Алексей Фадеев: Россия обладает уникальными компетенциями по добыче и транспортировке нефти и газа в Арктике
ПАО «Новатэк» разместит заказ на строительство тридцати танкеров для перевозки сжиженного природного газа, которые будут использоваться на Северном морском пути.
ПАО «Новатэк» разместит заказ на строительство тридцати танкеров для перевозки сжиженного природного газа, которые будут использоваться на Северном морском пути. Суда будут обслуживать СПГ-проекты компании за полярным кругом. Перспективы проекта «Арктик СПГ-2» «Новатэка» комментирует Алексей Фадеев, специалист в области нефтегазовой индустрии, член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики.
Как санкции повлияли на реализацию проекта «Арктик СПГ-2»
Последствия от введения секторальных ограничений нам предстоит еще оценить. Мой прогноз достаточно благоприятный. Стоит отметить, что российская Арктика существует в условиях санкций с 2014г. Возникшие в тот период макроэкономические вызовы, обусловленные введением секторальных ограничений на поставку оборудования для добычи углеводородов в Арктике, положили начало проведению в России собственной технологической политики, формированию и развитию стратегий импортозамещения, направленных на скорейших уход от импортозависимости. Российской Федерацией был выполнен существенный объем работы, касающийся развития сервисного национального рынка поставщиков и подрядчиков. Реализуемые сегодня российскими энергетическими компаниями десятки стратегий альтернативного замещения, которые направлены на развитие отечественных программ импортозамещения и скорейший уход от импортозависимости, уже дают осязаемые результаты.
Введенные секторальные санкции предполагают запрет на трансфер технологий для добычи углеводородов в Арктике. Но возникает логичный вопрос: какая страна в мире располагает технологиями для разработки месторождений в суровых условиях Арктики? Какое государство в настоящее время проводит геологоразведку, ведет промышленную добычу или производство СПГ в высоких арктических широтах? Никто, кроме России. Ведь только Россия обладает уникальными компетенциями не только в вопросах промышленной добычи нефти в Арктике (проект «Приразломное», проект «Новый порт»), но и в вопросах транспортировки нефти и сжиженного природного газа в ледовых условиях (проект «Ямал СПГ»). Подобным опытом не располагает ни одно другое государство в мире. Это позволяет смотреть в будущее с достаточной долей оптимизма.
Насколько эффективна технология сжижения газа «Арктический каскад»?
Инновационная технология сжижения природного газа «Арктический каскад» является одним из решений в области обеспечения технологической независимости. Отличительной особенностью данной технологии является уникальное сочетание различных способов улучшения процессов охлаждения и сжижения природного газа.
Несмотря на то, что удельная эффективность каждого из способов сравнительно небольшая, их комплексное сочетание позволяет достичь снижения себестоимости в размере 30%. Кроме того, данная инновационная технология потенциально способна обеспечить 100-процентную локализацию производства всех комплектующих технологических линий в России.
Технология «Арктический каскад», в отличие от классической технологии, предполагает охлаждение газа за счет использования естественных отрицательных температур атмосферы и азота в качестве хладагента. Данная технология является запатентованной адаптацией особой технологии сжижения природного газа, приобретенной компанией «Новатэк». Адаптация зарубежной технологии заключается в учете погодных условий в рамках процесса сжижения природного газа.
Процесс производства СПГ на основе технологии «Арктический каскад» в упрощенном виде может быть описан следующим образом:
-
Первый этап охлаждения осуществляется за счет использования холодного атмосферного воздуха Арктики, в результате чего температура газа снижается до +10°С.
-
Второй этап охлаждения осуществляется за счет использования каскада теплообменников, в которых хладагентом сначала выступает этан, охлаждая газ до —84°С, а затем азот и «отпарной метан», охлаждая газ до —137°С.
Затем, после охлаждения газа до температуры —137°С происходит сброс давления до 1,5 атмосфер, в результате чего газ охлаждается до —162°С. После прохождения данных этапов концевой сепаратор отделяет жидкий природный газ и направляет в емкости для хранения.
Применение технологии сжижения природного газа «Арктический каскад» имеет ряд преимуществ по сравнению с классической технологией:
-
На первом этапе в качестве хладагента в нем используется холодный воздух Ямала вместо пропана, что позволяет достичь существенной экономии денежных средств.
-
На втором этапе в качестве хладагента используется этан, который выделяется из состава природного газа (в классической технологии используется этилен, который не производится на заводе СПГ и поставляется внешними поставщиками).
-
Природный газ, который не удалось сжижить, возвращается на вторую часть каскада и используется для охлаждения в последующих циклах в качестве «отпарного метана».
Таким образом, применение технологии «Арктический каскад» позволяет исключить из процесса применение пропанового цикла, использование сложных хладагентов, а также закупку этилена. Кроме того, в рамках данной технологии используется единый газотурбинный двигатель и мультипликатор (вместо отдельных компрессоров для каждого цикла). Эта особенность позволяет снизить расчетные энергетические затраты до 220 кВт на тонну СПГ (вместо 250–260 кВт на тонну в традиционных технологиях).
Все это обеспечивает снижение стоимости сжижения природного газа на 30%. Данный экономический эффект позволяет уменьшить объем инвестиций на этапе капитального строительства, а также увеличить сумму прибыли в результате реализации проекта. Таким образом, климатические условия Арктики, усложняющие реализацию проектов, одновременно представляют возможность для внедрения технологических инноваций.