В Санкт-Петербурге предлагают разгадать культурный код Вениамина Каверина
«Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Фото: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики
В особняке Румянцева (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга) открылась выставка «Культурный код. Каверин 2.0». Для того чтобы раскрыть всю глубину и все тайны, которые содержит в себе знаменитый роман «Два капитана», понадобились усилия более пятнадцати учреждений культуры и нескольких групп энтузиастов-исследователей. Но у истоков идеи стояли сотрудники Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА), а также Государственного литературного музея «XX век».
«Было сразу понятно, что мы обладаем уникальными артефактами, связанными с экспедициями Георгия Брусилова, Владимира Русанова и Георгия Седова, которые взял за историческую основу для своего романа Вениамин Каверин. Но комплексно раскрыть фигуру автора и его литературных героев без помощи коллег будет крайне тяжело или вообще невозможно», – объясняет зав. научно-экспозиционным и выставочным отделом РГМАА Анна Абрамова.
С ней соглашается и ученый секретарь РГМАА Ирина Карпенко: «Здесь важен вклад абсолютно всех. Так, музей петербургской школы №336 предоставил нам макет парусника, сделанный в 1940 году из доски, некогда украшавшей каюту фрегата «Святого Фоки», на котором пытался покорить Арктику Георгий Седов. А, например, музей архангельского аэропорта – портрет военного летчика Самуила Клебанова, ставшего прототипом главного героя «Двух капитанов» Сани Григорьева».
Со своей стороны, директор Государственного литературного музея «XX век» Марина Линович гордится тем, что на выставке можно познакомиться с личными вещами писателя, ранее не покидавшими стен его рабочего кабинета – записной книжкой, сценарным договором, чернильницей и ручкой-вставочкой, а также каверинскими портфелем и деревянной палкой-тростью. Кроме того, посетители впервые увидят 30 иллюстраций советского художника-графика Александры Якобсон к одному из первых изданий романа.
«В то же время неинтересно смотреть просто на вещи. Намного интереснее завязать драматургию, и мне кажется, что нам это удалось. Во всяком случае, я уверена, что Каверин был бы очень доволен, посетив нашу выставку», – отмечает Марина Линович.
На общую драматургию здесь действительно работает очень многое. Так, образ Новой Земли и быт полярников реконструируется через подлинные полотна и фотографии Николая Пинегина, о полярных летчиках рассказывают предметы из Объединенного музея гражданской авиации, а художественное воплощение каверинских героев поддерживается коллекцией книг на русском и 20 иностранных языках, эскизами и фотографиями из одноименных театральных постановок и кинофильмов. Логичным продолжением знаменитого каверинского «бороться и искать, найти и не сдаваться» являются и фотографии двух успешных поисковых арктических экспедиций 2010-х годов, предоставленные исследователями Владимиром Мельником и Сергеем Чуркиным.
«Этой выставкой мы не ставим перед собой задачу разобрать великое произведение литературно. В то же время мы не перегрузили ее подлинными предметами и артефактами. Ее главная цель – мотивировать открыть и перечитать книгу (тех, кто уже ранее был с ней знаком) или прочитать впервые и осмыслить ее с позиции сегодняшнего дня. Это выставка – экспедиция, выставка-приключение, выставка-путешествие, где каждый может найти свой культурный код и самостоятельно ответить на вопросы, которые продолжает ставить роман «Два капитана», – говорит директор РГМАА Наталья Петрова.
Впрочем, приоткрыть каверинский код на торжественном открытии выставки помогла (в удаленном режиме) внучка писателя, Екатерина Николаевна: «Он написал не только «Два капитана», поэтому за рубежом интересуются его творчеством в целом. Но при этом в западной литературе практически все исследователи сходятся во мнении, что определяющей для него всегда являлась тема верности и преданности. То есть честь, честность, верность данному слову, своим идеям, друзьям и обещаниям… Как бороться и искать, найти и не сдаваться – об этом все книги моего деда Вениамина Каверина».
Авторы выставки сокрушаются только об одном. В настоящее время роман, ставший настольной книгой для нескольких поколений в ХХ веке, не включен в школьную программу и известен далеко не всем представителям современной молодежи. Прежде всего для них организаторы разработали специальный маршрутный лист, в котором обозначены основные узловые координаты, связанные с романом, а также историческими событиями и реальными персонажами. Это поможет каждому желающему, кто придет в особняк Румянцева до 21 апреля 2023 года, найти не только исторические, но и, возможно, нравственные координаты, создав свой культурный код Каверин 2.0.
***
Валентин Юшкевич, специально для GoArctic