Полярная жизнь, которую можно потрогать руками
Накануне Дня ВМФ в Санкт-Петербурге на борту музея «Ледокол Красин» открылась интерактивная выставка «Территория смелых. Год на полярной станции».
Фото предоставлены автором
Накануне Дня ВМФ в Санкт-Петербурге на борту музея «Ледокол Красин» открылась интерактивная выставка «Территория смелых. Год на полярной станции».
По словам сотрудников Северного морского музея (г. Архангельск), название их интерактивного проекта включает отсылку сразу к двум советским знаковым произведениям – кинокартине «Семеро смелых» режиссера Сергея Герасимова и роману «Территория» Олега Куваева. Так возникло название «Территория смелых». Сама выставка существует с 2016 года, но за пределы Архангельска выехала впервые.
«Поскольку выставка готовилась к юбилею полярной станции «Северный полюс – 1», то нам первоначально захотелось сделать реконструкцию знаменитой папанинской палатки. Но учитывая, что подобный проект уже есть в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, мы решили не повторяться, чуть сдвинуться во времени и воссоздать домик, в котором жили советские полярники в 1950-60-х годах», – поясняет рождение идеи директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
Сам проект сразу задумывался как «интерактивный или даже иммерсивный», где можно и нужно контактировать с подлинными предметами. Для этого организаторы изначально решили не использовать материалы, находящиеся в музейных фондах. Сделали ставку на коллекционеров, ветеранов метеорологической службы, комиссионные магазины и просто неравнодушных людей, которые делились своими личными вещами. Так, одним из соавторов можно смело считать архангельского коллекционера Дмитрия Иванова – крупного специалиста по научно-техническим предметам ХХ века. Он оказал неоценимую помощь в подборе радио- и метеорологического оборудования. Сами же предметы, многие из которых действительно побывали на полярных станциях Арктики и Антарктики и остаются в рабочем состоянии, собирали около полугода.
«Все предметы очень точно и скрупулезно подобраны и производят впечатление своеобразной машины времени. На мой взгляд, у нас получилось практически стопроцентное попадание. Во всяком случае, Артур Николаевич Чилингаров, побывав на выставке, признал, что «все вот так и было», сфотографировался и сказал, что теперь у него есть снимок с полярной станции, поскольку раньше в экспедициях он никогда их не делал», – не без гордости рассказывает Евгений Тенетов.
Эффекта присутствия авторам действительно удалось добиться поразительного. На погружение в этом небольшом концептуальном пространстве работает все – приглушенно звучащие песни бардов-шестидесятников, инсталляция вьюги за окном, портреты Юрия Гагарина и советских артистов на стенах… Но, конечно, самое главное – это те самые предметы, которые можно трогать (отбить морзянку ключом радиста, воспользоваться печатной машинкой, поиграть на гитаре), а также примерить одежду (унты, бурки, тулупы, шапки). При этом весь проект выполнялся в строгом соответствии с «Наставлением гидрометеорологическим станциям и постам» 1956 года, а также с использованием кино- и фотодокументов и воспоминаний полярников того времени.
«С одной стороны, выставка задевает ностальгические чувства старшего поколения. Мы часто слышим от них благодарное: «Здесь прямо все, как в моем детстве». А молодежь принимает «на ура» потому, что для них это, во-первых, очень экзотичное, а, во-вторых, интерактивное пространство. Мы уже давно замечаем и чувствуем, что молодежь все труднее принимает музеи с закрытыми витринами. У нас в Архангельске, например, на входе в музей висит коллекция судовых колоколов. И в них нельзя звонить, потому что это предметы музейного фонда. А они искренне не понимают, почему этого нельзя делать. Мы же здесь говорим: «Пожалуйста, делайте все, что хотите, только с собой не забирайте», – продолжает объяснять Евгений Тетенев.
Очень довольны авторы и помещением. Предоставленная каюта идеально разделила пространство на две зоны – жилую и рабочую зону радиста. Со своей стороны, директор музея «Ледокол «Красин» Ольга Подшувейт также не скрывает радости. Во-первых, выставку удалось привезти и развернуть чрезвычайно оперативно.
«Любая выставка «с нуля» собирается очень долго. Пишется концепция, составляется структура, подбираются предметы, а эта полностью готова. То есть своеобразный музей в чемодане – взял и поехал. Плюс, конечно, сыграл на руку особый статус интерактивности. Когда на оформление разрешений и необходимых бумаг потребовалось минимум времени, – объясняет Ольга Подшувейт и уверяет, что не боится возможных сравнений не в свою пользу. – Мы не боимся неудобных вопросов, почему здесь можно прикасаться к предметам, а у нас на «Красине» нельзя. Мы всегда спокойно объясняем людям разный статус экспонатов. Ведь наверняка сегодняшние вещи «Территории смелых» тоже когда-нибудь пополнят фонды и перейдут за стекло. И мы, наоборот, очень рады подобному сотрудничеству потому, что от него выигрывают все. Архангельские коллеги увеличивают аудиторию, мы расширяем свой музейный контент, ну, а посетители оказываются в двойном выигрыше».
Вторая причина для радости Ольги Подшувейт заключается в том, что выставка стала первой ласточкой проекта «Изучение, сохранение и популяризация культурного и исторического наследия Арктики», к которому она имеет самое прямое отношение, и который стартовал в мае 2021 года. Проект ставит перед собой довольно амбициозную задачу объединить культурные и гуманитарные усилия всех отечественных арктических территорий, а для этого – не просто наладить взаимовыгодный диалог, но и создать Ассоциацию арктических музеев. Эту концепцию сразу поддержали российские Минкульт, МИД и Минвостокразвития, а также регионы АЗРФ. В свою очередь АНО «Центр «Арктические инициативы» предложил свою не только организационную, но и материальную поддержку. И вот, спустя всего два месяца, виден первый практический результат.
«Мы полностью профинансировали выставку «Территория смелых», поскольку рассматриваем ее как первый предметный и очень важный шаг нашего общего проекта. Своим участием в нем мы хотим добиться того, чтобы Арктику прекратили воспринимать только как природную кладовую, преодолеть имеющийся скепсис и показать, каким богатым гуманитарным потенциалом она располагает. Чтобы на него обратили свое внимание государство и социально-ориентированный бизнес. И, кстати, нынешнее председательство России в Арктическом совете как раз позволит продемонстрировать наше умение грамотно, умно и интересно распорядиться этими культурными богатствами», – отметил на открытии выставки статс-секретарь, заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков.
На презентации присутствовал и человек, который на себе не раз испытал, что такое «год на полярной станции». За плечами директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александра Макарова больше 15 полярных экспедиций. В последний раз он жил в подобных условиях шесть лет назад и до сих пор испытывает острую ностальгию по полевой работе, но головой понимает, что в нынешнем статусе принесет намного больше пользы. Впрочем, в высоких широтах его отлично заменяют подчиненные – сотрудники ААНИИ. Ежегодно на двух полюсах работает несколько сотен представителей института.
«Даже в современных реалиях мы работаем в достаточно тяжелых условиях и, в этом смысле, можем поспорить с космонавтами. Они находятся всего в нескольких сотнях километрах от земли и в любой момент могут оттуда эвакуироваться, а если, к примеру, взять центральную Антарктиду и станцию «Восток», то она восемь месяцев в году в принципе не доступна ни для какого транспорта», – рассуждает Александр Макаров и говорит, что, невзирая на современные достижения и роботизацию, без присутствия человека на полюсах никак не обойтись.
«Надо сказать, что принципы сбора информации и вообще сам дух работы этих станций за последние 50 лет кардинально изменились. Сейчас у нас огромное количество источников информации, изменился подход к ее обработке, но, что остается прежним – это то, что без данных прямых наблюдений там сделать ничего невозможно. Это могут быть автоматические станции, могут быть полуавтоматические станции, но человека в Арктике пока ничто не заменит, а в Антарктике не заменят тем более», – уверяет Макаров.
Что же касается собственно экспозиции, то, не успев открыться, она уже вызывает в Санкт-Петербурге ажиотажный интерес. Здесь на «Красине» она пробудет до 29 октября, после чего переедет в Дом молодежи Приморского района. При этом сам музей точно не осиротеет. На смену «Территории смелых» сюда приедет теперь уже «классическая» выставка из Мурманского краеведческого музея с предметами, имеющими прямое отношение к истории ледокола «Красин».
***
Валентин Юшкевич, специально для GoArctic