Сейчас в Мурманске

03:46 2 ˚С Погода
18+

Основатель филатуризма, министр Министерства бутылочной почты выпустил марки из китового уса и из березы

Ус был найден на Чукотке, на деревянных марках – узоры Поморья, а раньше были выпущены марки из бивней мамонта и моржа  

Туризм Филателия
Анна Щетинина
27 февраля, 2024, 01:17

Основатель филатуризма, министр Министерства бутылочной почты выпустил марки из китового уса и из березы

Деревянная березовая марка с архангельской городецкой росписью. Источник: postventure.ru



С инициативой изготовить необычные, «первые в мире» марки из различных природных материалов в 2021 году выступил руководитель проекта «Postventure & Почтовое приключение», неутомимый затейник Валерий Сушков – исследователь-путешественник, историк почты, министр Министерства бутылочной почты, инициатор соколиной, кошачьей, собачьей и даже пчелиной почт, основатель филатуризма – туристических путешествий по почтовым маршрутам. «Под углом филателии и под призмой туризма мы делали почтовые реконструкции, поднимались на воздушных шарах, выходили с парусниками, отправляли корабельную почту», – передает слова Валерия Сушкова телеканал «Санкт-Петербург».

GoArctic в свое время писал о выпущенных инициативной группой «Postventure & Почтовое приключение» необычных марках: из клыка чукотского моржа, вырезанной в знаменитой Уэленской косторезной мастерской; из рога лося, созданной мастерами из Ловозера Заполярья. А еще были марки из карельского шунгита и якутского мамонта, из балтийского янтаря. Сейчас вот презентованы марки с найденным на Чукотке китовым усом и деревянные, сделанные из архангельских берез с архангельскими же народными узорами.




Марка с чукотским китовым усом

«У Валерия Сушкова есть небольшой китовый ус, который был найден членами полярной экспедиции в 1971 году на берегу Чукотского моря. Ус расщеплен на волоски, которые наклеены на марку и залиты смолой. Тираж лимитированный, всего 100 копий. Каждая будет иметь свой номер, их смогут приобрести коллекционеры и интересующиеся филатуризмом люди», – сообщает ИА «Чукотка» о том, что рассказал Владимир Сертун, председатель регионального отделения Русского географического общества, поддерживающего деятельность инициативной группы «Postventure & Почтовое приключение». Дизайн разработала художница Наталья Плигина.

Размер марки с китовым усом 90 х 42 мм – значительно больше бумажных. На ней указан номинал, страна изготовления, год выпуска и надпись на английском языке «Baleen hair stamp».


Марка из архангельской березы

В Архангельской области на предприятии народных художественных промыслов «Беломорские узоры» создана коллекция из десяти деревянных марок из березы (wooden stamp) с образцами художественных росписей Архангельской области: борецкой, пучугской (северодвинской), пермогорской, уфтюжской, ракульской, мезенской, пижемской, онежской, важской (шенкурской) и каргопольской. Коллекцию выпустят лимитированным тиражом в 100 экземпляров.



Фото: postventure.ru


Немного истории «Postventure & Почтовое приключение»

9 октября 2020 года, во Всемирный день почты завершился почтово-телеграфный историко-приключенческий эксперимент Postventure («Почтовое приключение»), приуроченный к целому ряду памятных дат: 200-летию почтового конверта, 180-летию почтовой марки и 125-летию изобретения радио.

Приключение Postventure стартовало в Москве 17 сентября в формате эстафеты «земля, под землей, вода, под водой, воздух, космос» и прошло по знаковым туристическим местам Приморского края. Каждый из этапов маршрута по Приморью был посвящен одному из выдающихся мореплавателей и исследователей Дальнего Востока, среди которых Петр Рикорд, Андрей Попов, Ефимий Путятин, Федор Конюхов. Для всех персонажей был выпущен набор из открытки, конверта и арт-марки (прим.: такие марки не имеют почтового хождения, они представляют ценность для коллекционеров). Ограниченный тираж из конвертов, почтовых открыток и арт-марок, состоящий из 40 наборов, на старте был помещен в экспедиционный рюкзак. За определенный этап отвечал назначенный почтмейстер, на каждом этапе реконструировался конкретный вид почтового сообщения и использовались разные способы доставки – рюкзак с конвертами передавался, как эстафетная палочка.



Фото из личного архива Тимура Хусяинова / nnov.hse.ru


Основная группа проекта состояла из пяти единомышленников. Придумал Postventure и встал у руля экспедиции путешественник-исследователь из Липецка Валерий Сушков, он уже много лет занимается организацией туристических проектов по всей стране. За фото- и видеосъемку отвечал профессиональный режиссер и оператор из Воронежа Леонид Асташов. Дмитрий Павлов, директор единственного в мире музея трепанга, эксперт по туризму во Владивостоке помогал с организационными работами. Тимур Хусяинов и Егор Саксин, сотрудники факультета гуманитарных наук нижегородской Вышки (НИУ ВШЭ), вели путевые заметки.

Экспедиция началась в Москве, точнее, в московском метро – это была «подземная почта». Исторически она работала во время Великой отечественной войны, когда по тоннелям метро проходили пути почтового сообщения. В этот раз послания не носили пешком по тоннелям, а всего лишь прокатили их в вагоне. Из Москвы участники на самолете отправились во Владивосток: «Почтмейстером мог стать каждый встреченный нами на маршруте человек. Когда мы воссоздавали почту на лошадях, то попросили поучаствовать местный конноспортивный клуб. Был случай, когда мы передвигались по заливу Петра Великого и увидели ребят на сап-серфах, они с радостью согласились поучаствовать в проекте. Так у нас появилась идея включить в программу новый вид почты – на сап-серфе. Идея заключалась в том, что почтовое сообщение способно объединить самых разных людей со всей страны».

Среди способов доставки, воссозданных в ходе экспедиции, были голубиная почта, собачья почта, военно-полевая почта, аэростатная почта, бутылочная почта, морской буй, лабиринтовая почта. Самый необычный вид связи, который воссоздали на проекте, – пчелиная почта. Как известно, пчелы всегда возвращаются в свой улей, но в отличие от тех же почтовых голубей, насекомых не так просто заметить. Во время франко-прусской войны придумали способ передачи информации с помощью пчел: на пчелу повязывалась ниточка определенного цвета. Красная означала появление пехоты, зеленая – артиллерии, синяя – кавалерии.

Помимо рюкзака с открытками на каждом этапе маршрута участники экспедиции разными способами отправляли свои сообщения. Иногда адресатами были конкретные люди, например, космонавты МКС, иногда послание предназначалось для всего человечества. «Мы можем и не узнать, кто получит наше послание, которое мы отправили в бутылке».

Одной из задач проекта стало привлечение внимания к различным культурным и просто интересным объектам Приморского края.



Фото из личного архива Тимура Хусяинова / nnov.hse.ru


Валерий Сушков рассказал о своих открытиях и необычной деятельности

В студии телеканала «Санкт-Петербург» Валерий Сушков, более 30 лет проработавший в сфере туризма, рассказал о проекте 2020 года, о том, что было использовано более 40 различных почтовых маршрутов и об опыте возникновения филатуризма, которое представляется ему перспективным направлением.

Оставшись после Липецка жить во Владивостоке, на берегу морей и океана, основатель Postventure основал ООО «Традиции почтовых сообщений» и параллельно увлекся развитием идеи бутылочной почты, узнав, что в 1898 году в городе была организована Тихоокеанская гидрографическая экспедиция, изучающая океанские течения. Суда выходили в море, с них бросали бутылки с посланиями, за 15 лет было сброшено более 10 000 бутылок, а найдено 364. Этот не очень надежный способ получать информацию вдохновил Валерия Сушкова на воссоздание бутылочной почты, организацию Министерства бутылочной почты и провозглашение себя министром.

По словам Валерия Сушкова, в Санкт-Петербурге в этом году совместно с Музеем кошки открылась действующая кошачья почта, а на базе единственного Музея собаки – собачья. В Липецкой области сообщество Postventure развивает филатуристические маршруты с участием ямской, голубиной и соколиной почты на базе заповедника Галичья гора. Кроме того, существует  почтмейстер-пчеловод единственной в мире пчелиной почты; он воссоздает пчелиную почту, которая зародилась более 150 лет назад во Франции, резюмировал автор проекта.

Подробнее об интервью можно прочесть здесь.

далее в рубрике