Кусочек Арктики в Северной столице
"Можно восстановить что угодно до глянцевого состояния, но это никому не интересно". Беседа с Маргаритой Емелиной.
Частный «Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики» или «Арктический музейно-выставочный центр» – быстро развивающееся пространство для учёных и людей искусства под руководством Олега Титберия. Ведущий научный сотрудник Маргарита Емелина рассказала о конференции "Полярные чтения", в каком направлении двигается развитие музея и почему так важно изучать Арктику сегодня.
Какая главная цель Полярных чтений? Зачем они проводятся?
– Задача любой конференции – обмен научными данными, информацией, объединение специалистов, работающих по конкретной тематике. Мы занимаемся историей изучения и освоения полярных регионов. Наша цель – исследовать и понять, как развивалась деятельность человека в Арктике и Антарктике в разные годы. Тема Чтений каждый год меняется. В конференции участвуют не только историки, но и специалисты различных наук, преподаватели высшей и средней школы, коллекционеры, деятели искусства и так далее.
Мы начинали с небольшой конференции, приуроченной к столетию открытия архипелага Северная Земля в 2013 году.
В 2013 г. салон команды ледокола-музея «Красин» впервые принял участников Полярных чтений. 1 ноября 2013 г.
Все научные сообщения были связаны с этим географическим объектом. В 2017 году Чтения назвали «Музеи в Арктике и Арктика в музеях». Приезжали сотрудники научных центров, библиотек и архивов, расположенных за Полярным кругом. Они знакомили нас, жителей столичных городов и центральных регионов страны, со своими коллекциями. Потом выступали сотрудники научных учреждений Москвы и Петербурга с докладами.
Конференция 2019 года была посвящена вопросам управления арктическими территориями в прошлом, настоящем и даже будущем.
Пленарное заседание «Полярных чтений – 2019» в Конференц-зале Горного университета.
Какое значение имеют Полярные чтения для развития научного и культурного арктического пространства?
– Мы выстраиваем диалог между людьми, которые занимаются научными исследованиями Арктики, и мыслителями. Это важно, потому что кино снимают не полярники, а другие люди. Они должны друг друга понимать. У нас выступают обе стороны изучения Арктики. Все стараются слышать друг друга, чтобы приобрести «истинное знание», чтобы картины были точны, а фильмы отображали реальность. Мы вырабатываем единый язык для людей разной области мысли и действия.
«Полярные чтения – 2021» прошли в смешанном формате: очно и онлайн, 18–21 мая 2021 г. Трансляция была организована из конференц-залов Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Что такое Полярные чтения конкретно для вас?
– С точки зрения организатора, это необычный информационный проект. Он не просто позволяет пересекаться с интересными людьми и говорить на одном языке, но и обогащаться умственно. Это возможность поговорить о разном, понимая друг друга. За счёт многообразия тем мы расширяем поле взаимодействия, обмениваемся опытом и становимся грамотнее в разных областях. Например, я знала аспекты истории ледокола, но теперь знаю и его техническое устройство, и картины, на которых он правильно изображён. Мы растём как специалисты.
Команда организаторов Полярных чтений (слева направо): Павел Филин, Михаил Савинов, Маргарита Емелина. 20 мая 2020 г.
Ваш научный центр не только проводит конференции – это ещё и музей, и творческая команда, которая планирует реализовать в будущем масштабный проект. Как связаны конференция и музейная работа?
– Каждая конференция – это, помимо науки, культурная программа для участников, возможность общения. Мы всегда продумываем и готовим тематические выставки, которые соответствуют Полярным чтениям. Приходя в музей, гости отдыхают от жарких дискуссий и находят для себя что-то новое.
Выставка «По нехоженой земле…» в Выставочном зале ледокола-музея «Красин» рассказывала об открытии и исследованиях архипелага «Северная Земля. 2013 г.
Какие задачи ставит музей и его филиалы в будущем?
– В основном, просветительские. Одна из главных – воспитание: мы привлекаем студентов и школьников. Важна научная составляющая: изучение и техники, и истории. Также стоит задача сохранения и реставрации арктической техники, чтобы она, по возможности, была на ходу.
Где будет размещаться основное здание музея?
– Мы искали помещение в Петербурге, которое подходило бы по концепции и по уже разработанному дизайну. Желательно было большое пространство по типу трамвайного парка на Васильевском острове. Похожее здание нашлось в Порту «Севкабель», но, к сожалению, сделка «не срослась». В итоге, получили подходящее помещение в Кронштадте. Сейчас это наша площадка. В прошлом – угольный пакгауз.
Выставка Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики «Полярные победы России». Кронштадт, осень 2020 г.
Главные экспонаты музея – техника. Какие её виды уже можно увидеть в экспозиции? Какая техника будет в коллекции в дальнейшем?
– Сейчас три самолёта, один из которых – Ш-2 – может летать. Что касается двух других – ТБ-3 и «Сталь-2»: они будут восстанавливаться до такой степени, чтобы посетители смогли увидеть образцы полярной авиации 1930-х гг. Самолёты не отреставрируют до идеала намеренно. У нас есть задача показать, насколько техника была повреждена временем.
Кстати, в экспозиции планируется представить несколько реплик. Это уже не машины, а сани-волокуши, прицепы и др. Их можно сделать из современных материалов по старым чертежам.
Уже сегодня в музее можно увидеть тракторы, вездеходы и различные приспособления, например, кран для подачи бочек с горючим на самолёт. Есть машины военного времени. Их сложно восстановить до рабочего состояния, поэтому они находятся в законсервированном виде.
Всё это находится в Кронштадте. На выставке представлена 21 единица техники, информационные стенды, копии советских плакатов, тематика которых связана с освоением Арктики, макет советской полярной станции «Бухта Тихая».
Образцы техники, работавшей в Арктике и Антарктике, – главные экспонаты нашего Музейно-выставочного центра. Кронштадт, осень 2020 г.
Экспонаты представлены в своём аутентичном или полностью отреставрированном виде?
– Конечно, можно восстановить всё что угодно до глянцевого состояния, но это никому не интересно. Мы проводим комплексную реставрацию, но при этом сохраняем следы работы машины. Так посетитель лучше представляет, что это реальная техника, которая была в экспедициях. Это показывает историю. Любая техника живёт, пока в ней что-то «бьётся». Наша задача – сделать технику рабочей, тем самым продлевая её жизнь.
Винт самолёта Ш-2 в рабочем состоянии. Кронштадт, 2021 г.
В концепции будущего музея есть такие пункты как «Зал для проведения конференций на 700 мест» и «Конференц-зал на 60 мест». Какие мероприятия вы планируете в них проводить: Полярные чтения или нечто иное?
– Когда конференция проводилась на борту ледокола «Красин», мы понимали, что нужно помещение значительно больше. Уже при планировании музея наша команда предусмотрела пространство для проведения различных мероприятий: мастер-классов, открытий выставок, показов тематических фильмов и, безусловно, конференций. Если убрать стулья, то это будет просто помещение, где можно и танцевать, и хор пригласить. Это будет площадка для творчества, куда можно привлечь аудиторию и участников.
Для конференции, особенно международной, необходимы разные помещения. Ведь одно дело большое пленарное заседание, совсем другое – работа небольших тематических секций.
В ближайшем будущем сможет ли пройти конференция на вашей площадке в Кронштадте?
– Думаю, что пока это отдалённые планы. Кронштадт – это не Санкт-Петербург. Участников проще пригласить в залы Арктического и Антарктического института или Горного университета, на борт ледокола-музея «Красин».
В «Бухте Тихой» будет филиал музея. Это не музей в классическом понимании? Там будет туристическая база для посетителей?
– Сейчас туристы прибывают в «Бухту Тихую» на несколько часов. Это остановка по пути к Северному полюсу. Она оказывается очень зрелищной, так как маршрут – постоянное движение по морям Северного Ледовитого океана. К сожалению, туристы задерживаются там ненадолго. Иногда вообще не высаживаются. А здесь, на территории национального парка «Русская Арктика», есть на что посмотреть. Например, проложена экологическая тропа, близко видна скала Рубини, на которой располагается огромный птичий базар. Самая главная достопримечательность – известнейшая советская полярная станция «Бухта Тихая», открытая в 1929 году. Она проработала до начала 1960-х гг.
Инфраструктура туризма в «Бухте» стала медленно развиваться. В этом проекте участвуют вышеупомянутый национальный парк «Русская Арктика» и наш музейно-выставочный центр. Главное – никакая организация не вторгается в природу.
Показывать «Бухту Тихую» людям можно. Туристическая зона будет небольшой, но вполне достаточной, для того чтобы туристы смогли остаться на несколько дней. Здесь уже работает самое северное почтовое отделение в мире, установлено несколько информационных стендов, повествующих об истории станции.
В ангаре, где раньше базировались самолёты, создаётся музей. В нём мы будем рассказывать об открытии архипелага Земля Франца-Иосифа, о покорении Северного полюса и о «Бухте Тихой».
Полярная станция Бухта Тихая. 2019 г.
Рассказывают ли иностранцам в арктическом туре о роли России в покорении Арктики?
– Есть три оператора, предоставляющих такие туры. Только один из них российский. Соответственно, информационная составляющая экскурсий варьируется. Многое зависит от тура и от экскурсовода.
Почему важно музейное документирование технического и технологического освоения Арктики? Что музей значит для простого посетителя?
– Главная значимость музея – популяризация. Мы рассказываем об истории Арктики не через картину или книгу, а через технический объект. Стараемся через музейные экскурсии побуждать людей к изучению Арктики, к прочтению книг, к просмотру фильмов. Кто знает, кого что зацепит.
Современный человек несколько избалован: много музеев есть. Для него это будет неожиданный ракурс. Не каждый задумывается о предметах техники и о покорении Арктики. Важно, что человек может взаимодействовать с экспонатами «открыто».
Беседовала Александра Тарасова, Школа журналистики Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга.