В Норильске выросли «Сады Керсновской»: музей показал историю о том, что ни ГУЛАГ, ни подневольный труд не вытравят из художника его сад
В экспозиции проекта – оригиналы работы и личные вещи Евфросинии Керсновской, писательницы и художницы, известной заключенной Норильлага
Открытка, нарисованная Евфросинии Керсновской в 1959 году в Норильске. Фотографии предоставлены Фондом сохранения наследия Е.А. Керсновской. Источник: Музей Норильска / norilskmuseum.ru
С 30 октября в Музее Норильска работает выставочный проект, созданный совместно с Фондом сохранения наследия Евфросинии Антоновны Керсновской, прославившейся своими тетрадями-воспоминаниями о пребывании в ГУЛАГе. С 1944-го по 1960 годы Е.А. Керсновская провела в Норильске, шесть лет из которых – в заключении, а потом – на поселении, работая в шахте, – рассказывают искусствоведы Музея Норильска. 30 октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий.
Евфросиния Керсновская в период работы в шахте взрывником. Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Источник: yksimeiz.com
Евфросиния Керсновская (1907-1994) – человек удивительной судьбы и характера. GoArctic писал о ней, когда резиденты Полярной арт-резиденции PolArt выбрали в том числе и её для проекта о судьбах трех заключенных Норильлага «Норильск: архив преодоления». В 1941-1942 гг. Керсновская – спецпереселенка, с 1942-1952 гг – заключенная Гулага, шахтер-взрывник. Когда появилась возможность уехать из Норильска – поселилась в Ессентуках, где жила с матерью. После смерти матери оставшаяся одинокой Керсновская, не имевшая собственной семьи, начала писать и рисовать свои воспоминания – 12 тетрадей, 2200 рукописных страниц, сопровождаемых 700 рисунками, – о детских годах в Одессе и Бессарабии, о высылке, о пребывании в ГУЛАГе. Полный объём мемуаров Евфросинии Керсновской в шести томах был опубликован только в 2001-2002 годах и переведен на многие языки мира.
Евфросиния Керсновская. Страницы рукописи с иллюстрациями. Источник: yksimeiz.com
Немного подробностей её биографии и характера, опубликованых на сайте Фонда сохранения наследия Керсновской, родившейся в дворянской семье и жившей в Бессарабии: «После ввода советских войск в Бессарабию (которая тогда была частью Румынии) в 1940 г. мать и дочь Керсновских, как бывших помещиков, выгоняют из дома. В 1941 году её, как и многих других бессарабцев, ссылают в Сибирь, на лесоповал. Там она вступается за слабых, беззащитных. За это ей самой грозит голодная смерть. Она решается на побег. Прежде чем ее схватили, она прошла по тайге полторы тысячи километров. Ее судят, приговаривают к расстрелу. Хотя она и отказывается писать прошение о помиловании, расстрел заменяют 10 годами лагерей. В Норильском лагере она по собственной воле занимается самым тяжелым трудом – шахтерским. Там она чувствует себя свободней – “подлецы под землю не спускаются».
Евфросиния Керсновская. Страницы рукописи с иллюстрациями. Источник: yksimeiz.com
Воспоминания Керсновской, пронзительные документы испытаний человеческой судьбы, стали известны многим, но существует и другое ее творческое наследие – около 130 созданных в период с 1950-го по 1964 годы «мирных» работ, среди которых серии открыток «Цветы» и «Природа», альбомы с кавказскими и крымскими пейзажами, иллюстрации к детским книгам.
Открытка, нарисованная Евфросинии Керсновской в 1959 году в Норильске. Фотографии предоставлены Фондом сохранения наследия Е.А. Керсновской. Источник: Музей Норильска / norilskmuseum.ru
На выставке представлена часть коллекции из собрания Фонда сохранения наследия Е.А. Керсновской – графические и живописные работы, и серия открыток с изображениями цветов.
Впервые образы цветов и сада возникают в работах Керсновской в Норильске. «Какое это счастье – рисовать! Хоть что-нибудь изобразить хорошее, красивое, непохожее на все то, что меня окружает!», – передает Музей Норильска её высказывание.
Рисунки с изображениями цветов – ее первый «сад» – как визуализация мечты о саде, который позже, в Ессентуках, появится в действительности.
Открытка, нарисованная Евфросинии Керсновской в 1959 году в Норильске. Фотографии предоставлены Фондом сохранения наследия Е.А. Керсновской. Источник: Музей Норильска / norilskmuseum.ru
Сейчас «Домик Евфросинии Керсновской» в Ессентуках – музей и арт-пространство, и там же – продолжение её сада, который она возделывала на крошечном участке земли. Там были и огородные посадки, и фруктовые деревья, и кустарники и виноградник, но особое место в саду занимали кусты её любимых роз. А по воспоминаниям соседей, огород для неё всегда был второстепенным – он «встраивался» в цветник и никогда не имел грядок, а свёклу, к примеру, она сажала только «потому, что листья у неё красивые».
«Домик Евфросинии Керсновской» в Ессентуках – музей и арт-пространство. Фотографии предоставлены Фондом сохранения наследия Е.А. Керсновской. Источник: Музей Норильска / norilskmuseum.ru
Особой частью сада была открытая беседка под названием «Индонезия», построенная Керсновской в 1962 году по типу традиционной индонезийской хижины. После смерти матери в 1964 году она из дома совсем перебралась жить в «Индонезию», – там стояли сделанный ею же стол, мамин сундук и кровать, покрытая шубой, привезенной из Норильска. Только в очень плохую погоду она возвращалась в дом. Именно в открытой всем ветрам и стихиям беседке, на открытом воздухе, а не за колючей проволокой и не под землёй Евфросиния Керсновская в 1964-1968 годах создает свое главное произведение – знаменитые 12 тетрадей с мемуарами.
«Индонезия». Фотографии предоставлены Фондом сохранения наследия Е.А. Керсновской. Источник: Музей Норильска / norilskmuseum.ru