Сейчас в Мурманске

06:43 -7 ˚С Погода
18+

Священные места ямальских оленеводов – перспективные территории заповедания

Особо охраняемые природные территории составляют менее 11% ЯНАО.

Природа Арктики Ямал Ненцы Гыдан Ханты Особо охраняемые природные территории Священные места ненцев
17 мая, 2023, 12:45

Священные места ямальских оленеводов – перспективные территории заповедания


Священные и особо охраняемые

Священные места коренных жителей Ямала – особенные территории, где не ступает нога чужого человека, за исключением членов рода, семьи или общины. По мнению известного исследователя-ямаловеда Л.А. Лара, культовые священные места всегда размещаются в уникальных ландшафтах: на видных лесных, обычно покрытых смешанным лесом горах и возвышенностях, на высоких дюнах или крутых берегах рек, на мысах или густо заросших островах рек, на сухих островках среди болот и т.д.




Священное место селькупов «Шаман-гора», Красноселькупский р-н ЯНАО: вверху – вид с берега реки Таз (фото Е. Моргун), нижнее фото – вид сверху (фото Р. Ильясова)


На территории Ямало-Ненецкого автономного округа доля особо охраняемых природных территорий составляет всего 10,8% (14 ООПТ) от общей площади округа. При этом, согласно Конвенции по биоразнообразию, необходимо не менее 17% территорий, максимально представляющих природное разнообразие. Поэтому увеличить площадь регионального экологического каркаса можно за счёт заповедания некоторых ключевых священных мест коренных малочисленных народов Севера, то есть придания им статуса особо охраняемых природных территорий.

Многие из священных мест могут считаться эталонными образцами естественных природно-территориальных комплексов и имеют существенное научное значение. 



Священное место ненцев недалеко от стойбища оленеводов в предгорьях Полярного Урала (Горно-Хадатинский участок природного парка «Ингилор», Приуральский р-н ЯНАО). Фото: Е. Моргун


На таких участках системой многочисленных табу полностью запрещена (или большей частью ограничена) хозяйственная деятельность, в связи с чем биоразнообразие сохраняется в полном объёме (или практически не нарушено). Кроме того, усиление охранного статуса священных мест позволит сохранить экосистемы в естественном виде, защитить их от вандализма.

Необходимость ужесточения охраны священных мест коренных малочисленных народов Севера рассматривали многие исследователи. Ненцы издавна почитали скалы и камни причудливой формы, некоторые породы деревьев, особенно лиственницу. Для сохранения подобных объектов в классификацию особо охраняемых природных территорий было предложено ввести дополнительную категорию «сакральный природный объект» с особой (строгой) охраной на региональном уровне. Более того, есть мнение, что целые территории проживания коренных малочисленных народов Севера должны получить специальный охранный статус вместе с находящимися там священными местами. Так, предлагалось создание «рекреаций» для народа ханты в Ханты-Мансийском автономном округе или «биосферных резерватов», «территорий традиционного природопользования», «этноэкологических ландшафтов» – для других коренных малочисленных народов Севера.

В мире существует множество разновидностей особо охраняемых природных территорий (более 1500), сформировавшихся под влиянием традиций, социально-экономических и прочих условий в разных странах. Для удобства сравнения и формирования глобальной сети особо охраняемых природных территорий наиболее удачной является классификация Международного союза охраны природы (разделяет резерваты на категории в зависимости от решаемых ими задач) и в основном соотносится с классификацией, принятой российским законодательством. Считаем, что перегружать существующую классификацию дополнительными охранными категориями нецелесообразно, лучше расширить спектр решаемых задач уже существующих. В связи с этим для сохранения священных мест идеальной формой особо охраняемых природных территорий считаем категорию «памятник природы».

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа проблематика священных мест исследована достаточно. В 2001–2002 годах совместно с международными организациями и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации была проведена масштабная комплексная работа по инвентаризации священных мест, их картированию, описанию, внесению в единый реестр. В том числе было изучено около 250 ненецких священных мест Гыданского полуострова (Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа), а также на других территориях. Работы в данном направлении продолжаются и в настоящее время.


Ангальский мыс

Однако при всей масштабности проведённых работ статус священных мест ограничился в лучшем случае внесением в перечень объектов культурного наследия. К сожалению, для полноценной охраны такого статуса в теперешнее время явно недостаточно, что наглядно иллюстрирует состояние священного места «Ангальский мыс», которое находится в окрестностях города Салехарда: из-за многочисленных свалок бытовых и твёрдых отходов оно было перенесено на незагрязнённый участок и дополнительно переосвящено шаманом.




Антропогенное влияние на экосистемы священного места «Ангальский мыс». Фото: Е. Моргун


В 2021–2022 годах было проведено рекогносцировочное обследование территории священного места «Ангальский мыс» в Салехарде. Установлено, что данная территория испытывает антропогенное воздействие в виде рекреации, складирования твёрдых бытовых отходов, расположения технических сооружений. Имеющийся режим охраны не достаточен для сохранения сакрального значения, почв, растительности и целостного природно-территориального комплекса этой территории.

Экосистема священного места «Ангальский мыс» характеризуется типичными для лесотундровой зоны составом и структурой растительности, почвы, сообщества мелких млекопитающих, относительно высоким разнообразием растений, а также хорошим жизненным состоянием лишайников. Низкая устойчивость сообщества мелких млекопитающих свидетельствует об уязвимости экосистем этой территории к любому внешнему воздействию.

Достаточно высокий общий природно-ресурсный потенциал священного места «Ангальский мыс» позволяет рекомендовать его к включению в локальный экологический каркас Салехарда в качестве памятника природы местного значения.

Ещё один пример: в 1994 году на территории Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа была выделена Сынско-Войкарская этническая территория (площадью 2273960,00 га) для охраны нерестовых рек, оленьих пастбищ, охотничьих угодий и традиционного ведения хозяйства этническим населением. В 2011 году была предпринята попытка обосновать более строгий охранный статус – «этнический природный парк «Сынско-Войкарский». Чтобы ограничить влияние браконьеров, чёрных археологов и стихийных туристов на территорию исконного проживания коренных малочисленных народов Севера, в 2017 году данный участок стал государственным природным заказником регионального значения «Сынско-Войкарский» (площадь 292049 га).


Земля надежды

С целью определения согласованного с представителями коренных малочисленных народов Севера списка священных мест как объектов туристического показа нами была проведена оценка некоторых священных мест около этностойбища «Земля надежды» (Приуральский район ЯНАО). 

Участок священного места «Сюрдя то», «Священная гора» расположен на расстоянии 1 км на горе, над стойбищем. Район представляет образец альпийского рельефа с крупноглыбовыми моренными нагромождениями. При этом присутствует ощущение девственности и экологической ненарушенности. Для участка характерно разнообразие привлекательных геологических факторов, главным из которых является тектонический, определяемый нахождением участка в ярко выраженной зоне серпентинитового меланжа Главного Уральского надвига. Обнажённость, представительность, доступность для осмотра и изучения не имеют аналогов в циркумполярном мире. Почвы горно-тундровые примитивные каменистые фрагментарно-оторфованные легкоглинистые по механическому составу. Мощность почвенного профиля до 7 см. Каменистость до 60%. Растительность кустарничково-мохово-лишайниковая каменистая. Побеги имеют стелющуюся форму. Между каменными россыпями отмечаются толокнянка альпийская, дриада точечная, мелкие злаки. Отмечена овсяница красная. На склонах встречаются небольшие группы родиолы четырёхраздельной, занесённой в Красную книгу ЯНАО.



Священное место «Сюрдя то» (над стойбищем). Место почитания Хозяина горы. Фото: Е. Моргун


Исследуемый район обладает мощной геобиоэнергетикой, что может объясняться его нахождением в зоне глубинного разлома и насыщенностью минеральных энергетиков (яшма, жадеиты, нефриты, демантоид и др.). Таким образом, священное место «Священная гора» по совокупности признаков полностью отвечает требованиям, предъявляемым к памятникам природы. Данный участок может стать популярным объектом этно-эколого-геологического туризма, а также научным полигоном.

Священное место «Сихиртя». Место обитания сихиртя (ненец. «исчезающие люди», «люди, которые исчезают при виде людей»). Включает комплекс из озера овальной формы («мёртвого» озера) и небольшого холма («лысой» сопки). По поверьям, холм является жилищем сихиртя, а мёртвое озеро – обиталищем духов, в результате чего между сихиртя и озёрными духами постоянно происходит борьба за территорию. По этой причине в озере не водится рыба, и даже после искусственных выпусков малька, рыба сразу погибает (сюжет легенды записан нами со слов А.П. Неркаги в августе 2019 года). Участок расположен на расстоянии 14 км от стойбища в сторону стоянки оленеводов, рядом находится накатанная дорога. Территория священного места представляет собой горную тундровую луговину. Почвы горно-тундровые каменистые глееватые торфянисто-перегнойные легкосуглинистые по механическому составу. Мощность почвенного профиля до 25 см. Каменистость до 40%. Растительность представлена редкими кустиками карликовой берёзы и стелющейся формой ивы. Отмечаются низкорослые кустики брусники, а также вейника, мятлика, овсяницы и т.д. По мнению православных монахов, присутствовавших в составе экспедиционной группы, исследуемая территория обладает очень мощной энергетикой.



Священное место «сихиртя»: «мёртвое» озеро. Фото: Е. Моргун


Священное место «сихиртя» вполне может быть рассмотрено как потенциальный памятник природы. Данный участок уже стал популярным объектом этно-экологического туризма. Однако, необходимо провести дополнительные исследования на содержание радиоактивных изотопов и тяжёлых металлов в воде озера и грунтах.

Священное место «Хэхэ'пэ» (на стойбище, по другим источниками – «Хэбидя пэ»). Тайное (спрятанное) озеро. Согласно легенде, дух, живущий в озере (у озера?), каждую ночь обходит стойбище и охраняет покой спящих жителей (по информации кочевого воспитателя Тайбери Т.Г.).



Священное место «Хэхэ'пэ». Фото: Е. Моргун


Участок расположен на стойбище, между кочевой школой и скитом православных монахов. Почвы слабоподзолистые, иллювиально-гумусовые. Лиственничное ерниковое кустарничково-моховое редколесье. Древостой редкий, из доминирующего вида сибирской лиственницы (высота до 10–15 м) с участием сибирской ели. Травостой состоит из осоки, овсяницы, горца змеиного, колокольчиков, родиолы розовой (внесена в Красную книгу ЯНАО). 

Священное место возле озера Харампэто. В пер. с ненецкого – «озеро реки, огибающей гору» или «озеро, огибающее гору». «Хара» (ненец.) – извилина реки. Место «силы». По рассказам жителей стойбища, на данной территории примерно в 1950-е гг. приносили в жертву оленей.




Священное место возле озера Харампэто. Фото: Е. Моргун


Озеро Харампэто расположено в 3 км от стойбища. Точное местоположение священного места необходимо уточнять. Территория вокруг озера представляет собой эталон «дикой природы» в виде поросшего лиственным лесом озера. Отмечается экологическая ненарушенность исследуемого участка. Почвы глее-слабоподзолистые. Лес елово-лиственничный и кустарничковый. Кустарничковый ярус образуют брусничник, багульник болотный, черника. Моховой и лишайниковый покров разреженный. Отмечены кастиллея арктическая и грушанка крупноцветковая, занесённые в Красную книгу ЯНАО.

В исследуемом районе пасутся овцебыки, которые были выпущены из вольеров второго кордона Горнохадатинского участка Полярно-Уральского природного парка регионального значения.

Данные участки также могут стать популярными объектами этно-эколого-геологического туризма. Священное место «сихиртя» вполне может быть рассмотрено как потенциальный памятник природы и уже стал популярным объектом этно-экологического туризма. Для развития этностойбища «Земля надежды» как привлекательного туристского направления необходимо уделить внимание обновлению материально-технической базы, а также по обеспечению круглогодичной доступности этностойбища.


Сохранность священных мест

В настоящее время степень сохранности священных мест разная и зависит от миграций коренных малочисленных народов Севера. Исследователями часто отмечается изменение статуса святилищ, как социального (утрата значения в качестве родовых), так и территориального (перенос в другое место, возникновение их филиалов или новых мест поклонения); степень сохранности биоразнообразия может отличаться от эталонного. К примеру, на Гыданском полуострове Г.П. Харючи зафиксировала священные места на пути кочевий, которые раньше были родовыми, но теперь стали местами паломничества для всех близко живущих ненцев, а иногда и для соседних народностей. То есть рекреационная нагрузка на природно-территориальные комплексы в таких случаях увеличивается, и подобные места, в принципе, уже нельзя рассматривать как перспективные объекты для последующего заповедания.

Поэтому считаем, что необходимо провести дополнительные исследования и выделить ключевые священные места, которые сохранили ландшафтное и биологическое разнообразие в первозданном виде и могут быть включены в региональный экокаркас. Важность священных мест как будущих участков особо охраняемых природных территорий ещё и в том, что они находятся, как правило, на путях каслания оленьих стад, а пути каслания – это мощные коридоры миграции вещества и энергии на полуостровах Ямал и Гыдан, и в этом случае священные места выступают как ключевые узлы альтернативного экокаркаса. Поэтому логично включить часть священных мест в экокаркас, а пути каслания оленей – в экологические коридоры.

Ещё одной проблемой является разбросанность священных мест по территории Ямало-Ненецкого автономного округа; кроме того, их площади относительно небольшие. Проблему снижения репрезентативности из-за фрагментарности ландшафтов особо охраняемых природных территорий поднимали многие учёные, однако, как и в степной зоне, которая потеряла свою целостность из-за распашки целины, в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется масштабная добыча полезных ископаемых, и сохранение даже небольших священных мест с эталонным биоразнообразием позволяет обеспечить сохранность экосистем.


***

Е.Н. Моргун, к.б.н., ведущий научный сотрудник сектора биоразнообразия ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Салехард (Россия), специально для GoArctic

далее в рубрике