Верования инуитов Гренландии: мифы, ритуалы, табу, амулеты
Первый в сезоне отловленный тюлень делился между всеми жителями поселения.
Верования инуитов основаны на анимизме или вере в то, что всё – будь то человек, животное или предмет – имеет дух. Это означает, что не только члены племени и их скот имеют духов, но и всё окружающее: деревья, вода, небесные тела и т.д. Все предметы, окружавшие человека, не просто имели душу, но и были духовно связаны между собой. Система верований инуитов сосредоточена вокруг всего видимого мира, управляемого сверхъестественными силами или "владельцами", так называемыми инуа, что означает "человек в вещи". Этот термин часто использовался при описании физических мест, например, инуа определённой горы или озера.
Вселенная, согласно верованиям инуитов, находится в гармонии со стихиями, а силы природы занимают нейтральное положение по отношению к человеку. Когда случалось зло (неудачная охота, плохая погода или болезни), источником чаще всего считалось плохое поведение людей. У инуитов не было священных зданий. Священной была природа, а инуит был дитя этой природы. Но жизнь не рассматривалась как рай. Способность человека творить зло представляла постоянную угрозу желаемой гармонии.
Душа, жизнь и смерть
Считалось, что сам человек имеет несколько душ, которые располагаются в разных частях тела. Самые сильные души находятся в гортани и левой стороне тела. Если человек заболевал, полагали, что несколько душ покинули его тело. Чтобы исцелиться, эти души должны были быть возвращены на место. Болезнь рассматривалась как "малая смерть". Также болезнь рассматривали как причину инородного вторжения (злого духа). Независимо от причины болезни, был единственный способ справиться с недугом – обратиться к опытному шаману, который, освободив свой дух от тела, в духовном мире должен был сразиться со злыми духами.
Инуиты верили, что жизнь вечна. Смерть рассматривалась лишь как переход из одного мира в другой. Когда человек умирал, он переходил в другой мир. Эта трансформация происходила не мгновенно, а занимала, как полагали инуиты, больше года. "На другой стороне" перед человеком представало два мира: один – под водой и землёй, где было много тюленей и китов, второй – мир небесный, богатый ягодой. Ада не существовало.
Нижний мир был более предпочтителен, так как там было тепло, а также было много пищи, в то время как души, попавшие в верхний мир, страдали от голода и холода. Верили, что после смерти человек может вновь появиться на земле в виде призрака. Приход призрака, как правило, был ознаменован свистом, которым душа просила еды. Умерших людей представляли духами-хранителями детей и внуков, особенно тех, кто назван в их честь. Место загробной жизни определялось не моральным поведением умершего, а тем, как он умер. Например, мужчины, погибшие во время китобойного промысла, или женщины, умершие при родах, попадали в загробный мир в море.
Согласно представлениям о мироустройстве, Земля, поддерживаемая морем, покоилась на столбах и покрывала подземный мир, который имел разные входы с моря и в горах. Над Землёй находился верхний мир с голубым небом. Инуиты верили, что в верхнем мире есть своя земля с горами и долинами. Гренландские инуиты считали, что первый человек был назван Каллаком и создан первой женщиной из пучка дёрна.
Все, что делали инуиты, должно было способствовать поддержанию баланса между двумя мирами, поскольку шаткое равновесие было равносильно голоду, болезням и смерти. Необходимо было соблюдать широкий спектр правил табу, выполнять ритуалы, а также изготавливать и носить амулеты, тем самым поддерживая баланс. Женщины наносили на тело тату, которые также служили амулетами, обеспечивали баланс между видимым и невидимым миром.
Существовали и так называемые швейные тату. Это метод татуировки, при котором тату вшивалась в кожу иглой и ниткой. Часто также добавляли кости и волосы.
Для большинства арктических племён это была священная традиция. Чаще всего использовали рыбью кость и нить, сделанную из сухожилий оленя. Нередко нить оставляли в коже на несколько дней, чтобы пигментация лучше закрепилась на коже.
У инуитов Гренландии был особый термин для подобного метода татуировки: “kakiomeq”, что означало "ковырять иглой". Все инуитские племена знали о способах шитья, но у каждого племени были свои секретные рецепты пигментации. Таким образом, метод являлся очень важной священной культурной традицией инуитов.
Как справиться с болезнью
Для защиты от болезней и смерти тоже изготавливали амулеты. Их прятали под ремнём, вплетали в ленты для волос, прятали в торфяном домике, летней палатке и байдарках. Считалось, что амулеты действовали лишь в том случае, если они невидны для посторонних глаз. В виде оберегов выступали фрагменты костей, зубов, деревянные фигурки, камни, птичьи крылья и даже высушенные внутренности животных. А вот потеря амулета воспринималась как настоящая катастрофа. У одного человека могло быть более десяти подобных оберегов.
Одним из способов усиления эффекта амулетов было использование тайных песен. Песни либо передавались по наследству, либо покупались. Если песня передавалась из поколения в поколение, все члены семьи могли свободно ею пользоваться, но после её продажи она становилась бесполезной для прежних владельцев.
Совершая молитвы, гренландские инуиты обращались за помощью к духу. Использовались заклинания с уникальными мелодиями на определённую тему. Такой тип молитвы назывался серрат. Он мог быть связан с охотой, здоровьем, помощью против врагов и опасностей.
Однако если инуит сталкивался с какой-то серьёзной проблемой, с которой не мог справиться сам, единственным спасением для него был Ангакок (шаман). Считалось, что Ангакок обладает особыми способностями в общении с богами и духами, способен влиять на погоду, наличие пищи и устранение болезней. Ему также приписывалась способность предсказывать будущие события.
Шаманы Гренландии всегда использовали барабан, чтобы войти в транс. Важную роль играли и маски. Шаман мог вызвать знакомых духов в дом, где происходил ритуал, а мог сам отправиться в духовный полёт.
Чтобы получить особую помощь от потусторонних сил, гренландские инуиты иногда практиковали искусство призыва. Церемония проводилась всегда тайно, с целью причинить вред другим или благоприятствовать тому, кто этот ритуал осуществлял. Подобная практика похожа на колдовство и основана на принципе "божественной справедливости", которая наказывает одного человека и вознаграждает другого.
Семейные ритуалы
Разного рода магические ритуалы сопровождали коренные народы Гренландии на протяжении всей жизни. Очень важным событием для инуитов было рождение ребёнка. Во время беременности гренландские инуиты следовали традиционной системе верований, в основе которой лежат пост и воздержание. Женщине, готовящейся к родам, не разрешалось работать и есть любое мясо, кроме рыбы. За две недели до родов мясо уже разрешалось, однако было запрещено выносить кости за пределы дома. В это время беременным женщинам запрещалось пить и есть на открытом воздухе.
Однако запреты затрагивали не только рожениц. Их мужьям за несколько недель до родов запрещалось работать и заниматься торговлей. Во время трапезы снимался сапог и клался под блюдо, в котором находилась еда, для того чтобы, если родится сын, он был хорошим охотником.
В течение первых нескольких дней после рождения ребёнка в доме не зажигали огонь. Сразу после рождения ребенку давали имена, одним из которых, как правило, было имя бабушки или дедушки.
Семья отмечала этапы в развитии ребенка. Например, когда мальчик убивал своего первого тюленя, мясо раздавалось всем жителям поселения, и для каждого нового вида, убитого юным охотником, устраивался праздник и ритуал раздачи.
Для доброй охоты
Поскольку инуиты верили, что животные, на которых они охотились, обладали душой, то относились они к своей добыче с уважением. Тюленям и китам давали глоток пресной воды после того, как их вытаскивали не берег. Считалось, что после такого гостеприимного приёма души животных возвращались в море, после чего не препятствовали их будущему отлову. Первый в сезоне отловленный тюлень делился между всеми жителями поселения. Такая практика разделяла ответственность за убийство между всей общиной и, предположительно, увеличивала шансы на успех в будущей охоте.
Ритуалы эскимосов, связанные с белыми медведями, являлись важной частью жизни циркумполярных регионов Евразии и Северной Америки. В южной Гренландии, например, голову убитого белого медведя помещали в доме обращённой в ту сторону, откуда обычно приходили белые медведи, чтобы душа убитого животного могла легко найти дорогу домой. В течение пяти дней, которые уходили на путь души домой, медведя чествовали: глаза и ноздри были закрыты, чтобы его не беспокоил вид и запах людей, рот обмазывали ворванью, животному преподносились подарки.
Сказания посреди полярной ночи
Особое место в жизни народов крайнего севера, и инуитов в частности, занимало мифотворчество. Мифы и легенды всегда были неотъемлемой частью жизни инуитов, осевших в суровых арктических районах. Нордические охотники рассказывали их во время долгой полярной ночи или стоянки, пережидая непогоду. Многие истории повествовали о том, как появились солнце, луна и звёзды, почему природа и животные выглядят именно так, как выглядят.
Цель эскимосского рассказчика состояла в том, чтобы скоротать время в течение долгих дней темноты. Такие продолжительные повествования становились своего рода состязанием между талантом и изобретательностью рассказчика, с одной стороны, и выносливостью слушателей -- с другой. Для рассказчика считалось комплиментом, если никто из слушателей так и не узнавал окончания истории, потому что все слушавшие рано или поздно засыпали.
В классическом повествовании существует определённая структура, которая в эскимосских историях с лёгкостью опускается. Путешествие, занявшее сотни миль и несколько суток, сокращается в рассказе до дюжины слов.
Представления о мироздании
В мифологии инуитов есть несколько важных персонажей, через которых транслируется миропонимание народа. Боги в мифологии инуитов не сильно отличаются от всего остального: они просто формы духов, только на более высоком уровне.
Малина -- солнечное божество в мифологии инуитов. В мифах она часто встречается с лунным божеством Аннинганом (Игалуком), её братом. Малина постоянно убегает от брата из-за произошедшей ссоры с ним. Их постоянная погоня является традиционным объяснением движения Солнца и Луны по небу.
Согласно мифу, Игалук и Малина жили вместе в деревне. Однажды они ужасно поссорились, и Малина размазала чёрный жир от свечи по лицу брата. В страхе она убежала как можно дальше на небо и стала Солнцем. Аннинган погнался за ней и стал Луной. Во время этой погони он забывает поесть и сильно худеет -- это символ фаз Луны. Чтобы утолить свой голод, он исчезает на три дня каждый месяц (новолуние), а затем возвращается уже сытым (полнолуние). Иногда Аннинган догоняет сестру, и тогда случается солнечное затмение.
Малина
Аннинган (Игалук)
Асиак -- богиня ветров и погоды. Она живёт в паковых льдах. Когда весенний лёд не трескается, Ангакок идёт успокаивать её, чтобы она освободила море ото льда.
Амо -- дух, необходимый каждому Ангакоку. Когда во время транса душа Ангакока покидает тело, именно Амо держит зрителей зачарованными в хижине, пока лампа не потускнеет. У этого духа огромная голова, очень маленькое тело и длинные руки.
Аджумак -- один из злых духов. Всё, к чему он прикасается, гниёт и гибнет. У него голова собаки и тело человека. Его руки и ноги чёрные, а на каждой руке и ноге по три пальца. Он не ходит, а скользит по земле.
Седна -- богиня моря и морских животных в мифологии инуитов, также известна как Мать моря или Владычица моря. Согласно мифу, Седна была молодой девушкой, которая упорно отказывалась выходить замуж. Однажды в припадке подросткового бунта Седна сбежала с таинственным человеком в маске, который, как выяснилось позже, был морской птицей. Отец Седны ответил на отчаянные крики дочери о помощи и бросился спасать её от колонии морских птиц. Но когда птицы напали на их каяк, отец выбросил дочь в океан. Седна цеплялась за каяк из последних сил. Тогда отец стал отрезать её пальцы один за другим, и, падая в воду, они превращались в разных морских млекопитающих. Считается, что Седна живёт на дне океана вместе с другими подводными животными. Часто, сердясь на мужчину, Морская владычица высвобождает свою ярость, создавая сильный шторм. Успокоившись, Седна успокаивала и море, выпуская тюленей и китов, обеспечивавших успешную охоту инуитов.
Седна
Воздух назывался Сила, что также означает "вселенная" и "интеллект". Воздушная инуа была довольно абстрактной, но страшной фигурой. Если её оскорбляли, когда нарушались табу, она мстила, принося бури и метели.
Существовал миф, объясняющий и такое известное природное явление, как северное сияние. В Гренландии инуиты верили, что огни северного сияния -- это души детей и мертворождённых младенцев. Этот миф имеет важный смысл, учитывая те трудности, с которыми приходилось сталкиваться инуитским семьи, жившим в суровых арктических условиях. Также полярное сияние связывали с утешением живым через танцы и взмахи руками (так они общались с живыми).
Как и у многих коренных народов, небесные мифы и символика составляли неотъемлемую часть инуитского понимания мироздания, обеспечивали благополучие и, в конечном счёте, выживание.
Духи Солнца и Луны занимали важное место в космологии инуитов. Солнце -- женское, Луна -- мужское. Однако Луна являлась более важной фигурой. Она рассматривалась как доброжелательный дух, помощник в поддержании человеческой жизни. Важная роль светила объяснялась тем, что на протяжении полярной ночи освещала мир именно Луна.
Инуиты представляли Землю плоским и неподвижным телом, центром Вселенной, вокруг которого вращаются небесные объекты. Луна рассматривалась как плоский ледяной диск, а Солнце -- огненный шар. Планеты Солнечной системы воспринимались как большие звёзды, а далёкие маленькие звёздочки -- как дыры в небесном куполе. Инуитам были знакомы тридцать три звезды, но лишь семи были даны названия. Некоторые звезды использовались для навигации. Остальные были сгруппированы по созвездиям, большинство из которых были связаны с мифами, в которых люди и животные играли центральную роль. Инуиты измеряли ход времени по приходу полной луны, таким образом, их лунный календарь насчитывал тринадцать месяцев. Новый год отмечался в день появления Солнца после продолжительной полярной ночи.
Жизнь инуитов значительно изменилась за последнее столетие, однако многие традиции сохраняются по сей день. Традиционные сказания, мифология и танцы остаются важными составляющими инуитской культуры. Семья и общество очень важны и сегодня.
Автор: Оксана Дорофеева.