Сейчас в Мурманске

20:26 1 ˚С Погода
18+

Реконструкция вежи – традиционного саамского жилища

Саамы Вежа Традиционные жилища Кольский полуостров
23 сентября, 2019 | 14:43

Реконструкция вежи – традиционного саамского жилища

Готовая вежа. Фото из личного архива Каменева П.В.


Саамы – коренной малочисленный финно-угорский народ Крайнего Севера, проживающий на территории четырёх европейских северных стран: Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации. Примерная численность саамов составляет около 80 тысяч человек, из которых только две тысячи приходятся на Российскую Федерацию. Примечательно, что численность саамского населения России является достаточно стабильной и не меняется на протяжении всей истории её исследования.

По отношению к этому народу длительное время применялся экзотноним «лопари», ныне считающийся устаревшим. Значительной частью российских саамов это слово воспринимается в оскорбительном ключе. От этого названия, тем не менее, оформились производные слова, лишённые негативной коннотации. Это, в частности, слова «Лапландия» (т.е. «земля лопарей») и «лаппонистика» (наука о саамах). Чресполосное расселение на обширной территории и продолжительное проживание в непосредственной близости от представителей иных этнических групп достаточно сильно сказались на самобытности саамских общин. Саамы разных стран сильно отличаются друг от друга. Настолько сильно, что даже говорят на разных языках. Так, например, в ряду саамских языков существует категория двойственного числа, которая отсутствует в некоторых других, в разных саамских языках существенно отличается лексика, а взаимопонимание между носителями разных языков значительно затруднено. Всего на настоящий момент выделяют девять живых саамских языков, которые подразделяются на западносаамскую и восточносаамскую группы. Доминирующим языком саамов Российской Федерации является кильдинский саамский язык, относящийся к восточной группе языков. Именно его воронинский диалект послужил основой для формирования литературного саамского языка.

Карта языков.png

Карта распространения саамских языков. Пояснения: южносаамский (1), уме-саамский (2), пите-саамский (3), луле-саамский (4), северносаамский (5), колтта-саамский (скольт) (6), инари-саамский (7), кильдинский саамский (кольско-саамский) (8), йоканьгско-саамский (терско-саамский) (9).



Традиционные занятия саамов – охота, рыбная ловля и оленеводство. До насильственного переселения практически всех советских саамов в село Ловозеро Мурманской области в середине ХХ века подавляющее большинство из них жило традиционным полукочевым образом жизни.

Сегодня ситуация с российскими саамами является относительно неблагополучной: вопреки растущему интересу исследователей и росту национального самосознания внутри общества российских саамов, количество носителей языка неуклонно сокращается, забываются важные аспекты функционирования традиционной культуры, исчезают целые пласты народного саамского творчества.

На настоящий момент налажено плотное сотрудничество саамских национальных обществ внутри стран Баренц-региона, в постсоветское время были выстроены устойчивые межкультурные отношения среди носителей разных языков саамского народа. Уникальная культура и исчезающий язык кольских саамов привлекают внимание учёных-исследователей из разных стран, на средства саамских организаций соседних стран в селе Ловозере был выстроен уникальный комплекс — Ловозерский культурный национальный центр.

В науке о саамах существует множество тем для всестороннего изучения, одной из них является вопрос изучения и сохранения типов традиционного саамского жилого комплекса. Особенно остро этот вопрос встаёт в свете того обстоятельства, что представители саамской культуры, владеющие подобными знаниями, являются (в подавляющем большинстве) людьми преклонного возраста и опираются в этом вопросе либо на свои детские воспоминания, либо на рассказы старших родственников.

Материальная культура саамов отличается большой архаичностью, что было неоднократно замечено различными исследователями и путешественниками.

Если говорить о традиционных саамских жилищах, необходимо выделить три типа построек: вежу, тупу и куваксу.

Наиболее архаичным типом жилого помещения из них является вежа (на кильдинском саамском языке это звучит как «куэдть», в переводе – «связанная»). Конструкция постройки представляет собой простейшее сооружение. Каркас строения составляют березы, связанные между собой на вершине постройки. Стены сформированы из наслоений берёсты и дерна, уложенных на деревянный остов. Строение лишено дымохода, вместо этого в его центре размещён примитивнейший очаг, вывод дыма осуществляется через свободное отверстие в крыше постройки, называемое на саамском кильдинском языке словом «рехпень».

Архаичная по многим морфологическим структурным особенностям вежа обладала большим количеством недостатков, однако была хороша скорыми сроками изготовления: на сооружение одной вежи у двух взрослых мужчин, согласно воспоминаниям саамских информантов, уходило от четырёх дней до одной недели труда.

Впрочем, несовершенства конструкции всё-таки носили критичный характер, у В.Н. Харузиной в произведении «Лопари» встречаем упоминание о традиционном типе саамского жилья:

«При постоянных перекочёвках нельзя было строить прочного жилья. Лопари жили поэтому в шалашах, вежах — “кюит”. Строили они их и строят и теперь из жердей, поставленных наклонно. Лопарская вежа четырёхгранная, обложенная изнутри досками, снаружи дёрном и хворостом. Вышиной она в 2,5 — 3 аршин. На полу устроен очаг; дым выходит в дымовое отверстие наверху вежи. В таком жилище холодно и копотно, дым ест глаза. Сидеть приходится скорчившись на полу, на оленьих шкурах. В веже тесно и грязно; постели, домашний скарб, одежда, снасти лежат как попало».

До конца XIX века вежи являлись доминирующим типом жилых стационарных строений у кольских саамов. В более позднее время на место традиционных саамских веж пришёл новый, более прогрессивный в структурном отношении тип жилого строения — тупа. Сохраняя характер временного жилья во время переходов по тундре, тупа приобрела ряд функциональных преимуществ, заимствованных саамами у пришлого населения (например, примитивную печь и деревянный пол). Фактически, тупа – это гибрид вежи и деревянной избушки, рубленной из небольших бревен.

Во время долгих переходов по полуострову кольские саамы использовали специфический тип временного переносного жилья — куваксу.

Вопреки тому, что визуальный образ куваксы является, пожалуй, одним из наиболее узнаваемых символов саамского народа, в массовом представлении он всё равно зачастую воспринимается некорректно, так как его повсеместно путают с похожим переносным строением – ненецким чумом, что воспринимается многими саамами как проявление неуважения к их культуре.

В 2018 году нами, группой русских энтузиастов-исследователей, было принято решение о реконструкции традиционного саамского жилища. Объектом реконструкции была выбрана вежа, что было обусловлено рядом соображений: она является самым базовым саамским жилым строением, для её возведения не требуется обладать высоким навыком столярно-плотницких работ, и, учитывая, что наша инициативная группа не имела сторонних каналов финансирования, нас привлекла невысокая стоимость реализации проекта.

Работы проходили при активной информационной и организационной поддержке Мурманского областного отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Теоретической базой для исследования послужил материал, набранный во время полевых исследований в селе Ловозере Мурманской области в 2016-2017 годах в рамках подготовки к написанию кандидатской диссертации. Основными информантами были представители коренного малочисленного народа – Геннадий Петрович Лукин и Александр Андреевич Кобелев.

Насколько нам известно, на настоящий момент на территории Кольского полуострова не сохранилось аутентичных веж. То, что имеется в области, является или визуальной стилизацией, или постройками более прогрессивного характера (так, например, в музее посёлка Ревда экспонируется достаточно прогрессивная по саамским меркам тупа).

Тупа

Тупа из собрания музея посёлка Ревды. Фото из личного архива Нечунаева А.В.



Впрочем, мы не берём на себя ответственности утверждать, что традиционных веж вовсе не осталось. Возможно, они сохранились в глухих промысловых оленеводческих районах, или являются продуктом деятельности иных инициативных групп, действовавших автономно от нашей. Поэтому, подчеркнём ещё раз: нашей исследовательской группе неизвестны иные оригинальные аутентичные вежи, помимо выстроенной нами летом 2019-го года.

На подготовительной стадии участником проекта Нечунаевым Александром Валерьевичем была предпринята поездка в музей под открытым небом в г. Инари, Финляндия, в рамках которой стало очевидным, что материальная культура финских инари-саамов и отечественных кольских саамов имеет значительные структурные отличия. В частности, традиции российских саамов в области возведения жилых построек являются более архаичными.

К активной стадии работы над проектом было решено приступить после схождения снежного покрова, в конце мая – начале июня.

Первоначально следовало определиться с самим местом возведения вежи. Оно должно было отвечать следующим требованиям: находиться в пешей доступности от Мурманска, но быть в стороне от основных мест рекреации горожан (во избежание возможных актов вандализма со стороны отдыхающих). Выбор пал на обильно поросший деревьями и слегка заболоченный берег небольшого озера Карьерного, находящегося в непосредственной близости от города Мурманска. Нами было решено использовать только те инструменты, которыми могли бы обладать саамы предмодернизиционного этапа своего существования (т.е. непосредственно перед переселением в Ловозеро в первой половине-середине XX века). Для возведения вежи нами были использованы топор и две раритетные лопаты 20-30-х годов прошлого века (немецкого и английского производства). Для работы над входной группой использовались молоток, гвозди и заранее заготовленные нами доски.

Согласно данным, почерпнутым во время полевых исследований и из этнографической литературы, жёсткую основу каркаса вежи должны составлять четыре мощные несущие жерди (по-саамски – «цянгкань»), образующие крестообразную конструкцию шириной около четырёх метров. Высота постройки должна быть порядка двух с половиной метров. 

Остов вежи.jpg

Остов будущей вежи. Табличка по центру – пояснительный текст о характере будущей постройки, адресованный возможным прохожим. Фото из личного архива Каменева П.В.


Четыре жерди закапываются в землю на глубину около полуметра и связываются наверху для придачи жёсткости постройки. Методологически корректней, конечно, было бы использовать оленьи жилы, но у нас не было такого материала, поэтому мы решили использовать верёвку. Считаем важным отметить, что данное решение – единственное допущение в отношении культурно-исторической достоверности постройки.

Далее надо сформировать более детальный каркас строения, для чего нужно установить несколько десятков дополнительных жердей (в нашем случае – 36). Срубленные деревья надо очистить от сучков и снять с них кору, которая является ценнейшим строительным материалом на последующих этапах строительства. Эмпирическим путём нами было обнаружено, что берёсту намного проще снимать, если срубленное дерево некоторое время (2-3 суток) полежало на земле.

Обработанные жерди устанавливаются по диаметру будущей вежи с частотой 10-15 сантиметров. В силу характера непосредственного строительного материала (северная берёза в исключительно редких случаях бывает полностью прямой) из срубленных деревьев почти наверняка не получится сформировать правильной окружности, но, разумеется, к этому нужно стремиться.

Дополнительные жерди следует вкапывать в землю на 25-35 сантиметров. На этом же этапе надо определиться с местом, в котором в будущем будет находиться входная группа строения. Этнографические материалы и воспоминания саамов, которые застали традиционный образ жизни, в этом отношении абсолютно единодушны: вход в вежу должен быть расположен строго на юг.

Верхняя часть каркаса.jpg

Верхняя часть каркаса постройки, на снимке хорошо видна искривлённость берёз. С части жердей ещё не снята берёста. Фото из личного архива Каменева П.В.


На следующем этапе формируются стены постройки. Для этого надо обложить каркас широкими листами предварительно снятой берёсты, поверх которой надо класть крупные пласты дерна. В силу того, что сама постройка имеет коническую форму, формирующие стены слои держатся за счёт естественной силы собственной тяжести. 

Формирование вежи.jpg

Самое начало формирования стен вежи. Фото из личного архива Каменева П.В.


Дёрн, употребляемый для этих целей, надо искать во влажных местах и срезать его строго вместе с растительным слоем, т.к. в перспективе корни растений должны срастись вместе, существенно увеличив тем самым теплосберегающие качества строения.

Надо оговорить, что для разной высоты стен целесообразно использовать пласты дёрна (называемого саамами словом «лаввнь») разной толщины. Для основания надо выбирать самые широкие и тяжёлые пласты, чтобы придать стенам дополнительную устойчивость, возникающую от роста угла строения. Для верха вежи можно использовать совсем тонкие куски дёрна. На самом верху постройки наслоения на каркас не производятся, так как это бы препятствовало выводу дыма из постройки.

На этом этапе возникли сложности, которые были связаны с недостатком опыта подобной работы у представителей инициативной группы. Так, например, выяснилось, что берёста, подвергшаяся воздействию влаги, имеет свойство сворачиваться и затем становится очень хрупкой, что делает её негодной для последующих строительных работ.

Середина строительства.jpg

На середине строительства. Обратите внимание, что количество берёсты на крупных жердях существенно сократилось. Фото из личного архива Нечунаева А.В.


Параллельно с формированием стен был сделан очаг. Он изготавливается из нескольких крупных камней, у которых хотя бы одна сторона является относительно плоской, что даёт возможность сформировать более-менее ровную поверхность.

Сами камни и стыки между ними обильно промазываются глиной, что повышает отдачу тепла от очага. В местах зимнего выпаса оленей саамы в предмодернизационный период вставляли в конструкцию очага лист железа, выполняющий функции примитивнейшего нагревательного элемента. Учитывая, что перед нами не стояло цели реконструировать именно вежу для зимнего выпаса оленей, мы не стали устанавливать металлической пластины. Впрочем, не исключено, что это будет сделано с приходом заморозков.

Очаг

Очаг. Саамский язык во многом звукоподражательный. Это, в том числе, сказывается и на названии очага – тагкъ-сайи (дословно так и переводится - «место для огня»). Только вот вслушайтесь – «тагкъ». Слышите, как трещат бревна в костре? Фото из личного архива Завьялова Ю.В.


Вопреки кажущейся простоте, формирование стен в веже – очень непростой и грязный труд, требующий выносливости и физической силы. На стадии формирования верхних ярусов стены строителю приходится забираться до искомого места по самой постройке. Из этого следует вывод, что даже недостроенная вежа способна выдержать вес около 80 килограмм.

Во избежание деформации стен поверх конструкции положено несколько крупных жердей. 

Вежа почти готова.jpg

Вежа почти готова. Фото из личного архива Завьялова Ю.В.


После формирования массива стен остаётся только одно – установить входную конструкцию. Наиболее любопытной чертой двери в кольской саамской веже является тот факт, что она является вставной, то есть держится только за счёт собственного веса. При входе в помещение её надо взять за ручку и с силой захлопнуть.

Готовая вежа (см. фото заставки) оказалась достаточно комфортной. Вопреки тому, что она имеет всего три метра в диаметре и в самом высоком месте всего лишь два с половиной метра, внутри неё не возникает ощущения тесноты. В ней могут спокойно расположиться три человека. За счёт тяги дым не выедает глаза,  а форма конструкции создаёт эффект «природного термоса».

Как мы уже упоминали выше, саамские информанты утверждают, что на возведение вежи у двух человек уходит от четырёх дней до недели труда. Доказать или опровергнуть это утверждение мы не можем, так как нам приходилось совмещать строительство с основными работами и заниматься реконструкцией по выходным или в вечернее нерабочее время. Помимо этого, разумеется, многое у нас выходило не с первого раза, так как сам характер такого труда несколько непривычен для горожан.

Мы надеемся, что наш проект может стать импровизированной прикладной лабораторией по изучению, восстановлению и популяризации некоторых реалий саамской культуры жизнеобеспечения. В перспективе мы планируем воплотить в жизнь ряд экспериментов: провести испытание на теплосберегающие качества вежи в зимнее время года, постараться приготовить ряд саамских традиционных блюд и многое другое.

Геолокация.jpg

Геолокация для желающих посетить вежу.


Внутри постройки есть скромная музейная экспозиция, в которой мы попытались раскрыть некоторые интересные моменты из саамской истории и этнографии.

В том случае, если вам захочется посетить вежу, просим вас соблюдать внутри чистоту и оставить дров для других посетителей.

Добро пожаловать в гости!


Автор: П.В. Каменев, выпускник аспирантуры Мурманского арктического государственного университета.


Над проектом работали:
Каменев П.В.
Нечунаев А.В.


Выражаем отдельную благодарность:
Алтуховой А.И.
Бертошу А.А.
Гончарову С.А.
Завьялову Ю.В.
Кобелеву А.А.
Лукину Г.П.
Рябкову В.В.

далее в рубрике