Сейчас в Мурманске

05:52 2 ˚С Погода
18+

Как предметы быта и обрядов коренных народов попадают в музей? Что о них известно? Как их надо хранить и показывать? Об этом – выставка «Два мыса, объятых туманом»

Полярная арт-резиденция PolArt представила кураторский проект Антона Вальковского – выставку-исследование о потенциале этнографического собрания Музея Норильска с позиций индигенной музеологии

Красноярский край Норильск Современное искусство Выставка Арктические музеи Коренные народы
Анна Щетинина
21 мая, 2025, 19:18
Как предметы быта и обрядов коренных народов попадают в музей? Что о них известно? Как их надо хранить и показывать? Об этом – выставка «Два мыса, объятых туманом»

Фрагмент экспозиции «Два мыса, объятых туманом». Инсталляция -«секретик» с сакральными предметами нганасан, которые можно увидеть, только заглянув в глазок. Изображение предоставлено Музеем Норильска


В Музее Норильска (Красноярский край) прошла выставка-презентация кураторского проекта «Два мыса, объятых туманом» независимого куратора выставочных проектов и исследователя Антона Вальковского из Владикавказа, сообщает пресс-служба музея. Антон Вальковский больше месяца был резидентом Полярной арт-резиденции PolArt в Норильске и представил результат своей работы: размышление о потенциале этнографического собрания Музея Норильска с позиций индигенной музеологии. Это направление музейной работы, предполагающего вовлечение в неё представителей индигенных (коренных) народов: в процессы описания, исследования, интерпретации и экспонирования культурно-антропологических коллекций.

В течение месяца резидентства Антон Вальковский работал в фондах Музея Норильска, общался с искусствоведами, музейщиками, представителями коренных таймырских этносов. Записал несколько больших видеоинтервью, которые стали частью его презентации – зрители на больших экранах в ходе выставки (она будет работать до конца июня) могут увидеть и послушать её героев.



Фрагмент экспозиции «Два мыса, объятых туманом». Изображение предоставлено Музеем Норильска


В постоянной экспозиции на первом этаже Музея Норильска представлена национальная одежда коренных народов Таймыра, предметы их культуры и быта (небольшая часть того, что есть в фондах). Как эти предметы попадают в музей? Что о них известно и что могут рассказать о них представители коренных этнических сообществ? Как надо хранить это наследие и предъявлять его на всеобщее обозрение? На эти вопросы отвечает своей выставкой-размышлением Антон Вальковский.



Предметы нганасан, одного из пяти коренных малочисленных этносов Таймыра. Фрагмент экспозиции «Два мыса, объятых туманом». Изображение предоставлено Музеем Норильска


Название «Два мыса, объятых туманом» символично, поясняет автор проекта концепцию выставки«С описания местности обычно начинаются нганасанские ситабы – эпические сказания. Ландшафт задает драматургию, диспозицию в привязке к героям: два мыса могут символизировать двух людей, два рода, два племени, два сообщества.

В исследовании, в пространстве экспозиции, одним «мысом» – от сообщества коренных народов – выступают председатель семейно-родовой общины «Ня танса» («Нганасанская семья») Валерия Болгова и долганская мастерица, преподаватель Норильского колледжа искусств Виктория Попова. Другой «мыс» – это музейные сотрудники. Соединяет два «мыса» фигура дарителя – того, благодаря кому предметы попадают в музей. Таким образом, через истории конкретных персоналий зрители могут видеть, как предметы мигрируют от сообществ происхождения в музейные собрания. При этом музей предстаёт не хранилищем вышедших из употребления вещей, а – площадкой поддержки коренных сообществ, и той институцией, которая помогает предметам соединяться с историями, в том числе – семейными.

“Два мыса, объятых туманом” – пространство некой неопределённости, которое требует взаимных усилий по поиску путей навстречу друг другу. Выставка – жест почтения и уважения тем людям, которые совершают эти движения, прикладывают усилия к установлению дружбы, взаимопонимания и доверия между музеем и сообществами».

Автор уточнил, что принципиально важно было снять видео с живыми рассказами героев. Обычно этнографические собрания анонимны, лишены личных историй А рассказанные истории – самое ценное, что стоит за музейными предметами.

Все, что вошло в экспозицию «Два мыса, объятых туманом», – примеры музейного сотрудничества с носителями индигенной культуры. А исследование создало новые подробности, – новую жизнь музейных предметов. Так, благодаря исследованию безымянного фотоснимка, «из тумана и пустоты» выступил фрагмент истории. У коренных народов практически нет старых семейных фотографий. Тем ценнее фотоархивы и восстановление через них исторических семейных связей. 



Фотография «Портрет долганского мальчика с долганскими шахматами». Изображение предоставлено Музеем Норильска


В собрании Музея Норильска находились две фотографии, о которых было известно только то, что они сделаны в мае 1985 года в поселке Новорыбная Хатангского района. Одна называлась «Портрет долганского мальчика с долганскими шахматами», другая – «Дедушкины шахматы». А из Новорыбной родом и упомянутая выше долганская мастерица Виктория Попова, которой, благодаря помощи земляков, удалось узнать имя мальчика – Николай Портнягин. И для  выставки мастерица воссоздала одну из резных фигур долганской игры дуобат, изображённой на этих фотографиях. (По другой информации, правила игры в дуобат больше напоминали игру в шашки. Вместо черных и белых фигур – вырезанные из бивня мамонта «женские» и «мужские» фигурки: «женские» – в виде резных пластин, а «мужские» – в виде резных башенок или пирамидок).



Воссозданная по фотографии «женская» фигурка из долганской игры дуобат. Фрагмент экспозиции «Два мыса, объятых туманом». Изображение предоставлено Музеем Норильска


Так фотография – виртуальный носитель – была трансформирована в материальный объект. И Антон Вальковский отмечает в своей работе, что музей может становиться ещё и основой для воспроизведения утерянных материальных объектов из практик прошлого.

Отдельная тема для музейщиков и представителей индигенных сообществ – как хранить и показывать сакральные объекты. К примеру, в нганасанской культуре  есть идолы – койко, – материальные воплощения духовной сущности, покровители семьи и рода. Для нганасан они – одушевлённые и могущественные существа, которые требуют уважительного обращения: если вы разбудили идола, надо провести ритуал кормления, если о чем-то его попросили – отблагодарить. Койко даже перевозят в специальных нартах, запряженных священными оленями.

«Индигенная музеология предполагает соединение очень жестких стандартов музейного хранения, зафиксированных в инструкциях, с индигенными протоколами, – отметил Антон Вальковский.  – На эту тему в мире накоплен достаточно большой опыт, свою систему разработал и научный сотрудник Музея Норильска Владимир Ларин, ставший первым хранителем нескольких идолов койко, переданных когда-то музею. Особое отношение к ним было одним из условий дарителей. После ухода Владимира Владимировича из жизни в 2018 году протоколы заботы о койко продолжил поддерживать его коллега Дмитрий Шебалков. А если бы понадобилось экспонировать эти предметы, как это можно было бы сделать? На выставке мы с Дмитрием Алексеевичем представили одно из возможных решений – в виде инсталляции».



Фрагмент экспозиции «Два мыса, объятых туманом». Изображение предоставлено Музеем Норильска


Заведующий отделом хранения Музея Норильска Дмитрий Шебалков рассказал, что инсталляция представляет собой три бокса с «глазками», через которые можно заглянуть внутрь – и увидеть койко. Но и то – не настоящих койко, а их изображения. Настоящих идолов не беспокоили.

В музеологии такой метод называется «демонстрированное утаивание» – когда предмет показан в экспозиции, но между ним и зрителем сохраняется дистанция. А инсталляция-секретик еще и подразумевает, что человек находится будто один на один с этими идолами (Фотография койко-секретика – заглавная к материалу).

Директор Музея Норильска Наталья Федянина призналась, что выставка-исследование  Антона Вальковского – первый за почти десять лет работы Полярной арт-резиденции профессиональный кураторский проект в области музейной деятельности. Поэтому проект «Два мыса, объятых туманом» презентован не в арт-резиденции, а в основном здании Музея Норильска, – чтобы его смогли увидеть и осмыслить как можно больше норильчан. А у музея останется экспозиция.



Антон Вальковский на презентации выставки-исследования «Два мыса, объятых туманом». Изображение предоставлено Музеем Норильска


далее в рубрике