Сейчас в Архангельске

01:32
18+

Полярная эпопея художника Фёдора Решетникова в филателии и филокартии – часть вторая

Публичная творческая биография автора всем известных картин «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка!» начиналась в арктических экспедициях на пароходах «Сибиряков» и «Челюскин». 28 июля – день рождения народного художника СССР

Герои Арктики Филателия История Пароход Челюскин Отто Шмидт Искусство
Аркадий Романов
19 июля, 2025, 10:06
Полярная эпопея художника Фёдора Решетникова в филателии и филокартии – часть вторая

Автопортрет художника Ф.П. Решетникова 1939 года и его фотопортрет 1970-х годов. Фото из архива автора


Сегодня я продолжаю начатый здесь рассказ о творчестве выдающегося советского живописца, графика, скульптора, народного художника СССР, лауреата двух Сталинских (ныне – Государственных) премий, действительного члена и вице-президента Академии художеств СССР Фёдора Павловича Решетникова (1906-1988). Точнее – об арктической теме в творчестве мастера и полярном периоде его жизни, ставшим знаковым для художника, во многом определившим его путь в искусстве. Рассказ, как всегда, сквозь призму филателии и филокартии – с помощью почтовых марок, конвертов, карточек, открыток...


Трагедия и триумф «Челюскина»

Следующая (после «Сибирякова») полярная экспедиция Фёдора Решетникова началась менее года спустя – уже летом 1933-го. Руководил походом на пароходе «Челюскин», который навсегда вошёл в историю, тот же О.Ю. Шмидт (о его роли в этой эпопее я уже подробно писал).



Конверт Минсвязи СССР 1991 года, посвящённый 100-летию со дня рождения О.Ю. Шмидта


Теперь целью экспедиции была проверка возможности прохода Северным морским путем уже транспортным судном с пассажирами. Конечно, подразумевались и пропагандистские задачи. Когда формировалась команда, Отто Юльевич встретил молодого художника Решетникова как старого знакомого, уже бывалого полярника. Правда, принимая в состав экспедиции деятелей культуры, Шмидт, учитывая свой предыдущий опыт, поставил перед ними непременное условие: помимо работы, выполняемой по должности, участвовать во всех авралах и других мероприятиях, если это понадобится. 

Так в состав экипажа парохода «Челюскин» были включены художник Решетников, писатель Семенов, корреспондент «Известий» Громов, корреспондент «Комсомольской правды» и личный секретарь Шмидта Муханов, поэт и специальный корреспондент «Правды» Сельвинский, фотограф Новицкий, операторы Трояновский и Шафран.



Марка Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода парохода «Челюскин»


2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход «Челюскин» под командованием начальника экспедиции О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Владимир Иванович Воронин, ходивший капитаном ещё на «Сибирякове», не раз попадал не только на графитный карандаш Фёдора Решетникова, но был изображён на советской почтовой марке. 



Художник Ф. Решетников. Капитан В.И. Воронин. 1934 год


Марка Почты СССР 1935 года из знаменитой «челюскинской» серии, посвящённая В.И. Воронину


На «Челюскине» в должностные обязанности Ф. Решетникова входили выпуск стенгазеты «Северный морской путь» и путевые зарисовки: в судовой роли он числился художником, на чём настоял сам О. Шмидт. По своей инициативе Фёдор выпускал сатирический (больше – юмористический) рукотворный журнал «Ледовый крокодил». Их очередные номера на «Челюскине» все ждали с нетерпением. Каждый выход «Ледового крокодила», оформленного художником, становился на пароходе поводом для споров и обсуждений. Решетников рисовал много, так как это теперь была его основная обязанность, всегда носил с собой блокнот для зарисовок.



Марка Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода парохода «Челюскин»


В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии «Сибирякова». «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем и пассажирами в течение почти пяти месяцев. 

4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами, и затонул в течение двух часов.

Перед этим весь экипаж и члены экспедиции спешно покинули судно. Погиб только завхоз Б.Г. Могилевич. 



Открытка издательства «Изобразительное искусство» 1979 года. Художник Ф.П.  Решетников. «Гибель ῝Челюскина῝».


Во время аврала Ф. Решетников наравне со всеми работал на выгрузке корабля. Художник понимал, что он должен быть хроникером важного, пусть и драматического события. Он рассказывал, что в последний момент забежал в свою каюту, схватил папку, этюдник и выбросил их прямо на лед. В этот день Фёдор, как истинный репортер, сделал наброски, ставшие документами произошедшего события. Художник запечатлел момент эвакуации с борта корабля и митинг на льдине. Именно по рисункам-репортажам Ф. Решетникова можно представить, как велась эвакуация с тонущего корабля, как спасали экспедиционное оборудование и продукты жизнедеятельности, эвакуировали людей. В 1973 году, опираясь на эти наброски, Фёдор Павлович написал свое известное масштабное полотно «Гибель "Челюскина"».



Почтовая карточка Изогиза 1938 года. Художник Ф. Решетников. Собрание челюскинцев на льдине


Картина Фёдора Решетникова «Вылавливание всплывающих остатков от ледокола "Челюскин"». 1936 год


Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая десять женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал два месяца. 



Художник Ф. Решетников. В штаб-палатке на льдине. 1934 год


Художник Ф. Решетников. Первый камбуз на льдине. 1934 год


В полярном лагере на льдине был свой ежедневный распорядок ежедневных обязанностей для членов экипажа и научных сотрудников. Часто после выполнения работ члены команды собирались в палатке О. Шмидта. Человек энциклопедических знаний, Отто Юльевич Шмидт читал для своих слушателей лекции. Темы лекций были самыми разнообразными - от проблем науки до рассказов о произведениях мирового искусства.



Художник Ф. Решетников. О.Ю. Шмидт читает лекцию. 1934 год


В трудных условиях рождались внешне будничные рисунки с натуры о жизни «полярных робинзонов» на дрейфующей льдине 28-летнего Фёдора Решетникова.  Это были рисунки-наброски, выполненные графитным карандашом. Задачей таких беглых эскизов был рисунок-репортаж, рисунок - документальная фиксация события. Многие из них по возвращении в Москву Решетников опубликовал в газетах. Рисовать приходилось при свете коптилки, лежа на полу или сидя на корточках. Тут помог опыт, приобретенный на ледоколе «Сибиряков», где писать с натуры было также очень тяжело: масляная краска свертывалась, а акварель быстро замерзала, кисть липла к полотну, масло приходилось размазывать ножом. На льдине в лагере Шмидта условия оказались еще труднее - вернее, для рисования их практически не было совсем.



Художник Ф. Решетников. Портрет О.Ю. Шмидта. Эскиз. 1934 год


Марка Почты СССР 1935 года из знаменитой «челюскинской» серии, посвящённая О.Ю. Шмидту


Уже на четвертый день после гибели «Челюскина» в лагере на льдине вышел первый номер стенной газеты «Не сдадимся!» Там были опубликованы мобилизующие статьи, рассказывалось о ходе работ, публиковались радиограммы с Большой земли, была веселая страничка. В выпусках газеты постоянно появлялись рисунки Решетникова. Рисовать приходилось много: художник стремился запечатлеть всю разнообразную жизнь лагеря. Позже зарисовки, наброски, эскизы, сделанные на льдине, послужили прочной основой для его произведений, связанных с челюскинской темой. Они были написаны почти через 40 лет после экспедиции.



Художник Ф. Решетников. Портрет радиста Э.Т Кренкеля на льдине. 1934 год


Наконец в начале марта радист Эрнст Кренкель принял долгожданную весть: из Ванкарема летит самолёт. Надо подать сигнал - указать, где находится лагерь. В специально подвешенной бочке зажгли нефть, паклю, смолу, чтобы пошел густой черный дым. И этот примечательный момент запечатлел художник Решетников. 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и вывез со льдины десять женщин и двоих детей. О ходе дальнейшей воздушной операции по спасению челюскинцев со льдины известно всем.



Картмаксимум с маркой Почты СССР 1984 года из серии, посвящённой 50-летию похода «Челюскина», на которых изображено прибытие самолётов в ледовый лагерь Шмидта


Художник Ф. Решетников. Больной О.Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев. 1934 год


11 апреля из лагеря эвакуировали больного, с температурой под сорок, начальника экспедиции О.Ю. Шмидта. 12 апреля на Большую землю был отправлен Ф. Решетников. За эту экспедицию Фёдора наградили боевым орденом Красной Звезды. Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин последним покинул лагерь на льдине 13 апреля 1934 года. Семь лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. 



Марка Почты СССР 1935 года из знаменитой «челюскинской» серии с изображением покинутого лагеря на льдине


Блок почты Республики Беларусь 2001 года, посвящённый 110-годовщине со дня рождения О.Ю. Шмидта и «челюскинской» эпопее


Визуальные графические материалы-рисунки, напечатанные в газете «Правда», стали дипломной работой Фёдора Решетникова во ВХУТЕИНе и были представлены на первой персональной выставке молодого художника «Челюскинская эпопея» в 1936 году в Москве. В экспозицию вошли сотни графических и живописных работ, выполненных уже уверенной рукой мастера. Выставка «Челюскинская эпопея» имела успех, была поддержана на государственном уровне и лично Отто Шмидтом. Сейчас большинство этих работ хранится в собрании Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.



О.Ю. Шмидт и Фёдор Решетников на выставке «Челюскинская эпопея». 1936 год


Открытка издательства «Изобразительное искусство» 1979 года. Художник Ф.П.  Решетников. Портрет О.Ю. Шмидта. 1976 год


«Ехал за экзотикой, увидел людей», говорил Фёдор Решетников о своих полярных походах. Наброски, портреты и зарисовки этого времени стали основой его серьезных станковых произведений 1970-х годов, таких как «Первые Герои Советского Союза», «Гибель Челюскина», «Портрет О.Ю. Шмидта».



Открытка издательства «Изобразительное искусство» 1979 года. Художник Ф.П. Решетников. Первые Герои Советского Союза. А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков, С.А. Леваневский, М.В. Водопьянов, Н.М. Каманин, И.В. Доронин, М.Т. Слепнев. 1976 год


После Арктики

Во время Великой Отечественной войны Ф.П. Решетников сначала служил военным корреспондентом в Севастополе, печатался в газете «Красный черноморец» как карикатурист-сатирик.  Затем активно занимался агитационным искусством, писал патриотические плакаты, призывающие на борьбу с врагом. Мастерство сатирика нашло отражение в его антигитлеровских карикатурах, обличающих фашизм. В 1942-1943-х годах на основе военных впечатлений и зарисовок он написал ряд больших картин «Керченский десант», «Возвращение на Родину» и других.

С середины 1940-х годов Фёдор Павлович обращается к станковой живописи. Создаёт эталонные произведения сталинского соцреализма, посвящённые детям, включая художественную трилогию «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952) и «Переэкзаменовка» (1954). 



Открытка издательства «Советский художник» 1954 года. Художник Ф.П. Решетников. Переэкзаменовка


В 1953-1957 годах Ф.П. Решетников преподавал в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова, в 1956-1962 годах - в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина. Начиная с этого периода, творчество мастера наполнено сатирой. Он увлечённо разоблачает формализм в искусстве, создаёт острые графические и скульптурные шаржи на коллег.

С началом гонки вооружений, в 1970-х годах, Фёдор Павлович переключается на политические плакаты, критикующие империализм и агрессивные намерения США и военного блока НАТО. 

В 1974 году он стал вице-президентом Академии художеств страны, был удостоен звания народного художника СССР.

Работы Фёдора Решетникова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее, Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.

Он умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Полярное творчество большого художника Фёдора Павловича Решетникова остаётся актуальным и сегодня, к нему ещё не раз будут обращаться потомки.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике