В Кенозерье исследовали деревья-духи, камни-знаки и собрали экспонаты для будущего Археологического музея национального парка
В Кенозерском нацпарке прошла этнографическая экспедиция, исследующая ритуальные природные объекты, исчезнувшие деревни и монастырь
Лось-камень на реке Кене. Источник: пресс-служба Кенозерского национального парка / kenozero.ru
В сентябре 2024 года состоялась комплексная этнографическая экспедиция в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка Архангельской области (которой, кстати, только что исполнилось 87 лет). Целью экспедиции было этнографическое исследование почитаемых рощ и камней Кенозерья, изучение истории местности бывшего Кенского монастыря, поиск сведений о кенозерских деревнях у местных жителей, сбор предметов для музейного фонда, передает пресс-служба парка.
Согласно сообщению, один из участников экспедиции – старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН Алексей Конкка – исследовал феномен «карсикко», то есть деревьев-знаков, ритуальных объектов: обычно это определенным образом обрезанные или затёсанные, преимущественно хвойные деревья, которые играли роль духов-хранителей. Подобные объекты могли располагаться на кладбищах и их окрестностях, в культовых местах – священных рощах. Учёный во время экспедиции зафиксировано более 20 таких знаков, обследовав рощи в деревнях Мыза, Горбачиха, Челма, Тырышкино и кладбище острова Боровой.
Археологи Василий Шевелев и краевед Александр Грязов, в свою очередь, исследовали почитаемые камни Кенозерья, сведения о которых были недавно найдены в документах XIX – середины XX вв. Специалистами изучены Казимир-камень, Конь-камень, Лось-камень, камни на острове Каменный и в деревне Зехнова.
Кроме того, результатом экспедиции стали переданные в дар музейному фонду парка местными жителями 68 предметов. Один из них – икона конца XIX – начала XX вв с образом Серафима Саровского из деревни Вершинино. 26 предметов подарила парку жительница деревни Зехнова, среди них – детали ткацкого станка, полотенца с вышивкой, платки, изделия из глины и металла: горшки, ковш, утюг, кочерга. Музейный фонд пополнился и сорока предметами от жителя деревни Першлахты, в их числе: хозяйственный ларь, ступа, платки, открытки 1960-х гг., фотографии с портретами жителей Першлахты и Коровино. В коллекцию музейного фонда попал и уникальный артефакт – кирпич из Спасо-Преображенской церкви ныне несуществующего Кенского монастыря, основанного в XV веке.
Будущие экспонаты музея. Источник: пресс-служба Кенозерского национального парка / kenozero.ru
Жительницы деревни поделились воспоминаниями об истории местности бывшего Кенского монастыря – они были очевидцами разрушения Спасо-Преображенской приходской церкви: «Помню только развалины церкви. И стояла еще колокольня. Колокол был снят. Как иконы сплавляли по реке Кене, я еще помню. Брат их притаскивал». Рассказали и о создании и работе Кенского лесопункта, построенного на месте бывшего Кенского монастыря.
Кроме того, один из местных жителей помог учёным восстановить местоположение еще одного исчезнувшего объекта – деревни Челма, которая располагалась на трёх горах: Хаваевой, Федоровой и Протасовой.
«Вся эта информация особенно ценна для Кенозерского национального парка, который планирует создание Археологического музея», – отметила начальница отдела изучения и интерпретации парка Марина Мелютина.