«Путь» во льдах: от коча до ледокола
О документальном фильме, посвящённом 80-летию атомной промышленности и 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути

Заставка документального фильма «Путь» (2024 г., режиссёр — Светлана Музыченко). Источник: myseldon.com
Русские ледоколы
В сентябре 2025 г. на телевидении состоялась всероссийская премьера документального фильма «Путь» (2024 г., режиссёр Светлана Музыченко), посвящённого 80-летию атомной промышленности. В фильме показаны краса и гордость России – атомный ледокольный флот и капитаны-ледокольщики, а также суровые будни в Арктике и отдых в Санкт-Петербурге. Просто и без прикрас рассказано о пути, который привёл людей в ледокольный флот: кого-то случайно («его выбрала Арктика»), а у кого-то не было выбора (и родители, и дедушки посвятили свою жизнь Северу).
Действующие капитаны-ледокольщики: Олег Щапин («Сибирь»), Виктор Сурядов и Иван Курбатов (оба – «Урал»); ветераны освоения Арктики: Александр Баринов и Александр Скрябин (оба – «Арктика»), рассказывают о своём Пути во льдах. Они вспоминают о советских арктических успехах (достижение Северного полюса в 1977 г. сопоставимое с полётом Юрия Гагарина), о своей учёбе в «Макаровке», о стажировках под руководством легендарных капитанов, о чрезвычайных происшествиях и стандартных вахтах в Арктике.
Ледокол «Сибирь». Кадр из фильма «Путь»
В фильме «Путь» демонстрируется каждодневная работа на современных ледоколах (осмотр механизмов и наблюдение за приборами), а также досуг команды: в диапазоне от культуризма (под наблюдением Арнольда Шварценеггера со стенного плаката) до пинг-понга и сауны. Особый акцент делается на приёме пищи («что ещё может порадовать экипаж в долгом походе?») и выращивании зелени в каютах («глаза устают от белого цвета»).
Преемственность
Фильм «Путь» также посвящён 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути. Очень удачно в нём интервью капитанов и матросов российских ледоколов перемежаются рассказом руководителя Товарищества поморского судостроения «Морские практики» Евгения Шкарубы. Он напоминает зрителям, что поморы построили коч – морское парусно-гребное судно, которое, в случае затирания льдами, остаётся целым. Именно поморы на своих судах первыми стали осваивать то, что позднее назовут Северным морским путём.
Евгений Шкаруба в чреве будущей шхуны. Кадр из фильма «Путь»
Е. Шкаруба не только объясняет архангельским детям важность сохранения поморского наследия, но и сам строит кочи (а также другие суда) и ходит на них в студёное море. Он, по сути, воссоздаёт то время, когда корабли были деревянными, а люди – железными, и когда ушедший в море помор считался не живым и не мёртвым.
Поморы считали море своим полем, которое кормило их, где они рождались и умирали. В море они ловили рыбу, охотились на морского зверя, а, в случае необходимости, боролись с неприятелем и расширяли границы России. В Средневековье и Раннем Новом времени поморы на кочах и стругах осваивали Сибирь и Арктику, позднее их дело продолжили капитаны, ведущие свои ледоколы «за горизонт».
Идейные потомки поморов в море. Кадр из фильма «Путь»
Особого рода преемственность показана у одного из героев фильма – матроса 1-го класса Владислава Львова (ледокол «Сибирь»): он, «по отцовской линии», внук проектировщика ледоколов, а «по материнской» – внук прославленного капитана Валентина Сергеевича Давидянца. С детства Владислав воспитывался не только на рассказах о полярных морях, но и непосредственно в экспедициях на ледоколах. Он весь пропитан историей о морской мощи России: с каким воодушевлением матрос Львов рассказывает о случае, когда в 2011 г. ледокол «Победа» спас шведское судно, оказавшееся в ледовом плену. В. Львов не только понимает важность ледокольного флота России, но и чувствует ответственность перед страной и предками. Он обречён стать капитаном ледокола...
Таков путь капитана
Все капитаны в фильме подчёркивают, что их работа – это не просто колоть лёд, водить караваны и спасать из ледового плена, но и осваивать Арктику, где не только «вся таблица Менделеева», но и будущее России как великой северной державы. Все четыре месяца капитан проводит на вахте, используя только ручное управление ледоколом, ведь лёд – особое состояние воды, «хождение» по нему сродни походу по минному полю.
На капитанском мостике ледокола. Кадр из фильма «Путь»
Капитан постоянно преодолевает страх, его решение окончательно и проложенный им маршрут никто не в праве изменить. Только он несёт ответственность за свою команду и экипажи кораблей, которые следуют за ним. Причём всё время капитан находится в особой связи со своим ледоколом: он разговаривает с ним, относится к нему как к живому существу, у которого есть душа. Например, капитаны ледокола «Урал» говорят, что у того характер самца, с которым надо договариваться, а капитан Баринов вспоминает как остановил «сердце «Арктики», его ядерный реактор (после 33 лет эксплуатации) и на его лице появляются слёзы. Для капитанов их суда живые...
Особое место в жизни капитанов-ледокольщиков занимают их семьи, их жёны, которые по четыре-пять месяцев вынуждены ждать мужей на берегу, воспитывая детей. Они понимают и разделяют это служение Арктике. Недаром в фильме «Путь» вспоминается, что легендарный капитан Кучиев завещал захоронить не только свой прах, но и останки своей жены на Северном полюсе.
Завершается фильм «Путь» сценой спуска на воду ледокола «Якутия» (четвёртого по счёту из проекта 22220) под одобряющие возгласы работников «Балтийского завода», которые чувствуют свою сопричастность будущим успехам страны в деле дальнейшего освоения Северного морского пути. Они понимают, что будущее России находится в Арктике, на Русском Севере...
Настоящее атомного ледокольного флота России. Кадр из фильма «Путь»
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic