Как по морю, морю Белому…
День поморской культуры в Российском этнографическом музее
Российский этнографический музей (РЭМ, Санкт-Петербург) в содружестве с Поморским отделением Российского творческого Союза работников культуры провел День поморской культуры «Как по морю, морю Белому». Организаторы собрали более 100 мастеров и носителей традиции с трех берегов Белого моря – Поморского, Онежского и Летнего.
«Многие из участников давно знакомы друг с другом, но только виртуально. И одной из своих главных заслуг мы считаем то, что смогли создать условия для их очной встречи», - рассказала GoArctic руководитель Центра ремесленных традиций РЭМ Мария Янес.
Основательница музея «Поморская изба» Маргарита Терещенко вручает в дар Российскому этнографическому музею в лице Марии Янес старинные братину, шуйку и шильник
Поморы вызывают неослабевающий этнографический интерес у ученых и специалистов.
«Если во многих российских регионах традиционная культура является уже несколько отстраненной, слегка ушедшей в историю, то эти люди фактически живут в своей культуре. Начиная с одежды и заканчивая говором», – поясняет Мария Янес.

Участники «Дня поморской культуры»
Поморы – локальная группа русского населения, потомки новгородцев, осваивавших Север и побережья морей с XI–XII веков.
В документах XVII века «Поморьем» называли всю территорию Русского Севера, но основными местами расселения поморов считаются берега Белого и Баренцева морей.
Этот сильный и суровый народ, никогда не знавший крепостного права, жил в достатке за счет рыбалки, охоты, земледелия, промыслов и налаженной торговли.

Программа представила все основные ремесла Поморья. Среди них щепная птица или «поморский голубок», широко известный сейчас как «птица счастья». В поморской традиции он олицетворял святой дух, поэтому в основании всегда имел крест и вешался как оберег в центре избы или рядом с иконой.

Поморские голубки
Орнаментальное вязание представили мастерицы из деревни Уна Приморского района Архангельской области. Прежде чем брались за спицы, в ход шли прялка и веретено. Целое веретено с пряжей называлось «простень», поэтому от женщины можно было услышать: «Сегодня за вечер целый простень напряла».

Светлана Калинина за прялкой
Основной узор – звезда Богородицы, которая указывает поморам путь домой. Вывязывалась на чулках, рукавицах и традиционной поморской рубахе – бузурунке.

Мастерицы за работой

Демонстрация бузурунки
Первоначально резьбой по кости из бивня мамонта, рыбьего зуба (моржа и кашалота) занимались поморские мужчины, преимущественно в зимний период, когда не выходили в море. Резали утилитарные гребни, ручки для ножей или фигурки зверей. Со временем, прежде всего в Холмогорах, резьба выделилась в отдельное ремесло и стала известна не только при царском дворе, но и за пределами России.

Татьяна Копылова из Архангельска более сорока лет занимается резьбой по кости
Сажение по бели – старинная техника вышивки, которая пришла на Русь вместе с христианством из Византии. Ее преимущество – в долговечности. На ткань нашивалась бель (хлопчатобумажный или льняной шнур), на который нанизывался жемчуг, бисер или перламутр. Когда ткань-основа изнашивалась, вышивку можно было снять и нашить на другую одежду. Постепенно такая вышивка стала неотъемлемой частью женского праздничного головного (и не только) убора во всех северных селах.

Мастер Жанна Баранова демонстрирует современную технику «сажение по бели» и 150-летние нитки речного жемчуга
Вопреки современному заблуждению кокошник – это головной убор замужних женщин, характерный для центральных районов России. В то время как на Севере женщины носили повойники, борушки, сборники, а девушки - венцы, почёлки, короны, повязки, перевязки.

Праздничный женский наряд Летнего берега
Жительница деревни Яреньга Приморского района Архангельской области Маргарита Терещенко создала частный музей «Поморская изба», который насчитывает более 200 различных экспонатов.

Маргарита Терещенко в повседневном наряде своей бабушки и с миской 1864 года из березового сувеля (капа)
Любая традиция сильна современной интерпретацией. Это доказали своими коллекциями сразу несколько дизайнеров. Руководитель предприятия «Золотая нить Поморья» из Петрозаводска Наталья Лысенковская представила коллекцию вечерних нарядов и одежды для повседневного отдыха с золотой вышивкой.

Группа «Наш стиль» модного дома «Пава» (г. Санкт-Петербург) в нарядах с золотой вышивкой

Костюмы «Золотой нити Поморья»
Традиционные женские головные уборы Поморья, выполненные под руководством Жанны Барановой, представили ученицы Детской школы искусств Приморского МО Архангельской области и Модельного агентства (г. Архангельск).


Архангельский дизайнер Анна Злотко совсем недавно показывала свою коллекцию на Московской неделе моды, а в Мраморном зале РЭМ продемонстрировала коллекции «Пестрядь» и «Талань».


Все желающие смогли также попробовать свои силы в мастер-классах, увидеть кинопоказы, услышать лекции, а также Поморский русский народный хор из Беломорска (Карелия) и вокальную группу «POLE» (Санкт-Петербург).

Поморский русский народный хор


Фото: Александра Бокова и Валентин Юшкевич
***
Валентин Юшкевич, Санкт-Петербург. Специально для GoArctic