«Викинги: Вальхалла». Все дальше от историчности
У сериала «Викинги» и по сей день осталась многомиллионная фанатская аудитория. Именно для них в феврале 2022 года был выпущен 8-серийный спин-офф – «Викинги: Вальхалла».
Постер сериала «Викинги: Вальхалла».
Оригинальный канадско-ирландский сериал «Викинги» (шоураннер Майкл Херст) выходил с 2013 по 2020 гг. Первые три сезона было достаточно интересно смотреть, в первую очередь, из-за образов Рагнара, Ролло и Флоки, несмотря на некоторые исторические несуразности. Впрочем, гибель Рагнара Лодброка окончательно «похоронила» в моих глазах и сам сериал.
У сериала «Викинги» и по сей день осталась многомиллионная фанатская аудитория. Именно для них в феврале 2022 года был выпущен 8-серийный спин-офф – «Викинги: Вальхалла» (шоураннеры Джеб Стюарт и Майкл Херст). Режиссерско-постановочная группа нового сериала имела непосредственное отношение к оригинальным «Викингам», поэтому и «фэнтезийная» стилистика костюмов, и манера съемки и прочее «перекочевало» в «Вальхаллу» прямиком из последних сезонов.
Харальд. Постер к сериалу «Викинги: Вальхалла».
Поскольку мне последние сезоны «Викингов» не понравились ни по стилистике, ни по сюжету, то и «Викингов: Вальхаллу» я начинал смотреть с предубеждением. Надежда была только на новых актеров, большинство из которых имело скандинавское происхождение: на то, что они создадут образы, сопоставимые с Рагнаром и его родственниками. Тем более, что в «новых Викингах» стало действовать еще больше исторических деятелей, о которых сохранились упоминания в сагах, а, значит, для шоураннеров было больше готового исторического материала.
Олаф. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
По сюжету сериала «Викинги: Вальхалла» спустя век после приключений потомков Рагнара Лодброка английский король Этельред II Неразумный решил устроить «геноцид викингов» на своей земле. Резню в день Святого Брайса можно назвать геноцидом в полной мере, поскольку скандинавы (главным образом, даны) уничтожались по этническому признаку. Правда, в сериале все выходцы из Скандинавии названы просто викингами, что, конечно же, неверно, так как термин «викинг» подразумевает участника рейда, похода, завоевания, а в Области Датского права (Денло) жили обычные переселенцы: крестьяне, ремесленники, воины, служившие королю, и пр.
Тем не менее, Харальд (будущий «последний викинг» Харальд III Суровый) на тинге в Каттегате, посвященном отмщению за жертв резни, все время говорит о «крови викингов», о том, что «кровь важнее религии». Помочь Харальду отомстить явился его единоутробный брат Олаф (будущий Олаф II Святой) сотоварищи, для которых религиозная (христианская) идентичность важнее «общевикингской». К счастью, предводитель армии викингов Кнуд (будущий Кнуд Великий) примиряет язычников и христиан ради отмщения (и захвата английского престола).
Гренландцы Лейф и Фрейдис. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
Также важными персонажами сериала «Викинги: Вальхалла» являются дети прославленного викинга Эрика Рыжего – Лейф (будущий Лейф Счастливый) и Фрейдис. Они вместе со своими друзьями прибыли из Гренландии тоже для совершения акта мщения. Фрейдис убивает своего давнего обидчика, который был непременно нужен для успеха похода, так как «руководил возведением оборонительных сооружения Лондона». В качестве «платы за кровь» Лейф сотоварищи отплывают в поход, где им суждено сыграть важнейшую роль – «спецназа викингов», а Фрейдис отправляется в паломничество в Уппсалу, в главное святилище скандинавских язычников.
Кто выйдет победителем: викинги или англосаксы? Какую роль в этом сыграют гренландцы и английские эрлы? К чему приведет религиозное противостояние христиан и язычников в самой Скандинавии? Удастся ли завоевать Каттегат? Об этом вы узнаете, посмотрев все восемь серий. Сериал уже продлили на два сезона, а значит путешествия в Северную Америку, схватки с индейцами и конец эпохи викингов обязательно будут показаны.
Харальд и Лейф. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
На протяжении истории кинематографа образ викинга менялся. С самого начала у режиссеров и продюсеров был выбор между «скандинавской строгостью» и «голливудской яркостью». Кто-то «использовал» (эксплуатировал) образ викинга и снимал такие блокбастеры как «Викинги» и «Беовульф и Грендель». Кто-то делал «камерное» (почти театральное) кино, такое как «Хагбард и Сигне» и «Принц Ютландии». Кто-то и вовсе пытался придумать свой жанр (или поджанр), как в «трилогии Храбна Гюднлёйгссона» или в «Биркебейнерах». Некоторые фильмы получались очень историчными, другие совсем наоборот.
Фрейдис получает помазание в Уппсале. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
Викинги на экране постепенно избавились от рогатых шлемов, но в редких фильмах они обходятся без обилия кожаной одежды (особенно, без кожаных наручей). И тут во многом «заслуга» как раз оригинального сериала «Викинги», популярность которого «канонизировала» образ «викинга в коже». Теперь зрители воспринимают его только так, и костюмерам приходится одевать своих актеров в похожие одежды. Сериалы, которые позиционируют себя как исторические (показывают реальных исторических деятелей), становятся все более «фэнтезийными» под влиянием фантастических сериалов «Игра престолов», «Ведьмак» и им подобных.
Еще одной чертой, характерной для современного кинематографа, является демонстрация расового и этнического разнообразия. Это представляет определенную проблему для зрительского восприятия: ладно, когда ты видишь викинга в коже, но странно, если он сам темнокожий.
«Ярл Хокон». Современный взгляд. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
Конечно, всегда можно сослаться на редкие исторические прецеденты (типа Абрама Ганнибала или темнокожего полководца в Римской империи), но это должно быть как-то обусловлено. Хочешь показать разнообразие, так пусть с гренландцами приедут инуиты (да, это, возможно, анахронизм, но допустимый). Однако вместо этого одного из главных персонажей – ярла Хокона (реального, между прочим, человека), сделали темнокожей женщиной. Каттегат, находящийся под охраной «дев щита», стал похож на Ваканду, только без вибраниума, хоть и с выгодным географическим расположением, и повсеместной толерантностью (правда, гренландцев на пирушку не пускали, ну да, это другое).
Еще одной чертой современных фильмов и сериалов о викингах стало частое участие женщин в набегах. Если можно допустить эпизодичность подобных явлений, то женщин было задействовано в боях значительно меньше, чем мужчин. В сериале «Викинги» и его спин-оффе женщины постоянно принимают участие в наступлении или обороне, количественно почти не уступая мужчинам. Возможно (даже вероятно) существуют подлинные погребения женщин-воительниц эпохи викингов, но они единичны и количественно значительно уступают мужским.
Типичный викинг, по мнению создателей сериала.
Таким образом, сериал «Викинги: Вальхалла» рисует нам искаженное представление о средневековом прошлом Скандинавии и соседних стран. В сагах о деятельности викингов не зафиксировано такого количества женщин-воительниц, а также представителей темнокожих народов, стоящих во главе городов и обществ.
Если оригинальный сериал подарил нам яркие образы главных героев, то первый сезон «Вальхалл» не может этим похвастаться. Лейф Эрикссон похож на щуплого мастера восточных единоборств, который не всегда может контролировать свою ярость. Он и другие гренландцы везде ходят грязные, в одежде из звериных шкур (хотя вокруг не холодно), используют секретные техники «из арсенала гренландских ниндзя» (доски для плавания, мини-арбалеты).
Свен I Вилобородый и Эмма Нормандская. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
Фрейдис Эриксдоттир похожа на Дагмар из фильма «Побег», она победительница странных женских боев, которые не входят в число Нордических игр. В сериале Фрейдис – приверженка дохристианских верований и любовница христианина Харальда, но это все, чем интересен ее образ. Кроме того, она «языческая избранная», но пока непонятно для чего.
Харальд, который в реальности был удачливым наемником и предводителем викингов (и при этом известным поэтом-воздыхателем Елизаветы – дочери Ярослава Мудрого), в фильме показан нерешительным, доверчивым (его обманывают почти все) и не шибко искусным в ратном деле.
Кнуд с коллегами. Кадр из сериала «Викинги: Вальхалла».
Олаф – брат Харальда, бывший наемник в Англии и фанатичный скандинавский креститель, показан наиболее интересным персонажем. Он умен, хитер и коварен, но ему отводится слишком мало экранного времени.
За Кнудом и его планами интересно наблюдать: он хочет покарать тех, кто убил английских данов – его бывших соотечественников, и создать Империю Северного моря. Однако, вокруг него много сильных людей с амбициями: Свен Вилобородый (его отец, реальный предводитель «мстящей армии»), его «языческая жена» Эльфгифа, которая родом из Нортумбрии, его «христианская жена» Эмма Нормандская, эрл Уэссекса Годвин (в реальности отец последнего англосаксонского короля, которого победит Харальд). Кто из них останется его союзником, а кто станет противником? Узнаете в следующих сезонах, если, конечно, вы являетесь фанатом «фэнтезийных викингов».
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic