Сейчас в Архангельске

19:43 -3 ˚С Погода
18+

«Семнадцатый трансатлантический»: война в Арктике в июне 1942-го

27 июня 2022 года исполняется 80 лет с момента выхода из Исландии конвоя PQ-17.

О науке и культуре Арктические конвои
Валерий Кондаков
27 июня, 2022 | 09:57

«Семнадцатый трансатлантический»: война в Арктике в июне 1942-го
Плакат к фильму «Семнадцатый трансатлантический».


27 июня 2022 года исполняется 80 лет с момента выхода из Исландии конвоя PQ-17. Этот арктический конвой печально знаменит тем, что из 35 транспортных кораблей, груженных стратегическими грузами и военной техникой из США, Великобритании и Канады, до Архангельска добралось лишь 13. Об этих событиях спустя тридцать лет была снята кинокартина «Семнадцатый трансатлантический» (режиссер Владимир Довгань).

Фильм «Семнадцатый трансатлантический», снятый киностудией имени А. Довженко в Мурманской области (а также в киевской студии с огромным бассейном и на Черном море), вышел на советские экраны в 1972 году. Сценаристом картины выступил Константин Кудиевский – советский писатель-маринист, служивший во время Великой Отечественной войны в бригаде морской пехоты, на корабле Черноморского флота и Каспийской флотилии. После войны Кудиевский был офицером на Северном флоте, где и начал писать книги.

Фильм начинается с того, что в Великобритании высокопоставленные морские офицеры рассуждают, что раз Черчилль пообещал Сталину помощь, то ее нужно оказывать. Грузы по ленд-лизу можно отправлять через северные моря: да, это опасно, так как там постоянно присутствуют немецкие военные суда, подводные лодки и самолеты, но даже если дойдет половина грузовых кораблей, то это уже будет оправдано.


11111.jpg

Лейтенант Митчелл на борту «Кузбасса». Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический».


Далее показано, как в Исландии британский лейтенант Митчелл (Валерий Бабятинский) знакомится с советским капитаном Лухмановым (Александр Лазарев), помполитом (флотским замполитом) Саввой Ивановичем (Константин Параконьев) и членами экипажа грузового судна «Кузбасс» (пароход «Художник Крайнев»). Они изучают должностные инструкции и готовятся идти в составе конвоя в Мурманск.

Время выхода конвоя является для всех секретом Полишинеля, об этом говорят даже в исландских парикмахерских и, конечно же, об этом осведомлены немцы. Митчелл успокаивает Лухманова тем, что конвой будет охранять беспрецедентное число боевых кораблей: 21 защитник на 35 подзащитных.


22222.jpg

Помполит Савва Иванович, капитан Лухманов и лейтенант Митчелл. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический».


Начинается поход, и сразу же конвой атакуют немецкие самолеты. В результате американское судно получает пробоину, и экипаж его покидает. Видя это, советские капитан и помполит возмущаются тем, что американские моряки не пытаются исправить положение, а просто бегут с корабля.

Поведение американцев контрастирует с героическими поступками русских моряков: когда повреждается ходовая часть «Кузбасса» и судно, отставая, покидает конвой, вся команда, включая Савву Ивановича, участвует в ремонте, а не бежит с корабля. При этом британец Митчелл остается на корабле, хотя мог бы его покинуть, опасаясь немецкой атаки.


33333333.jpg

Капитан и помполит вручают британскому лейтенанту балалайку на 27-й день рождения. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический».


После того, как ремонт завершен и «Кузбасс» возвращается в состав конвоя, офицерский состав празднует день рождения британского лейтенанта с пирогом и водкой, причем и Митчелл, и Савва Иванович произносят здравицы в честь друг друга.

4 июля 1942 года в Британское адмиралтейство поступает информация (при осуществлении операции «Ультра»), что для охоты на конвой вышел линкор «Тирпиц». Англичане принимают решение, по которому все охранение должно оставить конвой и устремиться то ли нападать на «Тирпиц», то ли прятаться от него. Как бы там ни было, грузовые суда конвоя остаются без защиты от бомб и торпед.


4444.png

Попытка противостоять самолетам. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический».


На «Кузбассе» происходит собрание коллектива, где капитан сообщает матросам, что они везут взрывчатку, необходимую для наших партизан, а помполит информирует, что оставлен Севастополь. Все понимают, что доставка взрывчатки – вопрос жизни и смерти.

На собрании Митчелл, понимая, что вина за потерю судов конвоя лежит на британцах, призывает русских моряков верить ему, простому офицеру. Потом он идет в свою каюту и кончает жизнь самоубийством на фоне портретов Черчилля.

Далее происходит сцена прощания с погибшими и их захоронение в море. «Кузбасс», продолжая поход в одиночку, спасает иностранных моряков и начинает дрейфовать во льдах. В итоге транспортное судно встречает советский военный корабль, и мы понимаем, что команда спасена и груз будет доставлен по назначению.


5555555.png

Посвящение в начале фильма. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический».


Фильм «Семнадцатый трансатлантический» нельзя назвать шедевром, все-таки в том же году вышли «… А зори здесь тихие» (режиссер Станислав Ростоцкий) и «Командир счастливой «Щуки» (режиссер Борис Волчек). Тем не менее, получился добротный фильм, показывающий героизм простых советских, британских и американских матросов, воевавших против общего врага. Памяти погибших моряков всех национальностей и посвящен фильм.


66666.png

Рулевой Семячкин подшучивает над коком. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический».


Особенно стоить отметить спокойную актерскую игру Александра Лазарева, создавшего без надрыва и пафоса кинообраз советского морского офицера. Интересен образ «отвечающего» за юмористическую составляющую фильма рулевого Семячкина, воплощенный Бориславом Брондуковым. Сильна сцена прощания с погибшими и захоронение останков в море.

Вину за разгром авторы фильма возлагают на британское морское командование, которые испугались «тени Тирпица», а, может быть, изначально планировали охотиться на него, используя конвой как приманку? Ведь как говорят в Британском адмиралтействе: «У Британии нет друзей и врагов, а только интересы» и «при любом исходе войны Британия должна сохранить влияние в мире».


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике