последняя охота»: арктический истерн

Афиша фильма «Последняя охота»


Арктический истерн как поджанр

Считается, что товарищ Сталин любил смотреть американские вестерны, поэтому в СССР стали снимать фильмы по лекалам этого жанра. События в них происходили во время Гражданской войны, а местом действия служили причерноморские степи («Неуловимые мстители» – 1966 г.), среднеазиатские пустыни («Белое солнце пустыни» – 1969 г.), сибирские таёжные леса («Волчья кровь» – 1995 г.). Историки кино, по аналогии с западными вестернами стали называть такие фильмы «истернами».

К «степному», «пустынному» и «таёжному» вариантам истерна можно добавить «арктический». К нему, с осторожностью и некоторыми оговорками, можно отнести следующие фильмы: «Алитет уходит в горы» (1949 год, режиссёр Марк Донской), «Начальник Чукотки» (1966 год, режиссёр Виталий Мельников), «Белый шаман» (1982 год, режиссёр Анатолий Ниточкин).

Их объединяет то, что действие фильмов происходит в 20-е гг. XX века в Арктике, прослеживается противостояние представителей новой советской власти и «отдельных представителей коренных народов», не желающих ей подчинится (обычно в этой роли выступают шаманы). Часто в арктических истернах фигурируют американские капиталисты, которые привыкли «эксплуатировать туземцев», меняя меха на алкоголь и патроны.



Капитан Джон Хорсфилд со слугой Такео и старпомом. Кадр из фильма «Последняя охота»


Блистательный актёрский состав «Последней охоты»

В 1979 году киностудия «Ленфильм» выпустила на экраны картину Игоря Шешукова «Последняя охота». Автором сценария выступил Артур Макаров, ранее приложивший руку ко второму фильму из трилогии о неуловимых мстителях. На главные роли были приглашены популярные советские актёры. Юрий Богатырёв (Егор Шилов из каноничного истерна «Свой среди чужих, чужой среди своих» – 1974 год, режиссёр Никита Михалков) исполнил главную роль сторонника советской власти и друга местных жителей Сергея. Роль его наставника, старорежимного хозяина пушной фактории Ивана Сергеевича Шатохина сыграл Николай Гринько (профессор Смелков из таёжного истерна «Пропавшая экспедиция» – 1975 год, режиссёр Вениамин Дорман).

Антагонистами русских выступили американцы: капитан корабля Джон Хорсфилд (Олег Борисов исполнил эту роль между триумфальными инженером Гариным (1973 год) и пиратом Сильвером (1982 год)) и охотник на морского зверя и людей Стэн Стюарт (один из главных «немцев» советского кинематографа Альгимантас Масюлис).

Роли представителей арктических народов традиционно исполнили тувинцы Максим Мунзук (шаман Келеуге) и Алексей Ооржак (молодой охотник Гамелькот, друг Сергея), бурят Буда Вампилов и киргиз Болот Бейшеналиев.


Классический арктический истерн

Кинокартина «Последняя охота» начинается со сцены традиционного и жестокого забоя местными охотниками морского зверя на арктическом побережье у поселения Иглулик. Она сменяется соревнованием по стрельбе между Сергеем, который обучает местных грамоте, и охотником Гамелькотом. Русский стрелок великодушно промахивается и его друг получает винчестер из рук хозяина фактории «Восточно-Сибирского акционерного общества» Шатохина.



Охотники с «Вирджинии» больше похожи на пиратов. Кадр из фильма «Последняя охота»


Местный шаман объявляет русским всеобщее недовольство тем, что из-за смены власти больше не приходят корабли и не привозят «веселящую воду» и патроны. После его камланий к берегу причаливает американская шхуна «Вирджиния», и часть её экипажа («охотники на морского зверя») начинает спаивать мужчин и приставать к женщинам.

Бесчинства пресекает Сергей при огневой поддержке Ивана Сергеевича. На берег сходит капитан «Вирджинии» Джон Хорсфилд, который сажает зачинщика беспорядков Стэна на гауптвахту, прекращая «вражду между белыми». Он пытается наладить отношения с русскими, предлагая забрать их в Америку в обмен на десятую долю от скопившихся за годы безвластия мехов. Однако Иван Сергеевич отказывается, считая, что меха принадлежат Государству Российскому, как бы оно сейчас ни называлось.



Иван Сергеевич Шатохин. Кадр из фильма «Последняя охота»


Прожжённый капиталист Джон Хорсфилд понимает, что ему не переубедить православного государственника Ивана Шатохина и «переключается» на наивного социалиста Сергея. Тот был недоучившимся студентом и, вероятно, перебрался в Арктику подальше от надзора властей. Здесь Сергей учит местных русскому языку, чем удивляет ницшеанца Хорсфилда, ведь знание сделает «детей природы» несчастными.

Тем временем охотники с «Вирджинии» придумывают дерзкий план: они переженятся на местных девушках, станут своими и облапошат наивных туземцев. План воплощается в жизнь, несмотря на предостережения русских о коварстве американцев.

Предчувствуя неладное, Шатохин и Гамелькот едут навстречу отряду красноармейцев, направленному для установления новой власти, чтобы поторопить его. Об этом недовольный переменами шаман Келеуге сообщает американцам, которые устраивают засаду и убивают Ивана Сергеевича. Однако раненому Гамелькоту удаётся сообщить красноармейцам об опасности.



Противостояние Сергея и американцев на «Вирджинии». Кадр из фильма «Последняя охота»


Джон Хорсфилд понимает, что новая власть скоро придёт и помешает завладеть мехами. В голове его созревает коварный план: он уводит Сергея из фактории, а в это время Стэн Стюарт сотоварищи нападают на ничего не подозревающих пьяных местных и похищают меха. Однако нападение не получается идеальным: в ходе перестрелки погибает несколько местных и американцев, а Стюарта отправляет на тот свет сам Хорсфилд, чтобы скрыть свою причастность к преступлению.

Затем Джон заманивает Сергея на «Вирджинию» и пытается уговорить его сбежать в Америку и продать там накопленные меха. Русский отказывается и начинается перестрелка, в результате которой в живых остаётся он один. На берегу появляются красноармейцы, но «Вирджинию» вместе с метким русским учителем и мехами под грустную мелодию относит всё дальше от берега.



Советская власть пришла. Кадр из фильма «Последняя охота»


Истерн, исправляющий предшественников

Игорь Шешуков снял классический арктический истерн, где на северном фронтире русские и американцы борются за будущее «туземцев». Американской жажде власти и богатства противостоят русская честность и порядочность, в том числе, по отношению к местным.

При этом сценарист и режиссёр как будто пытались переиграть сцены из известных истернов. Главные герои «Последней охоты» Иван Сергеевич и Сергей в отличие от центральных персонажей «Начальника Чукотки» Тимофея Ивановича и Алексея не отправляются с «народным богатством» в США, а остаются патриотами своей страны. Юрий Богатырёв в образе молодого и наивного Шилова (своего героя из картины «Свой среди чужих, чужой среди своих») побеждает всех противников на шхуне, как Верещагин (герой Павла Луспекаева из «Белого солнца пустыни»), но при этом остаётся в живых.

Впрочем, хорошая сценарная идея, великолепный актёрский состав, кадры арктической природы (фильм частично снимался на Кольском полуострове) не привели к тому, что картина «Последняя охота» вошла в золотой фонд истернов.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic

далее в рубрике