Беспилотные системы в Арктике: уже не фантастика...
Коптеры и медведи на острове Хейса, дроны-доставщики, беспилотные «Камазы» на зимниках и многофункциональные аэрокомплексы
Вид со смотровой площадки ОГМС им. Э.Т. Кренкеля. За метеоплощадкой виднеется крест на месте гибели метеоролога в 2011 году. Остров Хейса, Земля Франца-Иосифа. Фото автора
Июль 2022 года, объединенная гидрометеорологическая станция (ОГМС) имени Э.Т. Кренкеля, остров Хейса, архипелаг Земля Франца-Иосифа. Самая северная станция Росгидромета, до Северного полюса всего-то каких-то девятьсот с хвостиком километров.
Первый рабочий день. Вместе со специалистами из «Аэрогеодезии» покидаем уютное надежное здание метеостанции, закрываем дверь на хитрый противомедвежий засов и, не спускаясь с крыльца, поднимаемся на смотровую площадку, где метеорологи наблюдают за облачностью. Заинструктированные еще в Архангельске донельзя, перед выходом на «точку» крутим во все стороны головами. Нам, волонтерам идти к месту уборки всего ничего, а вот геодезистам топать далековато, к дальней возвышенности с обидным названием Прыщ. А вокруг ходят медведи – за пару дней до нашего приезда полярный хищник не давал метеорологам прохода.
Геодезисты поднимают в воздух коптер, летающую игрушку самой простой модели. Вокруг множество заброшенных построек: в советские годы здесь трудилось более двух сотен человек, функционировала своя пожарная часть, детский сад, взлетная полоса, совершались пуски метеорологических ракет... Ныне все приходит в запустение, а в покинутых зданиях иной раз прячутся белые медведи. По свидетельству местных, особенно хищникам полюбился бывший склад с закаменевшими остатками муки.
Приходится быть начеку – по-другому здесь нельзя.
– Упал! Упал, связь пропала, – вдруг подал голос Ваня, управляющий воздушным разведчиком. Парень не на шутку встревожен.
– Ветром небось придавило, – вздохнул Алексей, старший группы геодезистов. – Пойдем искать, что делать... Поможете, парни?
Собирая материал для этой статьи о настоящем и будущем беспилотных систем в Арктике, я невольно вспомнил этот давнишний эпизод из экспедиции. С одной стороны, это яркая иллюстрация того, насколько летающий глазастый помощник способен облегчить жизнь полярнику. С другой – доказывает необходимость использования надежной техники, сконструированной специально для высоких широт. К слову сказать, потерянный коптер благополучно нашелся.
Озеро Космическое и постройки бывшей обсерватории «Дружная», о. Хейса, Земля Франца-Иосифа. Съемка выполнена с помощью дрона – еще одна немаловажная опция беспилотников. Фото: Иван Прямухин
Беспилотники активно внедряются в нашу повседневную жизнь.
Видео с сердобольными москвичами, помогающими увязшему в снегу доставщику-роботу «Яндекса», в короткое время облетело соцсети и стало вирусным. Недавняя новость о выходе на трассу М-11 Москва-Петербург беспилотных грузовиков свидетельствует, что новая эпоха, о которой снято столько фильмов и написано столько книг, не за порогом. Мы уже живем в этой новой реальности.
Казалось бы, Арктика, в силу своей удаленности и логистической труднодоступности обречена быть технологически отсталым регионом и беспилотники появятся здесь в последнюю очередь, ведь именно мегаполисы исторически всегда выступали центрами внедрения передовых технологий. Однако в данном случае логика событий иная: потребности и платежеспособность арктических заказчиков переворачивают ситуацию. К тому же, в силу крайне низкой плотности населения и отсутствия высотных зданий, между которыми вынуждены лавировать будущие дроны-доставщики, в Арктике куда проще выполнить протоколы безопасности применения беспилотных устройств.
Парадоксально, но на арктический зимник беспилотные «Камазы» вышли раньше, чем на федеральную магистраль. С начала 2021 года беспилотные машины от «Газпромнефть-Снабжение» преодолели более 10 000 км, а в ушедшем году компания запустила регулярные беспилотные перевозки на Восточно-Мессоянском месторождении (Гыданский полуостров). Зимник протяженностью 142 км между поселком Тазовским и автономным нефтепромыслом обеспечивается цифровыми технологиями контроля. За качеством состояния дорожного полотна отдаленных участков и за результатами рекультивации тундры после завершения зимнего сезона нефтяники следят с помощью беспилотной техники.
Зимник с цифровым контролем на Восточно-Мессояхском месторождении. Фото: «Мессояханефтегаз»
Со времени первого полета Яна Нагурского над Новой Землей в августе 1914 года малая авиация играла значительную роль в снабжении отдаленных арктических поселков и станций. И по сей день вертолет Ми-8, надежный полярный трудяга, исправно перевозит грузы и пассажиров. Еще недавно казалось, что альтернативы малой авиации нет.
Однако теперь все меняется на глазах. Многофункциональные аэрокомплексы активно используются в геологоразведке, заменяя малую авиацию. С 2019 года «Газпром Нефть» применяет беспилотники для многоуровневой магнитометрической аэросъемки в ХМАО. Как утверждается на сайте компании, многофункциональный комплекс способен за сутки обследовать участки площадью около 200 км2 (наземные методы – лишь 4 км2), выполняя задачи в дождь и снегопад (до 5 мм осадков), при порывах ветра до 20 м/с и температуре ниже –40°. Беспилотник выполняет сразу несколько типов геофизических исследований – многоуровневую магниторазведку, малоглубинную электроразведку, аэрофотосъемку, заменяя собой не только авиацию, но и наземную технику, вдвое сокращая расходы (по сравнению с пилотируемой авиацией) и в 50 раз ускоряя сроки геологоразведочных работ.
Образцы беспилотной техники, в том числе тяжелого беспилотного вертолета, используемых для снабжения удаленных месторождений. Фото: «Газпром нефть»
Интерес к развитию беспилотной логистики в арктическом регионе – отнюдь не российское ноу-хау. Это всемирный тренд, поскольку беспилотные решения универсальны. Так, Сообщество острова св. Павла (Аляска) подписало с разработчиками грузового дрона eVTOL договор на 43 млн долларов. Заявленные параметры дрона: максимальная скорость 370 км/ч, нагрузка – 360 кг, дальность – 1850 км. Предполагается построение маршрута между материком и Алеутскими островами.
По нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» до 2030 года планируется создание обширной инфраструктуры для массовой эксплуатации дронов, запуск цифровой платформы для сертификации, интеграция беспилотников в Единое воздушное пространство (ЕВП) с самолетами. В ЯНАО уже возвели восемь радиотрансляторов (зона покрытия каждого – 45 тыс. кв. км) для контроля воздушного пространства над регионом. На Чукотке прошли тестовые беспилотные полеты по доставке почты из Угольных копей в Анадырь. В дальнейшем планируется широкое использование беспилотной техники в целях исполнения северного завоза, в том числе – для доставки лекарств в труднодоступные регионы.
Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» окончательно утвердили под занавес прошлого года. Объем финансирования из федерального бюджета составит 696 млрд руб. Как сообщили в секретариате вице-премьера Белоусова, к 2030 г. в РФ будет производится более 32 тыс. беспилотников в год.
Отмечается, что в 2022–2023 годах наибольшую популярность беспилотные авиационные системы получили в энергетике (на отрасль пришлось свыше 40% спроса). Нетрудно предположить, что немалая часть этих новых беспилотников будет трудиться именно в Заполярье.
***
Владимир Привалов, специально для GoArctic