В Северном морском музее Архангельска проходит выставка «Морская радость Бориса Шергина»
Она посвящена 130-летию рождения писателя и 50-летию его ухода
Фрагмент эспозиции выставки с элементами рисунков Бориса Шергина. Фото: Северный морской музей
Выставка «Морская радость Бориса Шергина»
В экспозиции – предметы морского обихода, которыми пользовались северные мореходы и рыбаки в конце XIX – начале XX века, издания сочинений Бориса Шергина разных лет, фотодокументы, рукописный лист, исписанный рукой писателя, – этнографические заметки о новоземельских промыслах, а также несколько предметов: рабочие материалы к советскому фильму «Матвеева радость», снятому по мотивам рассказов писателя «Рождение корабля», «Старые старухи», «Митина любовь» и других, рассказывает «Правда Севера».
Кроме того, Борис Шергин представлен как художник, который увлекался книжной миниатюрой «с морским уклоном». Дизайнеры выставки создали экспозицию, в которой с рисунков мастера «слетели» на стены музея чайки, а рисованные рыбы «запутались» в настоящих рыболовных сетях – рюже.
GoArctic не раз писал об этом ярком, многогранном, противоречивом и загадочном человеке. Тем более что в этом году в Архангельске, в Музее художника и сказочника С. Г. Писахова уже открывалась юбилейная выставка Шергина, родившегося 16 [28] июля 1893 года в Архангельске и умершего 30 октября 1973-го в Москве.
«Все творчество Шергина связано с морем», – сказал на открытии новой выставки «Морская радость Бориса Шергина» директор Северного морского музея Евгений Тенетов. – «Шергин осмыслил море как художественный образ, который в его произведениях обрел сакральное звучание. Борис Викторович – носитель «отцова знания», знания северного мореходства, поморской речи, быта, обычаев и традиций. Мы постарались показать Шергина как морского художника, философа, этнографа…».
Музейщики предполагают водить экскурсии по выставке с демонстрацией того самого забытого советского фильма «Матвеева радость» 1985 года, в котором снимались известные актеры Регимантас Адомайтис, Борис Галкин, Николай Трофимов, Майя Булгакова и другие.
В экспозиции выставки – альбом с фотографиями 70-х годов XIX века одного их героев произведений Бориса Шергина – поморского кормчего Максима Лоушкина из фондов Северного морского музея. Именно Лоушкин помогал выбирать судно для полярной экспедиции Георгия Седова, как рассказал куратор выставки, заведующий научно-просветительным отделом музея Василий Абрамовский.
«Не все материалы – из нашего морского музея», – заметил Василий Абрамовский. Подлинный рукописный лист Бориса Шергина для выставки предоставила соломбальская библиотека № 5 его имени; сотрудники музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» пополнила экспозицию графическими работами сценографа фильма «Матвеева радость». Некоторые экспонаты – техническая документация фильма, чертежи с Соломбальской верфи – от Товарищества поморского судостроения.
Сотрудники Северного морского музея просят архангелогородцев, помнящих съемки фильма «Матвеева радость» на шхуне «Запад», ныне исчезнувшей с городской набережной, или «засветившихся» в массовке – обратиться в музей и поделиться воспоминаниями.
Соломбальская библиотека №5 имени Б. В. Шергина
Сотрудники архангельской библиотеки, носящей имя писателя и художника, и предоставившей Северному морскому музею экспонат из своей коллекции, создали видеопрезентацию о художественной стороне творчества Бориса Шергина «Изящный мастер – Б. В. Шергин».
«Рисующие писатели в русской литературе – явление не редкостное. И, как всякая настоящая импровизация, шергинские искрометные экспромты были хорошо подготовлены. Шергинскую изобразительную манеру характеризуют экспрессия, артистизм исполнения, чуждость символизму, изящество композиционного строя, а также театральная жестикуляция, каллиграфические приемы перовых рисунков: росчерки, завитки, ракушки.
Борис Викторович Шергин всю жизнь ощущал себя учеником народных мастеров. Особую любовь испытывал он с отроческих лет к старинным иконам, которых позднее, по его признанию, не одну сотню написал. Художник с любовью реставрировал старинные иконы и относился к ним с особым благоговением».