Сейчас в Мурманске

20:07
18+

Национальный художественный музей Якутии 17 декабря представил выставку графики Василия (Сэксэя) Парникова «Ат ырыата. Песнь коня»

В работах художника воспеваются различные ипостаси коня как сакрального животного для народа саха, – культ коня пронизывает не только эпос, ритуалы и искусство, но и жизнь, быт жителей Якутии

Якутия Фольклор Искусство Выставка Музей Олонхо
Анна Щетинина
17 декабря, 2025, 18:01
Национальный художественный музей Якутии 17 декабря представил выставку графики Василия (Сэксэя) Парникова «Ат ырыата. Песнь коня»

Василий (Сэксэй) Парников. «Дал (Изгородь)». 1992. Бумага, цветная литография


В Национальном художественном музее Республики Саха (Якутии) 17 декабря открылась выставка художника-графика, заслуженного деятеля искусств Василия Семеновича (Сэксэя) Парникова (1935-2000) «Ат ырыата. Песнь коня», сообщает пресс-служба музея. Экспозицию работ мастера, воспевающего различные ипостаси коня как «священного животного божественного происхождения», приурочили к наступающему году Красной Огненной лошади, – согласно китайскому календарю лунно-солнечных циклов, где годы соответствуют названиям 12 животных и 5 стихий. По этому календарю, подобное сочетание животного и стихии встречается раз в 60 лет (предыдущие приходились на 1906 и 1966 годы).



Василий (Сэксэй) Парников. «Богатырь Среднего мира». 1984. Бумага, цветная литография


Василий Парников родился в Якутии, учился в Рижском художественно-ремесленном училище полиграфистов и Московском полиграфическом институте, работал в Якутском книжном издательстве, занимался оформлением и иллюстрированием книг, занимался плакатом и станковой графикой. Эпиграфом к тексту о выставке «Ат ырыата. Песнь коня» Василия Парникова искусствоведы музея выбрали фразу: «Лошадь – всепобеждающая и оберегающая нас сила». Конь – действительно сакральное животное для народа саха, что пронизывает всю жизнь якутов – от эпоса, верований и ритуалов до быта и употребления в пищу. И в творчестве Парникова, опирающемся на традиции восточного искусства, конь, – как и в якутском эпосе, фольклоре, – предстает воплощением силы национального духа. Художник выбрал себе в качестве национального имени псевдоним «Сэксэй» – в переводе с якутского это образ чего-то пушистого и лёгкого. Василий Парников считал, что уважение к национальному имени – признак уважения к духовной традиции своего народа, к родине.



Василий (Сэксэй) Парников. «Сайылык». 1971. Бумага, литография 


Для народа саха конь – дар богов, животное небесного происхождения, которому покровительствует божество Дьөһөгөй (Джесегей). В космогонии якутов Вселенная представляется в виде коня: голова и шея – Верхний мир, брюхо – Средний мир, хвост – Нижний мир, а ноги – стороны света. Конь сопровождает человека в потусторонний мир, выполняя роль проводника. В эпосе Олонхо конь – наделенный сознанием верный друг богатыря, помощник богов. 



Василий (Сэксэй) Парников. «Песня коня». 1976. Бумага, литография


По утверждению художника, конь – это совершенство, лучшее творение природы, и Сэксэй искусно передает красоту пластики, мощь, динамику животного в своей отточенной, лаконичной, доведенной почти до формулы манере, – к примеру, в работе «Чороны и лошади» (1992) и др. Ясность художественного языка, обобщённое видение пространства, ритмы и симметрия композиций Сэксэя создают особое творческое наследие, и каждая работа – это воспевание красоты мира, значимую часть которого составляют герои экспозиции «Ат ырыата. Песнь коня».

Выставка «Ат ырыата. Песнь коня» будет работать до 25 января 2026 года.



Василий (Сэксэй) Парников. «Чороны и лошади». 1992. Бумага, темпера




далее в рубрике