Сейчас в Мурманске

13:57 2 ˚С Погода
18+

История покорения Северного Ледовитого океана в отечественной филателии – часть вторая

К 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути

Северный морской путь Герои Арктики Филателия История Северный Ледовитый океан
Аркадий Романов
22 мая, 2025, 10:01
История покорения Северного Ледовитого океана в отечественной филателии – часть вторая

Атомный лихтеровоз с символичным названием «Севморпуть» – на карточке Почты России 2009 года. Фото из архива автора


Продолжаем начатый здесь разговор о 500-летии начала российского освоения Северного морского пути, которое отмечается в 2025 году. 

Северный морской путь, Северный морской коридор, Севморпуть, СМП – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. До начала XX века в западной литературе он обычно именовался как Северо-Восточный проход. 

Сегодня мы постараемся проследить основные этапы освоения Северного морского пути Россией и СССР уже в ХХ веке, посмотрим, как отражены эти события в отечественной филателии – на почтовых марках, конвертах, карточках, открытках, штемпелях спецгашений.  


Морские полярные экспедиции начала ХХ века

В 1900–1902 годах Императорская Академия наук снарядила Русскую полярную экспедицию с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, изучить по пути прилегающие районы Северного Ледовитого океана. В ходе её экипаж трехмачтовой парусной шхуны с паровой машиной «Заря» во главе с русским учёным – геологом и географом, арктическим исследователем, бароном Эдуардом Васильевичем Толлем (1858–1902) и лейтенантом российского флота, гидрографом, будущим «Верховным правителем России» в годы Гражданской войны Александром Васильевичем Колчаком (1874–1920) исследовал Новосибирские острова и добавил на карту Арктики около 200 новых географических названий, в том числе – морских. Но в конце экспедиции Толль с несколькими спутниками пропал без вести, а «Заря» была выброшена на мель в бухте Тикси, где впоследствии сгорела.



В 1998 году Почта России выпустила маркированный конверт, посвящённый Э.В. Толлю и шхуне «Заря»


Карточка Почты России 2014 года, посвящённая А.В. Колчаку 


В 1910–1912 годах гидрографическая экспедиция с участием Александра Колчака прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены. Удалось получить много ценных сведений.

В 1913–1915 годах на тех же судах экспедиция была продолжена. Теперь во главе её стоял морской офицер, гидрограф-геодезист Борис Андреевич Вилькицкий (1885–1961). 



В 2015 году Почтой России была выпущена карточка с портретом Б.А. Вилькицкого и состоялось спецгашение, посвящённое 130-летию со дня его рождения


В 1913 году эта гидрографическая экспедиция открыла архипелаг, расположенный на границе Карского моря и моря Лаптевых. Он получил название Земля Императора Николая II. В 1926 году архипелаг был переименован в Северную Землю.  



В 2013 году, к 100-летию открытия архипелага Северная Земля, Почта России выпустила блок из трех марок, на которых – портрет Б.А. Вилькицкого и ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач»


Конверт 2013 года, посвящённый открытию Северной Земли и ледокольному пароходу «Таймыр» 


Кроме того экспедиция под руководством Б.А. Вилькицкого в 1914-1915 годах впервые в истории прошла по всему Северному морскому пути с востока на запад – из Владивостока в Архангельск, правда, с зимовкой у полуострова Таймыр.




Марка Почты СССР 1965 год и конверт, посвящённые 50-летию прохода Северного морского пути ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Б.А. Вилькицкого


Начало планомерного освоения Севморпути в 1930-х годах

Арктическая навигация стремительными темпами стала развиваться в 30-е годы прошлого века, что было связано с потребностью в быстром и безопасном перемещении грузов в условиях индустриализации СССР.



Ледокольный пароход «А. Сибиряков» на марке Почты СССР 1977 года


Говоря о легендах 30-х годов, нельзя не вспомнить ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который в 1932 году впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию. 



Односторонняя карточка с оригинальной маркой Почты России 2016 года, посвящённая О.Ю. Шмидту и его экспедиции на ледоколе «А. Сибиряков» 


28 июля 1932 года «А. Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя В.Ю. Визе вышел из Архангельска и, впервые в истории обогнув с севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. 



Почтовый конверт 1962 года, посвящённый 30-летию рейса ледокола «А. Сибиряков» 


Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию, которое доказало перспективность маршрута и стало началом планомерного освоения СМП.



Конверт 1982 года, посвящённый 50-летию начала планомерного освоения СМП


12 декабря 1932 года Отто Юльевич Шмидт после завершения похода «А. Сибирякова» возвратился в Москву. А уже 17 декабря Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об организации нового учреждения - Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Начальником Главсевморпути Совнарком назначил О.Ю. Шмидта, который трудился на этом посту до 1938 года, когда его сменил И.Д. Папанин. 



Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый 100-летию со дня рождения О.Ю. Шмидта


Вот как об историческом заседании в Кремле вспоминал известный полярный лётчик, а затем - начальник Управления полярной авиации Главсевморпути Марк Иванович Шевелёв: 

«Сталин, который, покуривая трубку, ходил вдоль стола, спросил: "Вы думаете, всё это можно осуществить?" Ответили: "Если будет решение". Сталин: <…> "Арктика – вещь сложная. Надо создавать организацию, которая отвечала бы за всё. И знала бы – отвечает за Арктику и больше ни за что. А мы с неё спросим – и строго! Тогда дело у вас пойдёт. Давайте сделаем по-другому. Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при СНК Главное управление Северного морского пути, поручить ему проложить этот путь и содержать в исправном состоянии. Пока хватит". Так состоялось рождение Северного морского пути. Мы начали работать. Приказ № 1, который отдал Шмидт, датирован 1 января 1933 года, так как с этого дня началось финансирование, открылись счета…».



Почтовая карточка Минсвязи СССР 1982 года с оригинальной маркой и спецгашением, посвящённые 50-летию планомерного освоения Северного морского пути и создания Главсевморпути


Новорожденное Главное управление Севморпути, которое теперь отвечало за координацию экспедиций, строительство инфраструктуры, развитие ледокольного флота, многое другое, и его энергичнейший начальник очень быстро заявили о себе. Тщательно обосновав идею нового полярного сквозного плавания, Шмидт обратился в правительство. Дальше события развивались стремительно.

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, ледокольный пароход «Челюскин» под командованием  начальника экспедиции О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Это был его фактически первый и последний рейс. 



Марка Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода «Челюскина»


Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «А. Сибиряков».



Марка Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода «Челюскина»


«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем и пассажирами в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами, и затонул в течение двух часов. Дальнейшая история со спасением 104 человек, оказавшихся на льдине, известна всем.

Для эксплуатации СМП это тоже был опыт, хотя и со знаком минус.


***

Во время Великой Отечественной войны Северный морской путь стал главной артерией для снабжения северных регионов, переброски военно-морского флота и стратегических грузов. 



Первый в мире атомный ледокол «Ленин» на конверте Минсвязи и марке Почты СССР 1978-1979 годов со штемпелем специального гашения в честь его 20-летия


В послевоенные годы началось обустройство портов и строительство ледоколов для освоения северных маршрутов. В 1959 году в строй вступил первый в мире атомный ледокол «Ленин». Применение атомохода значительно расширило временные рамки навигации по СМП. А в 1977 году атомный ледокол «Арктика» открыл новые возможности для арктического судоходства, когда достиг Северного полюса.



Блок Почты СССР 1977 года, посвящённый походу атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу


СМП сегодня

Хотя прошло уже пять сотен лет с начала освоения Северного морского пути, его история еще только начинается. На сегодняшний день Севморпуть стал не только стратегически важным российским водным маршрутом, но и крупным международным проектом. Глобальное потепление, модернизация портовой инфраструктуры, строительство мощных ледоколов сделало Арктику более доступной, а судоходство практически круглогодичным.



Конверт, посвящённый атомному лихтеровозу с символичным названием «Севморпуть»


СМП короче традиционного пути через Суэцкий канал на 40 процентов, по северным водам проходят суда водоизмещением в сотни тысяч тонн. Объемы перевозок по СМП за последние годы увеличились до десятков миллионов тонн в год, в основном за счет экспорта углеводородов и сырьевых ресурсов. В развитии Севморпути участвуют крупнейшие российские компании: «Росатом» «Новатэк», «Роснефть», «Норникель» и другие. Господдержка предоставляет льготы для судовладельцев, финансирует портовые проекты, организовывает международный транспортный коридор через Арктику.

За 500 лет Севморпуть из опасного малоизученного маршрута вырос в крупнейшую транспортную артерию мирового значения. Что ждет СМП в будущем, покажет время. Но одно известно абсолютно точно – Россия продолжит развивать этот великий морской путь.


***


Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике