«Лисы Аляски»: гэдээровский фильм об американских полярных летчиках
Своеобразный взгляд на советско-американское противостояние в Арктике во время Холодной войны.
Постер фильма «Лисы Аляски»
Во время Холодной войны ядерный потенциал воспринимался в первую очередь как сдерживающий фактор. Нужно было напугать противника успешным проведением испытаний и, таким образом, сдержать его от применения ядерного оружия, ведь в ответ такое же оружие будет применено по отношению к нему. Карибский кризис осени 1962 года продемонстрировал как реальность угрозы ядерной войны, так и эффективность сдерживания.
После этого события стали снимать фильмы, рассказывающие о возможном применении ядерного оружия. Можно вспомнить вышедшие в прокат в 1964 году фильмы «Система безопасности» (режиссер Сидни Люмет), где из-за технической ошибки бомбардировщики вылетели, чтобы уничтожить Москву, и гениальный «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (режиссер Стэнли Кубрик).
Эти американские фильмы имели антивоенную направленность, в ответ в странах соцлагеря снимали кинокартины, высмеивающие страхи американцев перед советской ядерной угрозой. Например, в том же 1964 году на экраны ГДР (а в следующем году и на советские экраны) вышел кинофильм «Лисы Аляски» (режиссер Вернер Валлрот). С шедевром Кубрика, появившимся немного раньше, эту кинокартину роднит то, что она тоже показывает американских летчиков, в ней также есть сумасшедший военный, и советская угроза исходит из Арктики. В «Докторе Стрейнджлаве» бомбардировщики должны поразить остров Борщев в Белом море, позднее замененный на город Котлас в Архангельской области, а в «Лисах Аляски» американские самолеты следят за советскими подводными лодками возле Северного полюса.
Безумный доктор Стрейнджлав (немецко-американский «злой доктор Ливси»). Постер фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».
Гэдээровский фильм был снят по одноименному произведению Вольфганга Шрайера, которое было переведено на русский и публиковалось в СССР.
Кинокартина начинается с демонстрации документальных кадров последствий бомбежек в Хиросиме и Нагасаки. Затем показывают двух юных американцев, скачущих на лошадях и мечтающих летать. Они вырастают и становятся военными пилотами. Один из них – капитан Джим Лесли (Томас Вайсгербер) прибывает на военную базу «Ледовый мыс», где встречается со вторым – Бобом Харрисом (Ханс-Питер Минетти).
Старые приятели вместе со штурманом сержантом Хестером (Герхальд Рахольд) составляют экипаж самолета-разведчика эскадрильи «Лисы Аляски» (с позывным «Павиан»), патрулирующей нейтральную зону возле Северного полюса в поисках советских подводных лодок. «Никто не видел русских, но они сидят во льдах и наблюдают». Друзья весело проводят время на базе. Лесли знакомится с дочерью полковника Рида (Вольф Кайзер) и, по совместительству, невестой нью-йоркского сенатора Гордона Грея (Иван Малре) – Бертой (Фридерика Штурм).
Джим и Берта. Есть в их отношениях что-то «оттепельное» (вероятно, чувствуется влияние советских фильмов, таких как «Летят журавли» (1957 год, режиссер Михаил Калатозов)). Кадр из фильма «Лисы Аляски».
Знакомство стремительно перерастает в роман, что не устраивает «самого северного сенатора». Начинается драка: «первый раунд» остается за Гордоном, а «второй» – за Джимом. Бой сопровождается виртуозной игрой Боба на трубе. Кстати, эта джазовая мелодия войдет в репертуар чарской группы Бауыржана Алибасова. Группа перерастет в ВИА «Интеграл», а Бауыржана с возрастом будут звать просто Барри.
Влюбленная Бренда заявляет Джиму, что она «только сейчас родилась, после поцелуя с ним», а раз женщина так говорит, то начинай отсчет дней, через сколько она порвет отношения. В этом фильме они продержались очень недолго… Тем временем экипаж разведывательного самолета вылетает для сброски буев, которые следят за сигналами подводных лодок. Во время полета у Боба помутняется сознание: то, что раньше Джим принимал за чудачества друга, все больше становится похоже на сумасшествие, причина которого остается тайной.
Харрис, Хестер и Лесли – экипаж с позывным «Павиан». Кадр из фильма «Лисы Аляски».
По возвращению на базу Джим милуется с Бертой, а разгневанный Гордон приходит к полковнику Риду, чтобы тот принял меры. В это время по русскому радио, которое американцы называют «Москва-Молли», передают прогноз о наступлении нелетной погоды. При этом поступает приказ о срочном вылете для поиска советских подводных лодок. Грей давит на Рида, и тот отправляет толком не отдохнувший экипаж Лесли снова в полет.
Самолет ожидаемо попадает в бурю, и вот-вот уже экипаж Джима с Бобом полетит на встречу с Богом…, но летчикам удается приземлиться на льдину. В ходе ремонта машины Боб получает травму руки и у него начинается гангрена. Обезумевший еще больше, он сообщает Джиму, что его экипаж уже совершал экстренную посадку на льды. Тогда они ждали помощи 12 дней, и Харрис вместе с Хестером съел более слабого третьего члена экипажа. «Мать получила телеграмму, что сын умер за Америку, а его растерзали свои же». Теперь Боб понимает, что из-за травмы он самый слабый, следовательно, съедят его.
Каннибалы. Стервятник Хестер и сумасшедший Харрис. Кадр из фильма «Лисы Аляски».
Поскольку американским авиаторам запрещено выходить в эфир, чтобы их не засекли пресловутые советские подводные лодки, а поиски из «Ледового мыса» ни к чему не привели, то капитан Лесли и сержант Хестер решают идти за помощью, но сбиваются с пути и возвращаются к самолету. Продукты заканчиваются, Боб умирает и Лесли решается послать сигналы «SOS» в эфир.
На помощь приходит советская подводная лодка. Боба оперируют, при этом советский хирург сетует, что у него нет правильного выбора: если отрежем руку, то в американских газетах напишут о пытках, а если не ампутировать, то сообщат, что русские врачи довели пациента до смерти.
Советские подводники прогревают двигатели самолета и подготавливают взлетную полосу, а американские сенатор и полковник решают, что выставят Лесли красным шпионом. После возвращения на базу людоед Хестер докладывает Риду то, что тот хочет услышать. Информацию косвенно подтверждает Боб.
Капитан Лесли, когда все понял. Кадр из фильма «Лисы Аляски».
Капитан Лесли узнает, что Бренда вернулась к Гордону, и в ответ на вызов к полковнику Риду прыгает с крыши барака, который они называли Бродвеем. Чуть ранее это сделал Боб, осознавший, что не может без руки играть на трубе. Финал остается открытым: неизвестно, разбились ли эти жертвы «американской военщины».
«Лисы Аляски» – своеобразный восточногерманский взгляд на советско-американское противостояние в Арктике во время Холодной войны. Киностудия ДЕФА, специализировавшаяся на «красных вестернах», выдала продукт, в котором американцы показаны сумасшедшими каннибалами, любящими напиваться и драться, а их женщины – ветреными и непостоянными. Да и советские подводники представлены «картонными персонажами» в странной форме.
Впрочем, когда советские мальчишки смотрели фильм во второй половине 60-х, они следили за приключениями летчиков во льдах и любовными отношениями Джима с Бертой, не обращая внимания на шаблонность показанных американцев и русских.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic