Сейчас в Архангельске

14:28 -7 ˚С Погода
18+

Экспедиция РГО и Минобороны по аэродромам трассы "Аляска - Сибирь"

За годы войны в условиях секретности на севере были построены десятки аэродромов. Экспедиция РГО и Минобороны проверила, что от них осталось.

Вооруженные силы Транспорт и логистика О науке и культуре Уэлькаль Танюрер Алсиб Анадырь Мыс чаплино Ленд-лиз
Павел Филин
28 декабря, 2021 | 15:50

Экспедиция РГО и Минобороны по аэродромам трассы "Аляска - Сибирь"
Вид на косу в районе посёлка Уэлькаль, фото Д.В. Ульянкина.


В период с 27 июля по 13 сентября 2021 состоялась Экспедиция РГО и Минобороны России по аэродромам АЛСИБ – 2021. Основной задачей экспедиции было изучение исторического наследия и современного состояния аэродромов, построенных в годы Великой Отечественной войны по трассе Аляска – Сибирь.

Проведению экспедиции предшествовал серьёзный этап научной архивной работы, в ходе которой специалистами Центра Современной истории были изучены документы, связанные со строительством Красноярской воздушной трассы, а также с местами падений самолётов, перегонявшихся по трассе.


Из истории создания Красноярской воздушной трассы

В исторических документах воздушная трасса первоначально носила название «Красноярская воздушная трасса» (КВТ), а с 15 июня 1943 г. «воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль»; было создано соответствующее Управление (УВТКУ).

Термин «Алсиб» - более позднего происхождения, получил распространение в 1990-е гг., в годы войны этот термин не применялся.

Следует отметить, что строительство трассы и перегон самолётов велись в условиях повышенной секретности. Пожалуй, впервые об этой трассе после войны открыто написал известный полярный лётчик И.П. Мазурук в своём очерке «Воздушный мост Аляска – Сибирь», опубликованном в 2978 г. в альманахе «Полярный круг». Серьёзное научное изучение истории трассы началось только в 1990-х гг., когда рядом историков были обработаны архивные материалы и воспоминания участников и подготовлены монографические издания. 

В самом начале Великой Отечественной войны наша страна испытывала острую нехватку вооружения, продовольствия, значительная часть авиации была уничтожена противником. В этих условиях важными становились договорённости с союзниками. 11 июня 1942 г. СССР и США подписали соглашение о поставках по ленд-лизу. Одним из путей доставки самолётов, особенно после разгрома конвоя PQ-17, стала Красноярская воздушная трасса. Государственный комитет обороны (ГКО СССР) обязал руководство Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), начальником которого являлся известный полярник В.С. Молоков, совместно с хозяйственными организациями Восточной Сибири (прежде всего, Дальстроем) обеспечить строительство воздушной трассы. 

При выборе коридор для перегона, рассматривались три варианта: вдоль Северного морского пути, вдоль Транссиба и срединный путь через Чукотку, Якутию, север Магаданского края на Красноярск. Северный вариант из-за сложности строительства наземных аэродромов в Арктике, отсутствия рабочей силы и других факторов был отложен. Южный вариант был опасен осложнением внешнеполитической обстановки – в условиях шаткого мира с Японией, появление военных аэродромов и американской техники на границе с Манчжурией могло спровоцировать конфликт на востоке. В итоге было принято решение о создании сети наземных аэродромов по широте 56° - 65°. В кратчайшие сроки – менее чем за год -- при соблюдении строжайшей секретности, авиалиния длиной более 5000 км была построена. Официально воздушную трассу Красноярск – Уэлькаль ввели в эксплуатацию 30 января 1943 г., но перегон начался существенно раньше – с сентября 1942 г., а строительство дополнительных и промежуточных аэродромов не прекращалось до конца войны. Всего за годы войны было построено 26 аэродромов со всей инфраструктурой, приаэродромными посёлками, системой жизнеобеспечения и логистикой по доставке топлива. Большинство аэродромов были построены с нуля, т.к. до войны наземные аэродромы были редкостью. В 1930-е гг. развивалась гидроавиация, в зимнее время осуществлялась посадка самолётов на лыжи. Важным моментом при выборе мест для аэродромов была возможность доставки топлива, которое поступало из США Северным морским путём, а дальше -- речными судами вверх по рекам Анадырь, Колыма, Лена и др. В годы войны морские и речные навигации в Восточном секторе Арктики были в значительной мере ориентированы на обеспечение трассы Аляска – Сибирь.

Начальником Красноярской воздушной трассы постановлением ГКО от 3 августа 1942 г. был назначен И.П. Мазурук. Административным центром трассы был выбран г. Якутск. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фэрбанкс на Аляске, где их принимали советские лётчики. Принципиальной позицией И.В. Сталина было не допустить американских лётчиков на советскую территорию (были только инспекционные полёты). Причины этой позиции дискутируются среди историков, по нашему мнению, играл роль внешнеполитический фактор – опасение осложнений с Японией. Перегон осуществлялся эстафетным методом: трасса была поделена на пять этапов, где работали пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии ГВФ. 1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолёты из Фэрбанкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП из Уэлькаля до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались транспортными самолётами (8-й транспортный авиационный полк).

За годы войны, по различным данным, перегнано от 7831 до 8094[1] самолётов (всего в СССР за годы войны было поставлено союзниками 22195 самолётов)[2]. Типы перегоняемой техники: бомбардировщики В-25, А-20; истребители Р-40, Р-39, Р-63, Р-47; транспортные самолёты С-46, С-47; учебно-тренировочный АТ-6.

За время работы перегоночной трассы произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 лётчиков (называются также цифры 114 и 115 человек). Практически все самолёты и лётчики (кроме одного экипажа) были найдены и захоронены, большинство ещё в годы войны. Но с тех времён местоположение многих потерпевших крушение самолётов было утрачено.


Маршрут, участники и задачи экспедиции РГО и Министерства обороны по аэродромам Алсиба

В ходе экспедиции обследовано 14 аэродромов. В качестве транспортного средства использовался вертолёт Ми-26 ВКС России, на котором пройдено 8003 км от Берингова пролива до Байкала. Всего совершено 26 перелётов, общий налёт составил 39 час 26 мин.

В экспедиции приняли участие тридцать человек (военнослужащие – специалисты аэродромных служб, специалисты РГО – историки, архитекторы, геодезисты, геологи, художники, экипаж вертолёта). Экспедиция была очень хорошо оснащена: после посадки разворачивался автономный лагерь, для оперативного обследования аэродромов и прилегающей территории в распоряжении участников было три квадроцикла «Стелс», размещавшихся в вертолёте.


  Вертолёт Ми-26 и экспедиционный лагерь (фото П.А.Филина).


В ходе экспедиции проводились работы по определению местоположения исторической взлётно-посадочной полосы (ВПП) на местности, определению координат ВПП, топосъёмке, аэрофото-видео фиксации, шурфовке с целью изучения геологического строения подстилающих пород. Проводилась работа по обследованию аэродромов на соответствие Нормам годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации.

Кроме того, велись работы по изучению историко-культурного наследия – выявлялись и фиксировались объекты приаэродромной инфраструктуры, сохранившиеся со времён Великой Отечественной войны, производился поиск объектов техники, остатков самолётов. В действующих аэропортах выявлялась документация о строительстве и функционировании аэродромов в годы войны, проводились опросы местных жителей и краеведов с целью изучения истории аэропортов и поиска упавших самолётов, посещались музеи, мемориалы, места захоронения лётчиков.

Точкой встречи и начала экспедиции был город Анадырь – туда заранее из Хабаровска прилетел вертолёт, а члены РГО добирались до Анадыря на транспортных самолётах Минобороны России. На первом этапе, в ходе обследования аэродромов на Чукотке, базой для экспедиции являл Анадырь, откуда вертолёт с сотрудниками вылетал для обследования того или иного аэродрома и возвращался обратно. Так были сделаны рейсы Анадырь-Провидения – Чаплино, Анадырь-Уэлькаль, Анадырь-Танюрер, Анадырь-Марково. Из Маркова вертолёт далее двигался на запад, посетив аэродромы Омолон, Зырянка, Усть-Нера (заправка), Семчан, Сусуман, Оймякон (Томтор), Хандыга (Тёплый Ключ), Тюнгюлю (Тарат), Якутск, Олёкминск, Ленск (заправка), Витим, Киренск, Улан-Уде (конечный пункт).

Во всех населённых пунктах нас очень тепло встречали, проводилась активная работа с администрацией, местными краеведами. В школах по ходу экспедиции проводили лекции и читали доклады по истории трассы Алсиб.


Итоги обследования аэродромов


Аэродром на мысе Чаплино

В годы войны это был запасной аэродром, изыскания по которому были начаты марте 1944 г. Это самый восточный аэродром трассы.

На современном этапе аэродром не действует. Территория находится в управлении Национального парка «Берингия». На косе стоит временная база национального парка, а также погранзастава.

Среди антропогенных объектов – множество разбросанных перфорированных металлических листов – аэродромных плит, причём трёх типов. Скорее всего, плиты укладывались ещё в годы войны, а затем обновлялись уже в послевоенное время. Время закрытия аэродрома не установлено.

Объекты приаэродромной инфраструктуры времён войны не выявлены. На косе сохранились разрушенные остатки самолёта, представляющие собой каркас из сильно коррозировавших алюминиевых труб и остатков авиационной гофры. Судя по стойкам шасси и общей геометрии это могут быть остатки самолёта ПС-7 (пассажирская модификация двухмоторного разведчика Р-6) конструкции А.Н.Туполева.[3]


    Остатки самолета на косе Чаплино (фото П.А. Филина).


Рядом с остатками самолёта находится массивный и довольно архаичный металлический прицеп, назначение которого не ясно, возможно, разновидность скрепера для выравнивания полосы.



   Техника на мысе Чаплино (фото П.А. Филина).


Уэлькаль

08.08.21-го  было проведено обследование аэродрома Уэлькаль – базового аэродрома Красноярской воздушной трассы. Предварительно были проведены работы по изучению космоснимков и исторических источников, по которым было локализовано местоположение исторической ВПП и приаэродромной инфраструктуры.

В годы войны это был один из базовых аэродромов трассы, построенный рядом с эскимосским поселением на длинной и широкой песчано-гравийной косе (см. фото заставки). Изыскание аэродрома началось весной 1942 г., проектирование и строительство -- в летний сезон 1942 г. Строились две полосы – одна с деревянным покрытием, вторая -- временная грунтовая, которая с заморозками проливалась водой для укрепления грунта. Техническое решение по строительству деревянной полосы было уникальным: на подготовленное гравийное основание укладывались деревянные бруски, образующие клеточный каркас. В образовавшиеся ячейки утрамбовывалась специально приготовленная смесь гравия с песком и глиной. Эта взлётно-посадочная полоса служила до 1962 г.

На современном этапе аэродром не действует. По данным местных жителей, он перестал эксплуатироваться ещё в 1980-х гг. Сейчас снабжение посёлка Уэлькаль ведётся вертолётом. Была попытка построить ВПП в середине 2010-х гг., но работы были остановлены.

В ходе обследования были выявлены фрагменты деревянной ВПП военного времени. Сохранились лишь отдельные фрагменты этой ВПП, не более 3-5%. Кроме того, были обнаружены во множестве снятые металлические аэродромные плиты.


    Остатки деревянной полосы в Уэлькале (фото П.А. Филина).


  Фото истребителя на деревянной полосе в Уэлькале.

Объектов приаэродромной инфраструктуры времён войны выявить не удалось. После войны в районе аэродрома была развернута воинская часть, которая просуществовала до начала 2000-х гг. и поглотила все постройки времён войны. В районе ВПП зафиксированы большие объёмы мусора, бочек, остатков различной техники, тянущиеся по косе на расстоянии не менее 3 км. Всё это требует очистки, но обязательно с участием специалистов-историков, т.к. среди металлолома встречаются интересные объекты техники, немецкие и американские бочки времён войны и другие артефакты. В районе ВПП зафиксированы остатки двух самолётов – один в лагуне и второй примерно в 8 км на юго-запад (местечко «на крыльях»), где обнаружен стабилизатор истребителя Як-9У[4] и фрагменты сильно коррозированных труб из алюминия, гофры.

    Фото остатков самолёта в 8 км на ю-з от ВПП в Уэлькале (фото П.А.Филина).

Рядом с посёлком на месте старого кладбища находится мемориал, где похоронены двадцать лётчиков, погибших во время перегона. Точное местоположение захоронений утрачено. Все обозначенные крестами захоронения являются кенотафами.


Аэропорт Анадырь (Горка)

Обследование проведено в два этапа. Не дожидаясь прибытия основного состава РГО, группой военных топографов и специалистов по аэродромной инфраструктуре, прибывшей в Анадырь раньше, 29.07.2021-го были проведены работы по обследованию промежуточного аэродрома Анадырь Красноярской воздушной трассы. Аэродром располагается примерно в 12 км на северо-запад от пос. Угольные Копи в местности «Горка» (сопка «Волчиха»). На основе архивных документов и визуального осмотра была проведена работа по определению местоположения ВПП на местности, определены координаты ВПП, выполнена топосъёмка, фото-видеофиксация, проведена шурфовка. По историческим источникам известно, что проектирование и строительство начато в летний период 1942 г. Чукотской авиагруппой ГУСМП. В зимнее время самолёты сажали на лёд бухты Мелкая.

  
     Вид на губу Мелкую, где в 1940-х существовал приаэродромный посёлок (фото П.А. Филина).

На современном этапе аэродром не используется (начиная с 1980-х гг.). Прослеживается грунтовая полоса 1200х50 м, заросшая примерно на 60% низкорослыми растениями и кустарником, явных очертаний ВПП не имеет, границы сильно размыты.

Приаэродромных построек времён войны не выявлено, по всей видимости, они были поглощены более поздним посёлком Шахтёрский, который сейчас представляет собой заброшенный город-призрак, закрытый в 2000-х гг. Современный аэродром -- аэропорт Анадырь (Угольный) -- построен в 1958-1959 гг.


Аэропорт Танюрер

В период со 2-го по 8.08.21 были проведены работы по изучению остатков аэродромной инфраструктуры в районе реки Танюрер на Чукотке. Это был один из промежуточных аэродромов Красноярской воздушной трассы, работы по постройке которого производились в 1944 г. Изыскания в районе оз. Красное были начаты в начале 1944 г., выбран участок на реке Танюрер недалеко от впадения в реку Анадырь. Строительство началось в летний период 1944 г., когда в совершенно безлюдную тундру были завезены более четырёхсот рабочих и техника. Были построены приаэродромный посёлок и ВПП, на которою уложили аэродромные плиты, поступившие из США по программе ленд-лиза.

Экспедиционный состав РГО и военных 2.08.21 высадился в районе метеостанции «Танюрер», где был разбит полевой лагерь, после чего вертолёт вернулся в Анадырь. По погодным условиям, вертолёт смог забрать группу только через неделю. За этот период были проведены многочисленные радиальные маршруты для изучения приаэродромной инфраструктуры.

Было установлено, что вся территория бывшего аэродрома сильно заросла ольховником, ивой и кедрачом высотой до четырёх метров и представляет собой труднопроходимую лесотундру, по которой крайне затруднительно перемещаться. У участников экспедиции вызывала удивление скорость поглощения антропогенных объектов природной средой. На местности были проведены работы по аэрофотосъёмке, топосъёмке, определены границы ВПП и рулёжных дорожек, границы приаэродромного посёлка. Проведена шурфовка в районе ВПП и рулёжных дорожек для определения подстилающих пород. Кроме того, выполнены геофизические исследования с использованием георадара.


     Геофизические исследования с использованием георадара, аэродром Танюрер (фото П.А. Филина).

Границы ВПП практически не читаются, с трудом прослеживаются рулёжные дорожки. Обнаружен незначительный фрагмент 30х40 м, застеленный аэродромными плитами и заросший кустарником высотой до 3,5 м.

Практически не сохранился приаэродромный посёлок, все дома руинированы до состояния археологических объектов. Сохранились лишь дом метеостанции, баня и здание ДЭС, которые предположительно, на основе типологического анализа и сравнения с историческими фотографиями, можно отнести к периоду Великой Отечественной войны.

 

     Здание метеостанции Танюрер (фото А. Бормотина).


Вдоль реки Танюрер на заросшей береговой дюне выявлены сильно руинированные и задернованные остатки ряда построек временного и постоянного характера. Интересным типом временных построек являются сооружения из листового железа, которое получали из американских разрезанных и раскатанных бочек из-под топлива.

В ходе обследования приаэродромной территории найдены многочисленные бочки с американскими маркировками 1943-1945 гг., а также образцы американской и отечественной техники.

На фотографии ниже -- остатки Студебекера (Studebaker US6 — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 годы. Был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу):




А это, с большой вероятностью, бывшая прожекторная установка на шасси ЗИС-12:




Этот объект в кустах – с большой долей вероятности, остатки кабины от Форда-6, точнее Форд-2G8Т:



Здесь, собственно, капот Форда-6 (2G8Т):




В береговой черте, совсем раздавленный льдами, лежит джип, скорее всего, Ford GPW (разновидность американских Willys MB, которые в годы войны выпускались в разных модификациях. Компания Willys не справлялась с поставками и просила помощи у Форда).



 

Тягач REO 29-XS (F-1). Автомобиль выпускался с 1942 г. в качестве сёдельного тягача, аэродромного топливозаправщика и ремонтно-эвакуационной машины. Строились такие машины в Детройте.


   Американский тягач REO 29-XS (F-1) в районе аэродрома Танюрер (фото П.А. Филина).


По прилегающей к аэродрому территории разбросаны фрагменты самолёта (самолётов), которые можно предварительно атрибутировать как СИ-47. Среди фрагментов особенно выделяются находки центроплана самолёта и двигателя.


 Остатки мотора, Танюрер (фото П.А. Филина).

Скорее всего, данный фрагмент был подтащен к берегу для его разборки и частичного вывоза на судах. Исторические сведения о самолёте не выявлены.


 Остатки центроплана. Фото П.А. Филина.


На противоположной стороне реки Танюрер находится кладбище со стелой, которая, судя по шильде, установлена «силами 314 ПАРМ-1В/Ч 15424 25 июля 1953 г.». На стеле перечислены имена пятнадцати военнослужащих. Найти данные об этой авиакатастрофе пока не удалось. В экспедиции были проведены работы по укреплению покосившейся стелы.


     Укрепление основания стеллы и её выпрямление. Аэродром Танюрер (фото П.А. Филина).

При обследовании остатков кладбища, удалось разобрать надпись на одной сохранившейся табличке: «Таюнват Иван Михайлович 1951-1957». Из этой находки сделали вывод, что здесь было общее кладбище посёлка.

 

  Табличка с надписью «Таюнват Иван Михайлович 1951-1957» (фото П.А. Филина).


Продолжение следует.

Автор: Павел Анатольевич Филин, историк, зам. директора Арктического музейно-выставочного центра.



[1] Орлов Д. Филиппов В. От Сибири до Победы. Красноярская воздушная трасса Аляска — Сибирь. Красноярск : ООО «Издательство Поликор». 2015. С. 49.

[2] Перегоночная трасса Аляска – Сибирь. Документы, воспоминания, фотографии. Якутск. 2015. С. 8.

[3] Определение специалиста по авиационной технике С.А.Закурдаева.

[4] Тип самолёта определён специалистом по авиационной технике С. Закурдаевым.






далее в рубрике