«Конвой PQ-17»: российский сериал о трагедии в Арктике
Арктический караван PQ-17 перестал существовать 4 июля 1942 года
Капитан Лунин (Андрей Мерзликин) на борту К-21. Кадр из сериала «Конвой PQ-17».
4 июля 1942 года арктический караван PQ-17 перестал существовать. Да, отдельные суда дошли до Архангельска, но именно в День независимости США первый морской лорд Британского адмиралтейства Дадли Паунд приказал военным кораблям конвоя покинуть караван, а транспортным судам – рассеяться. Об этих трагических событиях Валентин Пикуль написал исторический роман «Реквием по каравану PQ-17» (1969 – 1973 гг.), который в 2004 году экранизировал режиссер Александр Котт.
Восьмисерийный телевизионный фильм «Конвой PQ-17» демонстрировался на телеканале «Россия». Сценаристом выступил Владимир Вардунас. Он отчасти изменил сюжет романа Пикуля, который был хорошо принят читателями, но, как и большинство произведений Валентина Саввича, критиковался историками. На главные роли были приглашены Андрей Мерзликин (капитан подводной лодки К-21 Н.А. Лунин), Алексей Девотченко (капитан немецкой подводной лодки Ральф Зеггерс), Валерий Величко (капитан сторожевого судна Лазарев).
Гитлер и Рёдер. Кадр из сериала «Конвой PQ-17».
Сериал начинается с того, что Гитлер угрожает главнокомандующему Кригмарине гросс-адмиралу Эриху Рёдеру всяческими карами, если случится потеря линкора «Тирпиц» (как произошло ранее с «Бисмарком»). В это время экипаж немецкой подводной лодки получает задание уничтожить транспортный корабль. Капитан Зегерс принимает решение торпедировать транспорт (как позднее выясняется, принадлежавший нейтральной Португалии) и уничтожить всех свидетелей содеянного.
Также нам показывают планирование операции по сопровождению транспортировки американских грузов в Мурманск и подготовку советской стороной платы за это в виде золотых слитков стоимостью 100 млн рублей. При погрузке золота две советские женщины от бессилия роняют ящик, видят его содержимое, за что их ликвидируют люди в фуражках с синей тульей и красным околышем.
Капитан Зеггерс у перископа. Кадр из сериала «Конвой PQ-17».
Далее происходит «знакомство» капитана подводной лодки Лунина, у которого есть «заговоренная шапка-ушанка» и капитана сторожевого судна «Белуга», бывшего рыбака Лазарева. В результате «взаимодействия» катер чуть было не достает подводную лодку глубинными бомбами, так как принимает ее за немецкую. При реальной встрече Лунин и Лазарев, оба в тельняшках, пьют водку, и бывалый капитан объясняет бывшему рыбаку, как нужно уничтожать подводного противника.
После выхода каравана PQ-17 об этом немедленно докладывают Гитлеру (при получении информации сыграла «связь Канариса с британским флотом»), и он принимает решение о его уничтожении. На выполнение задачи выходят тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер», линкоры» «Лютцов» и «Адмирал Шеер», несколько эсминцев и миноносцев, «волчья стая» (десять подводных лодок), и главное – линкор «Тирпиц».
Весть об участии в операции «Тирпица» доходит до Британского адмиралтейства и там принимают решение об уходе конвоя и рассеивании каравана. Британские моряки бунтуют, их морально поддерживает капитан судна «Лондон», но всё-таки все подчиняются приказу и бросают транспортные суда на произвол судьбы (читай – отдают в цепкие лапы немецких «волчьих стай» и «орлов Геринга»).
Линкор «Тирпиц» в перископе капитана Лунина. Кадр из сериала «Конвой PQ-17».
В это время капитан Лунин видит в перископе «Тирпиц», принимает решение его атаковать и выпускает четыре торпеды. Услышав два взрыва и не поднимая перископ для оценки ситуации, Лунин делает вывод о поражении немецкого линкора.
Эту весть раструбили все советские и союзнические газеты, капитана К-19 обнял лично адмирал Головко. Немецкое командование, испугавшись угроз Гитлера, изменила информацию о поражении «Тирпица» в судовом журнале. Позднее, взяв Ростов-на-Дону, мстительные немцы повесили отца капитана Лунина.
Так показано в сериале, так написано у Пикуля…
Однако современные ученые (М.Э. Морозов и Н.Р. Скрынников), проведя тотальную реконструкцию атаки Лунина, пришли к выводу, что «Тирпиц» не был поражен, поскольку торпеды не достигли цели (и не могли из-за расстояния её достичь).
Немецкие подводники. Кадр из сериала «Конвой PQ-17».
Далее в сериале показаны разрушения, причиненные немецкими самолетами и подводными лодками транспортным судам бывшего каравана, и мытарства членов экипажей. Немцы (особенно зверствует команда Зеггерса) методично уничтожают их на воде и на суше. Гибнут британцы, американцы, поляки, русские и все, кто плечом к плечу боролся с нацизмом. Памяти погибших и посвящен сериал.
Если провести сравнение российского сериала с советским фильмом, то оно будет явно не в пользу первого. Несмотря на бюджет, современные технические возможности (компьютерная графика) и хронометраж, сериал Котта уступил фильму Довганя и по сюжету (разорванность некоторых линий повествования), и по драматургии, и по показу исторических реалий.
Воздушная атака (самолеты показаны (нарисованы) достаточно исторично, в отличие от кораблей). Кадр из сериала «Конвой PQ-17».
Следует отметить, что значимой составляющей сериала является использование кадров хроники военных лет, которую сопровождает закадровый голос, – находка, известная еще с «Обыкновенного фашизма» (1965 год) Михаила Ромма и «Семнадцати мгновений весны» (1973 год) Татьяны Лиозновой. Подобный прием, по идее, должен придавать особую достоверность киноповествованию. На самом деле в вышеназванных фильмах закадровые голоса Ромма и Копеляна периодически «выдают» неверную информацию, в сериале же «Конвой PQ-17» закадровый голос и вовсе сообщает, что фон Тирпиц «завещал Германии никогда не воевать с Россией». Обычно «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку любят приписывать слова, которые он не говорил, здесь же его реальную мысль почему-то вкладывают в уста гросс-адмирала.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic